На исходе
первой недели июля мировые СМИ рассказали об инциденте с Октавией Наср
,
которая была уволена с поста старшего редактора CNN по ближневосточным вопросам за
короткую запись в Твиттере. Дословно опубликованный в
День независимости США
пост гласил: "Sad to hear of the passing
of Sayyed Mohammad Hussein Fadlallah.. One of Hezbollah's giants I respect a
lot..."/ «Печальная весть об
уходе Саййида Мохаммада Хуссейна Фадлаллаха. Один из гигантов «Хезболлы»,
которого я глубоко уважаю…»
«Согласно
заявлению Паризы Хосрави (Parisa Khosravi), вице-президента международной
службы новостей CNN, она провела беседу с Наср, по итогам которой журналистка
ушла в отставку с должности старшего редактора по Ближнему Востоку. Хосрави
отметила, что главной причиной для увольнения стал подрыв доверия к Наср,
которая поступила опрометчиво, опубликовав неофициальный комментарий с
политическим подтекстом, вызвавший серьезный резонанс в медиасфере. Октавия
Наср работала на CNN в течение 20 лет, большую часть из которых занималась
ближневосточной проблематикой».
В общем-то,
прокол. «Хезболла» числится в американском списке террористических организаций,
там же прописан и сам оставивший этот свет 4 июля шиитский шейх из Ливана. Октавия
высказала своё личное к нему отношение в частном блоге, но ей напомнили, что у
официального лица не должно быть публикаций, идущих вразрез с политикой
компании. Многочисленные награды и заслуги от увольнения не спасли.
Произраильское лобби высказало всё, что о ней думает.
От этой
истории можно было бы провести много интересных нитей. Например, к политике CNN, входящей в крупнейший
мировой «медиа-конгломерат» Time Warner.
В 2002 году, помнится, владелец Тэд Тёрнер вызвал гнев израильских СМИ высказыванием
в духе «в терроризме на Ближнем Востоке есть и вина Израиля».
Или к
журналистским кадрам CNN.
Ведь увольнение Наср объясняла вице-президент международной службы новостей CNN Париза
Хосрави (Parisa Khosravi), иранка, как можем видеть.
Или к теме политических
воззрений арабских христиан, к числу которых принадлежит Октавия Наср, и их
роли на Ближнем Востоке.
Или к теме
увольнений американских журналистов, где Ближний Восток лидирует как причина.
Ведь история с Наср случилась вскоре после истории с Хелен Томас.
Но для этого
небольшого экскурса ограничимся темой того, кто стал объектом короткой записи в
Твиттере - Саййидом Мохаммадом Хуссейном Фадлаллахом.
Как видно из
первого слова - Саййид - он происходит из семьи потомков Пророка Мухаммада
(число их в мусульманском мире измеряется десятками тысяч). Википедия (
http://en.wikipedia.org/wiki/Mohammad_Hussein_Fadlallah)
рассказывает, что великий аятолла (одно из высших духовных званий среди шиитов)
родом был из ливанской семьи, но родился (в 1935 году) и учился в шиитском
центре Наджефе в Ираке. В Ливане он осел в 1966 году, после 21 года изучения
религиозных наук в Наджефе. Это к
вопросу о том, сколько учатся, чтобы стать реальным мусульманским учёным. К
тому моменту он уже был известен, причём ещё и как поэт, что для арабского мира
традиционно много значит.
По возвращении
на родину, Фадлаллах основал Шариатский институт, публичную библиотеку, культурный центр для женщин и
медицинскую клинику. На всё это нужны были средства, но поиск ответов на
вопрос, откуда они были у шейха, останется за пределами нашего экскурса.
Отметим только, что это был период прихода к «авторитету» среди верующих нового
поколения шиитского духовенства - по-современному образованного, мыслящего,
рождающего ответы на вызовы эпохи. И, судя по комментариям в день его смерти
(нетолерантно по отношению к террористическим спискам США объявленного в Ливане
днём национального траура), Фадлаллах
стал третьим по известности среди лидеров новой волны - после Хомейни в
Иране и Систани в Ираке.
Это три
наиболее значимые для шиитского мира страны: Иран, Ирак и Ливан. В каждой из
них судьба шиитов в последние десятилетия складывалась по-разному и духовные
авторитеты играли в этом не последнюю роль.
Великие
аятоллы Фадлаллах и Али ас-Систани из Ирака - фигуры, пожалуй, не менее
интересные, чем великий аятолла Хомейни («великий» в данном случае - это часть
титулования). Все они обладали степенями марджа, что в шиитской традиции
является высшим рангом авторитета духовенства, если не трогать вопрос о
«скрытых имамах».
Фадлаллаха
комментаторы в плане воззрений помещают ближе к ас-Систани, являвшегося по
опросам, авторитетом и для значительной части нешиитского населения Ирака, так
что даже на Нобелевскую премию мира в 2005 году его выдвинули представители
христиан-халдеев. Как не вспомнить христианку Октавию Наср, с глубоким
уважением отозвавшуюся о Фадлаллахе? На Нобеля ас-Систани, кстати, не прошёл то
ли потому, что объявлял теракты против населения и межобщинные распри в Ираке
«выгодными оккупантам», то ли потому что издал фетву, призвавшую мусульман и
вообще всех верующих бороться с легализацией гомосексуализма.
Что касается
Фадлаллаха, то нелюбовь определённых кругов в США и Израиле он, конечно, заслужил.
Он оправдывал
вооружённое сопротивление палестинцев (не знаю точно его отношение к
самоподрывам, но теракты против мирного населения он осуждал).
Про американскую внешнюю политику говорил, что
"она, стремящаяся к мировой гегемонии - зло, и нет в ней хорошего". Он
призывал бойкотировать американские товары, запрещал мусульманам поддерживать
США в оккупации какой-либо мусульманской страны, обвинял ЦРУ в причастности к
терактам в Ираке (также как и Моссад).
В ноябре 2007 года он обвинил США в попытках
сорвать выборы в Ливане (на которых огромного успеха добилась единственная
всерьез сопротивлявшаяся израильскому вторжению сила - "Хезболла").
Избрание Обамы поначалу приветствовал, но затем выразил разочарование в политике
его администрации. 21 марта 2008 года в интервью Al-Manar TV шейх сказал в
связи с 60-летней годовщиной образования Израиля, что "еврейское
государство третирует Германию, используя тему Холокоста". Сионизм, мол,
причастен к отправке жертв в пасть Холокоста, который сам по себе имел гораздо
меньшие масштабы, чем 6 или даже 3 миллиона евреев, хотя на обсуждение этих
вопросов наложено табу.
Хотя мы видим сведения за
последние годы, авторитет тогда ещё не аятоллы в Ливане был достаточно высок,
чтобы говорить о причастности западных и саудовских спецслужб к покушению на
него в 1985, после массовой молитвы в мечети, когда из-за взрыва погибли
десятки человек. В 2006 на его двухэтажный дом сбросил бомбу израильский
самолёт. Тогда его уже «числили» в «Хезболле».
Но членом «Хезболлы»
он, конечно, не был. Слишком великая фигура. Кроме того, не склонная разделять
некоторые аспекты идеологии «Хезболлы», по крайней мере, определённого периода
(идеологическое развитие этой организации мне пока что мало знакомо). Так, идеи
«исламской революции» и политического образования под названием «всемирный
халифат» Фадлаллах не рассматривал, как говорят, как реалистичные. Сомневался и
в идее теократического правления. Видимо, и вообще роль структур, подобных
«Хезболле» (см ниже), в мусульманском мире
его смущала. Но разногласия аятоллы с «Хезбаллой» отступили перед его
поддержкой этой организации, когда она, по сути, выступила единственной силой,
способной защищать страну от вооружённой агрессии. За это «Хезбаллу» зауважали
многие, в принципе к ней радикальных симпатий не испытывающие.
Однако лично
мне интересно, не встаёт ли со смертью аятоллы вопрос. Основным акцентом его
деятельности в Ливане с самого начала, совпавшего, кстати, с учёбой Октавии
Наср в ливанском университете, было просвещение. Он не только на словах, но и
на деле ратовал за равноправие женщин (при этом хиджаб называл средством для
женщины быть человеком, а не объектом сексуальных прихотей), за искоренение
пережитков (в первую очередь пишут конечно о его призывах против женского
обрезания и «убийств чести»), за образование. Он стал духовным лидером
ливанских шиитов как раз с момента их социально-политического пробуждения,
уважаемым и другими общинами. И его отказ рассматривать немусульман как
исключительно неверных, признание, что Коран обещает рай и представителям
других конфессий - не могло не сыграть в этом своей роли, тем более в такой
многоконфессиональной стране как Ливан. Да и вообще на Ближнем Востоке. И сила
аятоллы не только в личной проповеди, но и в инфраструктуре, образовательной,
культурной, социальной в общем, формированию которой он всячески способствовал.
Но это же -
конёк всех гораздо более сегодня многочисленных, чем известные «Хезболла»,
«Братья-мусульмане» и «ХАМАС», полусетевых структур в мусульманской среде.
Именно их социальная роль обеспечивает им авторитет и позиции. Пока аятолла был
жив, его влияние, несомненно, касалось и членов «Хезболлы». Но теперь, когда
его не стало, поле его деятельности, по законам систем, не достанется ли
организованному сообществу? Оно, конечно, тоже может быть вполне прогрессивным,
но всё же…
При
подготовке материала также использованы:
http://www.lenta.ru/news/2010/07/08/loses/ http://edition.cnn.com/CNN/anchors_reporters/nasr.octavia.html http://en.wikipedia.org/wiki/Octavia_Nasr http://pda.lenta.ru/news/2005/03/07/nobel/