Жизнь после эксперимента. Life 1958 года.

Jan 27, 2012 23:04




Они никогда не виделись и даже не писали друг другу писем.
Алексей Куцков вырос в Москве, Стивен Лапекас - в Чикаго.
Их судьбы пересеклись лишь однажды, когда обоим было по 16 лет.
Советскому и американскому школьникам суждено было представлять свои державы в одном из эпизодов исторического соревнования СССР и США - чья система образования лучше.

А началась эта история в солнечный осенний день 1957 года.

5 октября газета "Правда" опубликовала сообщение ТАСС: в СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли.
Десятиклассник Леша Куцков и его товарищи из 49-й московской школы, как и все советские ученики, студенты, инженеры, рабочие и колхозники, ликовали.

Русское слово sputnik в тот же день услышал и другой герой нашей истории, американский школьник Стив Лапекас - о прорыве русских в космос говорила вся Америка, хотя эмоции были иными...

Газеты Америки отводили спутнику первые полосы.
Соцопрос, проведенный сразу после запуска спутника среди жителей провинциального Балтимора, показал, что более 60% горожан узнали о запуске в первый же день; 17% достаточно хорошо представляли себе, что произошло, столько же могли рассказать о полете аппарата.
В Вашингтоне же наблюдался настоящий шок.
По американской истории, казалось, прошла межа, разделившая ее на эпоху до и после спутника.
На вопрос службы Гэллапа: "Как русским это удалось?" - 30% ответили, что "русские лучше работают", 20% приписали успех достижениям германских ученых, 15% посчитали, что "у русских все лучше организовано"...
Более половины опрошенных из Вашингтона и Чикаго сочли, что запуск сателлита - это удар по престижу Америки.
В том, что это так, в Белом доме не сомневались.
Спутнику суждено было стать буксиром американской науки и образования.
Стремительно реформировалась работа научных центров и университетов.
Журналисты же копнули глубже: почему университеты?
Почему не начать со школы?
Ведь следующие технологические прорывы и у русских, и у американцев - за нынешними выпускниками...
За старшеклассниками Куцковым и Лапекасом, решили в популярном журнале "Лайф".
То есть выбор пал на этих "подопытных" ребят из СССР и США не сразу.
Сначала (и надо полагать, не только в журналистских умах) родилась головокружительная идея...

Подопытныe.

Кризис школьного образования - то, о чем говорили давно и без толку - четко высветил советский спутник, писал "Лайф" 24 марта 1958 года.
Школы переполнены, учителей не хватает.
Зарплату им платят нищенскую, а иным лучше бы и вовсе не платить.
Детей кормят завтраками, заботясь об их желудках, а до умов никому нет дела.
Способным ученикам не уделяется должного внимания, а с бездарями возятся.
Общих положений о школе и школьных программах не существует.
И это американская школа? Невозможно! А что у русских?
Экспериментировать решили на живых людях: взять советского и американского школьников и ходить в течение месяца за ними по пятам.
Как учатся, что читают, чем занимаются после уроков.
Тут-то и станет ясно, чья система образования лучше.
Уже в начале 1958 года американская делегация приехала в столицу СССР искать "жертву".
Приглянулась (или кто надо ненавязчиво посоветовал?) школа N49 на Фрунзенской набережной.
Алексей Куцков до сих пор не знает, почему выбор пал именно на него.
Отец погиб на фронте, мать - инженер, настояла на занятиях музыкой, купила пианино.
В 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол.
Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы.
- Директор школы Мария Полуэктовна Скворцова, сейчас уже покойная, объяснила мне, что американцы будут целый месяц рядом со мной, чтобы понять, как учатся и живут советские школьники.
Особого акцента на то, что я представляю свою страну, она не делала, но просила постараться.
И я старался.
Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках 10 "Б", где учился Куцков, сопровождали его на волейбольные тренировки, в музеи, на школьные вечеринки и в гости к друзьям.
Алексей Куцков уже и не помнит, как звали американских гостей, которые провели с ним весь февраль 1958 года.
- Им было где-то за 30, но мне, 16-летнему, они казались людьми в возрасте.
Оба высокие, наверное, под метр восемьдесят пять, и выглядели респектабельными джентльменами.
Во всяком случае, мне тогда джентльмены представлялись именно такими.
Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками.
Ни о какой дружбе между нами не было и речи.
Весь месяц "исследователи" питались в ресторанах, но меня с собой не пригласили ни разу.
Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки.
Возможно, это входило в условия эксперимента: все должно было быть как всегда...
Вообще-то дотошными они были ребятами.
Но и воспитанными - если я говорил: сюда я пойду один, не приставали с уговорами.
Например, они ни разу так и не побывали у меня дома, хотя очень хотели.
У меня тогда болел дедушка, и я сказал: ко мне нельзя.
Посокрушались, но не настаивали...
Каждое утро они поджидали меня в школе.
Сидели на уроках, на переменах, правда, оставляли в покое.
А после уроков мы вместе ехали куда-нибудь.
О том, что точно такое же исследование проводилось и в американской школе, что был некий "подопытный" Стивен Лапекас, я узнал уже потом, когда мне подарили номер журнала "Лайф".

Программа исследования, критерии для сравнения двух систем образования составлялись американцами.
Они хотели выяснить, что Америка и СССР подразумевают под "хорошим средним образованием".
Сравнивали набор изучаемых в школах предметов; отношение к занятиям учеников; книги, которые они читают, как проводят свободное время.
Результаты исследования были опубликованы в журнале 24 марта 1958 года и совершенно потрясли Америку.
Выяснилось, что хотя Алексей и Стивен ровесники, Алексей как минимум на 2 года опережает американца по образованности.
Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию.
Для него самый сложный предмет - геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю.
Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает.
Алексей читает Шекспира и Шоу, а Стивен только закончил приключенческую книгу Стивенсона.
И вообще, подчеркивают авторы эксперимента, в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями.
В советской же школе это недопустимо.
Оба юноши активно занимаются спортом.
Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне.
Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой.
Стивен каждый день встречается со своей подругой, любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл.
У Алексея же почти нет свободного времени, а отношения с девушками явно отстают от американского стандарта.
Стивен общительный, с чувством юмора, лидер во всех школьных мероприятиях.
Алексей трудолюбивый, целеустремленный, даже агрессивный.
Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж.
Но он знает, что это не гарантия его успеха в жизни.
Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба.
Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам - химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам.
Есть, правда, проблемы с историей, но отнюдь не по вине ученика: после смерти Сталина школьный курс переписывается, и экзамен по современной истории пока отменен.
И вообще в России и Восточной Европе у детей больше резона учиться.
В СССР ученые и инженеры - представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды - это образование.

...Выводы из эксперимента Америка сделала.
Хотя подошла к делу по-своему, по-американски прагматично.
Нищих учителей в США не стало, а школ стало больше.
Администрация запустила программу поддержки наиболее способных учеников - им выделялись стипендии.
Словом, американская школа забыла о бедности.
Но тогда, в 1958 году, случилось еще кое-что: американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением русских, за которыми придется тянуться и от которых непросто будет не отстать.

Жизнь после эксперимента.



В 2001 году Алексею Куцкову исполнилось 60.
Он заместитель гендиректора "Норильских авиалиний", отвечает за вопросы безопасности и качества.
"Главное в нашем деле - это образование персонала и пилотов, - убежден Куцков. - Ведь 70% всех авиакатастроф, происходящих в мире, случаются по вине летного состава".



60 лет и его коллеге Стивену Лапекасу.(Фото 1958г).

Он тоже связал свою жизнь с авиацией.

- Мне, конечно, хотелось бы как-нибудь увидеться со Стивеном, поговорить с ним.
Но сначала я не знал, где его искать.
Потом, когда по работе бывал в Америке, попросил знакомых свести нас.
Но Лапекас от встречи отказался.
Я же не стал настаивать, - рассказывает Куцков.

Стивен Лапекас предпочитает больше не общаться с журналистами, не вспоминать тот месяц из своей жизни в 1958 году.
Куцков считает, что Лапекасу это просто неприятно, ведь не он стал победителем.
Сам Стивен подтвердил это предположение в короткой беседе с корреспондентом The Moscow Times в 1998 году - единственном исключении из правила не встречаться с прессой.
Еще он сказал, что обижен на "Лайф", потому что в той статье он предстал "танцующим мальчиком", не знающим ничего, кроме рок-н-ролла.
Такая слава на всю Америку ему, мягко говоря, неприятна.
Что было после школы?
Окончил университет штата Иллинойс по специальности "физкультура".
Потом учился в военном колледже,получил второе высшее образование.
5 лет отслужил в армии.
Уйдя на гражданскую службу, Лапекас стал работать в американской авиакомпании Trans World Airlines (TWA).
В течение 30 лет он был в ней пилотом.
Еще "на счету" Лапекаса двое детей от первой жены, двое - от второй и два внука.
В России никогда не был.
Алексей Куцков тоже слегка обижен на "Лайф".
"Когда меня снимали для обложки, фотограф поставил меня прямо на солнце.
Мне пришлось сощуриться, а в результате вид получился насупленный и агрессивный.
Особенно по сравнению с весело улыбающимся Стивеном", - говорит он.
В остальном же Куцков, конечно, горд, что не подвел свою страну.
Он считает, что действительно очень многим обязан своей школе, в которой директор Скворцова собрала лучших преподавателей.
Даже танцам в ней учили артисты Большого театра (вот он, секрет "случайного выбора" объекта?).
Школу Алексей, кстати, окончил с серебряной медалью.
Но она не пригодилась - в Московский авиационно-технический институт он поступал в тот год, когда с серебряной медалью вместо одного экзамена пришлось сдавать все.
Но при конкурсе 17 человек на место поступил легко: "Авиация была моим хобби еще в школе, когда я строил модели самолетов. Поэтому и поступил в МАТИ на факультет авиационных приборов".
Куцкова распределили на работу в Шереметьево, где тогда находилась авиационно-техническая база полярной авиации.
В 26 лет он уже был замом главного инженера этой базы, летал в Тюмень и на Северный полюс.
А в 1970 году Куцков был отобран на подготовку к космическому полету в отряд космонавтов.
Но через год, после гибели экипажа Добровольский-Волков-Пацаев (их спускаемый аппарат разгерметизировался во время возвращения на Землю), дело затормозилось.
Пошел в аспирантуру ГосНИИ гражданской авиации.
Приказом министра в 1974 году был направлен на работу в Госавианадзор.
В этой организации, следившей за безопасностью полетов, Куцков проработал до 1991 года, дослужившись до начальника управления по расследованию и профилактике авиационных происшествий.
За 20 лет работы Куцков лично расследовал более 60 авиационных происшествий и инцидентов.
Все материалы расследований, проводившихся Госавианадзором, помечались грифом "секретно".
Только в 1990 году Куцков лично рассекретил материалы за последние 10 лет.
- Это был результат перестройки и гласности.
Потом мне уже часто приходилось работать с журналистами, - говорит Куцков.
Но первый контакт - с "Лайфом" - память на всю жизнь.

И в продолжение темы.

43 ГОДА СПУСТЯ.
Как дела в школе?

На вопросы "Итогов" ответили Мэри Аттала, ученица 10 класса частной католической школы города Фармингтон Хиллс штата Мичиган (США), и Алексей Станчинский, ученик 11 класса общеобразовательной школы г. Москвы (Россия).

- Какие предметы вы изучаете?
Достаточно ли вам школьной подготовки для продолжения образования?

Мэри : Я сама выбрала в этом году все самые сложные предметы, но мне казалось, что должно быть чуть-чуть полегче. В старших классах нам разрешается выбирать предметы, причем каждый из них - трех категорий сложности.
Если возьмешь что потруднее, потом это зачтется при поступлении в университет.
Я выбрала экономику, геометрию, биологию и историю.
Ну и плюс обязательные - алгебра, английский, французский и обществоведение.
Геометрию можно выбирать с 9 класса, только если у тебя пятерка по алгебре.
Биологию - если хорошо учился по физике и химии, экономику - если тоже было все в порядке с алгеброй.
По спорту выбрала плавание, по дизайну - компьютерный дизайн.
Вот теперь никак не решу, что выбрать на следующий год по этому предмету - керамику или ювелирное дело.

Алексей : На выпускных экзаменах можно выбрать три предмета из пяти обязательных, но в течение учебного года программа стандартная.
Специальными предметами приходится заниматься уже самостоятельно, вне школы.
Я хожу на курсы английского, платные, естественно, слушаю лекции на факультете права в университете, занимаюсь с преподавателем.
К поступлению на юрфак ведь надо готовиться по предметам, которые в школьную программу вообще не входят, - истории и теории государства и права.

- Вам пришлось перейти в новую школу. Почему?

Мэри : Про то, что в 9-м классе я перейду из обычной школы в школу для девочек, я знала еще с детского сада.
Всякий раз, когда мы проезжали мимо этого здания, родители говорили: вот вырастешь, будешь здесь учиться.
Я даже не спрашивала почему.
Я в принципе люблю учиться, и уроки меня совсем не напрягают.
Но мне не нравится в новой школе то, что приходится носить форму и сидеть весь день без обеда.
Да и с друзьями пообщаться некогда: звонок - и все по автобусам да по машинам.

Алексей : Мою прежнюю школу прямо перед началом учебного года почему-то решили реорганизовать, класс расформировали.
Поскольку большая часть занятий все равно проходит вне школы - в институт надо готовиться, - то мы выбрали ту, что ближе к дому.
В принципе здесь есть хорошие учителя, но учиться порой бывает даже не то что скучно, а такое ощущение, что ничего нового не слышишь.
По истории, например, практически все зависит от личных вкусов и политических симпатий учителя - говорю это как человек, сменивший три школы.

- А художественную литературу читаете?

Мэри : В основном по программе, на что-то другое совсем не хватает времени.
Сейчас читаю "Историю двух городов" Диккенса, а в каникулы прочитала "Гроздья гнева" Стейнбека.
Честно говоря, Стейнбек больше понравился, у Диккенса язык очень сложный.
А летом хочу прочитать "Войну и мир" Льва Толстого.
Нам учительница говорила, что в России эту книгу читают в школе, и даже пообещала, что тому из нас, кто прочитает ее от начала до конца, это зачтется на годовой оценке.
Я попробую, хотя книга такая толстая...

Алексей : Русскую классику осилил всю...
Увлекался Пелевиным, Кастанедой, Азимовым, Марком Твеном, Гаррисоном.
Хорошие пьесы тоже люблю - в театр хожу часто.

- А бывает такое, что хочется просто подурачиться?

Мэри : Еще бы! Обожаю, когда в школе, например, бывает "пижамный" день, когда все приходят на уроки в пижамах и тапочках, даже учителя.
Или когда устраивается день "шухера на голове".
Это когда все вытворяют со своими прическами бог знает что.
Я считаю, что это здорово, когда таким образом тебе помогают избавиться от комплексов.
Ведь если ты скучный человек, то ты и в жизни мало чего добьешься.

Алексей : Я думаю, что на жизнь надо вообще стараться легче смотреть, думать, но не задумываться до депрессухи.
А насчет подурачиться - главное, чтобы это не стало целью жизни.

- А часто вы разыгрываете учителей?

Мэри : Чаще они нас.
Однажды, например, нам дали писать контрольную по истории.
Учительница раздала всем листочки и сообщила: с бумагой в департаменте образования напряженка, поэтому со всех учащихся велено собрать по 10 центов.
Народ просто взбесился!
Нас заставляют писать контрольную и еще деньги берут!
Учительница сначала молчала, а потом говорит: "Теперь, я думаю, вы поняли, как начинались сто лет назад бунты из-за поднятия налогов на чай".
Мы потом неделю этот ее трюк обсуждали.

Алексей : Да вряд ли нашим учителям с их зарплатой и проблемами до розыгрышей - боюсь, юмора не оценят.
С друзьями поприкалываться - другое дело.

- Что такое успех?

Мэри : Это когда у тебя есть все то, о чем мечтал с детства.
Чтобы была любимая семья, любимая работа и теннис.

Алексей: Успех - это когда все хорошо и в личной жизни, и в карьере, и чтобы одно не мешало другому.
Это когда есть и настоящие друзья, и настоящая любовь, и работа, которая одновременно и интересна, и оплачивается хорошо.

- Мэри, что ты знаешь про русские школы?

Мэри : Знаю, что там больше строгости и порядка, что там дети больше читают и меньше занимаются спортом.

- Алексей, а ты что знаешь про американские школы?

Алексей : Со стороны кажется, что в Америке - не школы, а сплошное развлечение, тусовка.
Учиться, мне кажется, там легче, чем у нас, и программы облегченные, лишними знаниями голову не забивают, зато в старших классах можно специализироваться на тех предметах, которые в будущем пригодятся.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА.

Что хорошо и что плохо в России и в США - однозначного ответа нет.

Президент Российской академии образования (РАО) Николай Никандров считает американский эксперимент 1958 года по сравнению систем образования СССР и США не более чем любопытным фактом.

- Такое исследование далеко от научного.
Чтобы получить действительно научный результат, нужны годы.
Да и изучать следует не отдельно взятых людей, а статистику.
Такого полномасштабного исследования в те годы не проводилось, хотя отдельные попытки были.
Сейчас специалисты РАО заняты аналогичными исследованиями, но окончательных результатов пока нет.
А значит, нет и однозначного ответа, что хорошо и что плохо у нас и в США.
Иностранцы, изучавшие советскую и российскую системы образования, всегда приходили к выводу о том, что она неплохая в целом и в частностях.
После "спутникового шока" американцы действительно внимательно следили, да и продолжают следить за нашей системой образования, но прямого заимствования - так, чтобы брались целые учебные программы, - нет.
В последнее время мы по очереди берем друг у друга "недостающие детали".
За последние 15 лет в нашей системе образования произошли почти революционные преобразования.
В них есть и хорошее, и плохое.
Например, зафиксировано снижение уровня школьной подготовки.
Раньше советские школы входили в пятерку лучших школ мира, сейчас мы отступили в третью десятку.
США же своих позиций не изменили - как были во второй десятке, так в ней и остаются.
Изменения в сфере образования вызваны в первую очередь политическими реформами: изменился строй, изменилась и школа.
При Горбачеве в школе появилась свобода.
Учитель смог говорить гораздо больше, чем раньше.
Мы американизировались - появилась возможность выбора предметов.
Но свобода чревата анархией - стали появляться, например, учебники истории, где роль отечественных полководцев в Великой Отечественной войне сводится до минимума, а все заслуги приписываются союзникам.
Американцы, кстати, уходят в сторону образовательного стандарта - увеличивается набор обязательных предметов. Продолжается и тенденция к подготовке специалистов широкого профиля, например, инженерная подготовка подразумевает, что четверть времени будет потрачена на гуманитарные науки.
В российской же школе переход к выборочной системе образования до сих пор не подкреплен правовой базой. Законодательно не принят образовательный стандарт, есть только базово-учебные планы.
Кроме того, у нас постоянно идут шатания - то в сторону естественных наук, то - гуманитарных.
Хотя уровень подготовки по естественным наукам остается достаточно высоким.
Именно по этим предметам содержание отечественных учебников регулярно "перекочевывает" в американские учебные пособия.
В этом году начинается эксперимент.
Из 60 тысяч отечественных школ будет отобрано 1,5 процента, которые перейдут на 12-летнее обучение, а выпускники будут сдавать единый экзамен, как в большинстве западных стран.
Если эксперимент окажется удачным, то на новую систему перейдут и все российские школы.
Но это произойдет не раньше 2007-2008 года.

Итоги №19, 2001г.

http://www.itogi.ru/archive/2001/19/123131.html

Архив, Политика

Previous post Next post
Up