Вчера, как и каждую среду, у нас было собрание группы. Мы рассказывали, кто что сделал за неделю, какие проблемы появились, что можно попытаться сделать в будущем... Эти 2 часа, а также утро среды (когда по законам русского "авось" и выполняется 50% работы) - самое интеллектуально напряженное время у меня. Беседа проходит очень интенсивно, к тому же приходится вникать в то, чем занимаются остальные члены группы (и чем дальше, тем менее понятно), так что после собрания обычно все расходятся по домам отдыхать (несмотря на то, что разбор полётов идёт всего до 6 вечера и в обычные дни наша троица (китаец, я и итальянец) сидит там до 8-9 часов минимум.
Но вчерашнее выступление научника из серии "всем сёстрам по серьгам" превзошло по интенсивности все предыдущие, поэтому сегодня только к 10:30 кто-то пришёл на рабочее место, и было видно, что наука сегодня не идёт... Если уж китаец пинал стол полтора часа, а потом заявил, что хочет пойти домой, приготовить суп и посмотреть телек, то о чём вообще можно говорить?
Вот и я решил в этот ранний послеобеденный час слинять из офиса, сесть с пиццей в студенческом центре у неработающего камина и, собравшись с мыслями, наконец-то написать о двух незабываемых неделях в Пущино.
Началось всё в апреле - читая блоги кого-то из российских астрономов я узнал про проводимую в Пущино ежегодную астрошколу. Вообще, подобные школы - не редкость в Европе или Америке: они обычно проводятся летом, когда у студентов каникулы, туда приглашаются аспиранты, постдоки и в течение нескольких недель известные (и не очень) профессора, специалисты (и не очень) читают интенсивный (и..ну, вы поняли) курс по какой-то узкой тематике. Но в России (насколько мне объяснили в Пущино),
АстроСОМА - это уникальное явление, которое началось на голом энтузиазме людей во главе с
В.С.Бескиным.
Тематика этой школы мне не очень близка - про
активные ядра галактик (чуть подробнее
тут) я знаю не очень много, а уж компьютерным моделированием не занимаюсь вообще, но во-первых, очень хотелось сделать летом что-то полезного в профессиональном плане, а во-вторых, раз уж я собираюсь возвращаться после обучения, то неплохо было бы понять, что вообще происходит в отечественной астрофизике, познакомиться с людьми, которые возможно будут меня принимать на работу, и с которыми я за эту работу буду конкурировать :)
Первый опыт общения с оргкомитетом не впечатлил - на мои заверения в том, что у меня русский паспорт, я буду в Москве и никакой поддержки мне не нужно, меня завалили убедительными просьбами указать, какие документы для российской визы я уже имею и в какой гостинице буду останавливаться... Как оказалось, это первая СОМА, проводимая в международном формате - рабочим языком школы был английский, лекции читал в том числе
Карл Гвинн - поэтому было достаточно много накладок, связанных с приездом иностранцев и проникновением через полупроницаемый барьер a.k.a госграница.
Количество заявок на участие было намного больше количества мест, и я был очень удивлён, что в итоге был туда принят (это с нулём публикаций, наблюдательной направленностью работы, к тому же совершенно в другой части э/м спектра :) Но, как я потом понял, упустив из-за визовых проблем часть иностранных студентов, они моей скромной персоной смогли поднять "международность" школы :) Ну, я не против, что хотите делайте, только не в печь сажайте.
За два дня до школы меня начало потряхивать - надо ехать в непонятное Пущино, решать какие-то задачи по гидродинамике (которую мне ни разу не читали), 2 недели не видеть друзей/родных ради сомнительной радости подышать пылью конференц залов со старой мебелью, да к тому же среди замкнутых ботанов (каюсь, каюсь, не ведал, куда еду)... Ещё оказалось, что половина программ, которые надо было установить на компьютер перед началом школы, у меня тупо не встали.... Что как бы намекнуло на разницу между требуемой подготовкой и моими знаниями..... Да я вообще не знал, что происходит на таких школах! Я был готов к тому, что там придётся отвечать на вопросы каждую минуту и при ошибке тебя под хохот участников изгоняют вон... Но всё обернулось совсем не так.
Как сказано в верхнем посте журнала, веду я его для себя, поэтому кое-чего из ниженаписанного будет не очень интересным, просто я не хочу это забыть.
Так вот, продолжаем: оказалось, что в город Пущино, в котором согласно
Википедии 9 научно-исследовательских институтов и 1 обсерватория, нельзя добраться никак иначе, кроме как на автобусе... И вот на остановке автобуса мне приметился весёлый парнишка, который явно выбивался из ряда дачников, пролетарской молодёжи и бабушек с рассадой (хотя, какая к лешему рассада в июле). Оказалось, что это он - Миша Лисаков, мнс из ФИАНа, работающий в группе, отвечающей за обработку данных Радиоастрона (и читающий на школе лабу по первичной обработке), к тому же, по случайному совпадению - мой сосед в гостинице. Ну, тут всё стало совсем не так грустно.
Вот Миша, каким серьёзным он мне увиделся в начале:
(он как раз читает лабу по коррекции данных)
А тут... ну, вы поняли:
Кстати, про
Радиоастрон - это самый технически сложный и ценный научный проект России за годы. Он вывел нас на лидирующие позиции в радиоастрономии, работающей по принципу
радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами. И это надолго - летать и работать Радиоастрону ещё несколько лет. Этот проект, что немаловажно, принёс в науку некоторые деньги, которые позволили учёным, отвечающим за него, сосредоточиться на работе, посылать своих сотрудников в зарубежные командировки, на конференции, и вообще, вести жизнь учёного по хорошим мировым стандартам (так мне рассказывали сами ФИАНовцы). Можете себе представить, как они молятся на этот проект?
Но и чисто в научном плане Радиоастрон очень хорош, поэтому не удивительно, что вся школа так или иначе вращалась вокруг него. Были ли это технические лекции по детектированию и сведению воедино сигналов радиоинтерферометра, общие лекции по пульсарам и чёрным дырам, лекции, где выводился матаппарат для расчётов динамики аккреции вещества с учётом магнитогидродинамики или компьютерные симулиции - всем этим занимаются сейчас люди, отвечающие за науку в нашем самом амбициозном космическом проекте XXI века.
Но давайте о школе по порядку.
Мы заселились в единственную в Пущино гостиницу (вот я этого не пойму - 9 научных институтов и всего одна гостиница, при том, что страна 20 лет, вроде как, живёт при рыночной конкуренции), сдали ключ (ага, 2013 год, а где-то в подвале ещё сидит токарь, который из деревянных чушек режет большие блямбы, навешиваемые на ключи, чтобы их нельзя было вынести на улицу) и пошли на первую лекцию. И тут началось бешено интересное приключение!
Потому что куча молодых, умных, энергичных, активных, интересующихся, ярких людей, занимающихся любимым делом слушали людей с такой же характеристикой, но вместо "молодых" надо читать "опытных".
Интересно? Тогда я начну показывать фотографии.
Вот так проходят 5 минут между половинками пар:
(на доске, если я ничего не путаю, тороидальная и полоидальные компоненты магнитного поля вокруг заряженной сферы - упрощённого представления центра АЯГ и все эти люди там стоят, чтобы задать вопросы).
После первой же пары я понял, как тут прекрасно. И как всё на удивление неплохо организовано - наши профессора вполне понятно изъясняются на английском, есть проектор, живая трансляция лекций в интернет, раздаточный материал, чай и печенье в перерывах (между прочим, чай получше всяких американских липтонов!)
Вот это мы пьём чай на лужайке перед главным зданием
ПРАО:
А это - играем в футбол после лекций.
Вообще, вечером, конечно, начиналось всё самое интересное - кто шёл обратно в обсерваторию, чтобы запустить какую-нибудь хитрую симуляцию, почитать книгу или просто пообщаться; кто-то гонял мяч по полю, собирал компанию купаться на Оку или катался на велосипеде; кто-то брал пиво, залезал на крышу с телескопом (или на сам телескоп, точнее, на его ферму, телескоп-то радио). А успеть-то хочется всё!
Из самых ярких воспоминаний:
-стоим ночью у выключенного фонтана (Пущинцы опознают место безошибочно) с прекраснейшим рязанским светлым пивом, и по угловой скорости спутника пытаемся определить его высоту (а также тип и страну-производителя).
-там же - Миша рассказывает, как написанный им скрипт на Perl показывал, какая песня будет играться по радио, чтобы выиграть конкурс и получить билеты на The Killers (и он их выиграл!)
-так долго проводали девушек, что столкнулись с Рустам Давудовичем, выходящим на рассвете из дома... Какой же насмешливо-мудрый взгляд он нам подарил.... Это, конечно, возраст, многократно помноженный на восточное происхождение... Оказалось, что последние предрассветные часы мы колобродили под его окнами....
Ну, и на обратном пути тоже встретили несокльких сотрудников ПРАО, которые, конечно, хорошо зная Мишу, не могли отказать себе в удовольствии остановиться, пожелать нам доброго утра и поинтересоваться, как вообще наши дела... :)
Как уже можно было понять, мои опасения насчёт ботанов были преувеличенными, но надо быть честными - не все ходили с нами в поля с гитарой пить коньяк и крепить дружбу между русскими и мексиканскими физиками, были и такие, которые, запершись в номере, пили чай и играли в пантомимы. Я слышал, что загадывались слова "Гносеология" и "Коротация". И они их отгадывали! Это прямо физическое наслаждение, когда вокруг умные и интересные (обязательно союз "И"!) люди.
Между делом рассказали про преподавателя МГУ, который, не желая ставить студенту двойку, всегда предлагал ему сыграть в
Детерминант - рисуется матрица 3*3, препод играет за ноль, студент - за неноль. Ставят числа по очереди, пока не станет понятно, чему равен определитель матрицы :) По-моему, гениальная идея! Говорят, что пока никто не выиграл :)
Вот так мы и проводили время - учились, гуляли, играли:
Так получилось, что вся начало астрошколы совпало с внесением в ГосДуру закона о РАН. Я уже несколько раз писал здесь, как приятно быть частью того, как приятно быть частью сего, но вынужден повториться - это было классно. В первый же вечер после ужина, не сговариваясь, почти все собрались в конференц зале (а надо сказать, что большинство ребят работают в институтах при РАН, то есть эта реформа их всех касается, и для людей, с наукой не связанных, сообщаю - все они категорически против реформы в её существующем виде), послушать мудрейшего и уважаемого
Р.Д.Дакгесаманского, выработать алгоритм действий. Все, в том числе и лекторы, досадовали, что не могут уехать из школы, чтобы быть на митинге... Ей богу, это очень походило на подпольную ячейку интелей из "Хищных Вещей Века" Стругацких. Кстати, позже, перед отъездом в штаты, я видел некоторых ребят из Школы на Площади Революции на митинге в поддержку РАН!
На вторую неделю я привёз из Москвы гитару и вечера (дорассветные) стали чуть громче и музыкальнее. Началось всё камерными посиделками в Женином кабинете ПРАО, а закончилось Мишиным бенефисом у костра на берегу Оки в последний день школы (Миша, спасибо, что переоткрыл для меня Зоопарк!) Было очень приятно сыграть песенку "
I get knocked down" так, чтобы потом она играла из колонок в конференц зале, но, чёрт побери, 5 лет упражнений ради одной песни - это довольно медленный темп...
Да, насчёт музыки - это было что-то вроде ритуала: мы собирались после ужина в лектории и по очереди запускали на большие колонки (а они там правда большие) по очереди одну песню из Контакта. И если песня нравилась - ты выходил во второй круг и мог потом поставить ещё одну - и так до момента, когда охрана попросит вас вон (вот тоже, кстати, характерная примета - тут даже думать смешно, что какой-то вахтёр будет решать, когда вам можно быть на работе, а когда - нет). Надо сказать, что в финале обычно оставались мы с Мишей :) И джазовый вариант "Звёздных воин" или "Вдоль по Питерской" Шаляпина стены этого зала будут помнить!
Надо признать, что вторая неделя была настолько насыщенной и интересной, что пришлось пропустить часть утренних лекций
Комиссарова. Во-первых, они были ну уж очень ранними, а во-вторых, похоже, я сдался в войне с тензорами. Я признаю их существование, понимаю в общих чертах, зачем они нужны и что с ними можно делать, но вот сам я делать это "что" не готов. Но там и кроме Комиссарова было на кого посмотреть. Вот она - приглашённая звезда из Принстона -
Саша Чеховской:
Ведь видно на фото, что парень в Америке учился преподавать? Если не видно, то вот ещё одно:
(тут он пантомимой изображает динамику вещества вблизи чёрной дыры)
На его лекциях, конечно, спящих не было. Это было высокоинтеллектуальное шоу с великолепной анимацией (как компьютерной, так и силами самого Александра) динамических процессов вокруг пульсаров и чёрных дыр. А уж какие у него лабы были... вах! Если не поленюсь, завтра добавлю простую гифку, одну из тех, что мы получили там.
Продолжу неструктурированный наброс воспоминаний. Вот эта фотография - самая суть астрошколы для меня:
Действительно, почему бы благородному дону не загрузить на ноуте пару мелодий для флейты в перерыве между лекциями?
Но надо отметить, что не всем было так хорошо и привольно. С нами были иностранцы, которым, конечно доставалось. Мексиканец Дэвид, которого я уже упоинал, старался не отставать от нас, пил коньяк, веселился под гитару, не побоялся залезть в ФИАНовскую общагу, но всё-таки разница в закалке дала знать - в последний день он отравился печеньем (не фигурально выражаясь - его на самом деле подкосила выпечка!) и загремел в инфекционное отделение. Когда мы прорвались к нему, то почувствовали гордость за нашу медицину - доктора на бодром английском выспрашивали у него рецепт настойки на кактусах. В общем, всё обошлось.
Но теперь надо пару слов сказать о еде. Когда я попал в эту столовую, количество моих подходов с подносом за добавкой было просто-таки неприличным! Картофельная запеканка, рассольник, говяжий язык, борщ, пюре с рыбой, компот из сухофруктов - всё это ложилось поверх богомерзких сендвичей такими упоительными слоями, что я, потеряв бдительность, не заметил предостерегающих взглядов опытных людей. А резоны для таких взглядов имелись! Дело в том, что была замечена любопытная закономерность - если в понедельник была варёная говядина, то во вторник обязательно присутствовала жареная, в среду - мясной салат, а в четверг - мясная запеканка, причём каждое последующее блюдо выглядело всё менее притязательно, а количество мяса в нём уменьшалось с каждым днём... То же происходило и с салатами: что Цезарь, состоящий из трёх ингредиентов (что, видимо, должно символизировать факт, что Цезарь умел делать одновременно только три дела, не больше), и винегрет, и овощной - они день ото дня теряли в цвете.
Но ведь не только теоретики были в зале! Была выработана стратегия тотального уничтожения еды, чтобы поварам не доставались объедки. Считаю, что мы сломали систему! А там, где повара всё-таки делали по-своему, пуская старую еду снова в дело, работало выработанное в детсадах и на продлёнке шестое чувство, позволяющее обходить подозрительные блюда. Вот отсутствие такого необходимого чутья и сыграло злую шутку с нашим Давидом :(
Но если мексиканец всё-таки был хоть как-то приспособлен (всё-таки в Дубне учится, ему попроще), то Роберт из Оксфорда, мне кажется, попал в другой мир. Его неизменные выглаженные брюки и начищенные ботинки немного диссонировали с окружающей средой :) А его рубашки, день ото дня всё более тёмных цветов, как мне кажется, символизировали траур по недостижимой западной цивилизации.
Вот так он - рыжий - пришёл на нашу прощальную вечеринку на пляж:
(в кадр не попали 30 астрофизиков в плавках, играющих в волейбол, купающихся в Оке и готовящих шашлык).
Но надо признать, что парень умнейший, конечно. По результатам финальной проверки он получил наибольшее число баллов из всех участников!
Потихоньку переходим к заключению.
В последний день лучшим ученикам были вручены призы и грамоты:
Саше Чеховскому достался бесценный подарок - книга В.Л.Гинзбурга (ссылку давать не буду, таких людей надо знать!) с его личным автографом. Зависть-зависть!
В ответ В.С.Бескину тоже была вручена "книга", которая, как известно, лучший подарок:
Ну, а закончилось всё так, как и должны заканчиваться лучшие дни:
Ещё пару слов - когда стоишь у таких телескопов, то каждый раз есть чувство гордости, что человечество может строить такие эстетически и технически совершенные объекты. Это правда завораживает.
- Уже во время этой Школы прозвучал призыв начать готовить следующую.
(На фото как раз работа такой инициативной группы.)
Вот было бы здорово туда попасть уже не с Wild Card, а полноценным участником. Именно для этого данный пост надо побыстрее отправить в печать и приниматься за дело!
Что в сухом остатке - десяток новых интересных людей; куча новых идей; доклад по Радиоастрону, который я готовлю тут, в Миссури; и чёткое ощущение, что если бы я про вас знал, ребята, то фиг бы я поехал в эти штаты...
Вот, вроде, и всё. до свидания, Пущино, очень хочется ещё с тобой встретиться, ага?
Ну, и, совсем напоследок - тост, рождённый во время школы AstroSOMA'13: "За
успехи физических наук!"