Mar 27, 2010 12:34
Романа Багдасарова
"Технократическое присутствие «лучшего мира» из виртуального неотвратимо превращается в реальное и грозит стать единственно возможным. Язык, с помощью которого оно себя выражает, безупречно лаконичен. Для того, чтобы презентовать свою продукцию в самых разных странах, рекламные производители, обслуживающие ТНК (транснациональные корпорации), безошибочно отбирают наиболее емкие , абсолютно соответствующие продукции словесные формулы. Может показаться даже, что на базе этого лексикона зреет некий метаязык, соединяющий народы по принципу потребления определенных товаров и услуг. Данный процесс можно было бы только приветствовать. В самом деле, если «цветущая сложность» (выражение К.Леонтьева), начиная с эпохи бронзы, так и не оградила человечество от войн и взаимной ненависти, то почему бы не принести его в жертву безмятежному существованию людей, даже если при этом будут стерты их сущностные разделяющие особенности (этнический стереотип поведения, черты религиозности, особенности быта)…
Культурная глобализация, тем не менее, учитывает и подобные претензии. Как можно убедиться, она предлагает сосуществование в едином пространстве психогенной цивилизации различных религиозно и этнически окрашенных феноменов, причем допустимый синкретизм никогда не поглощает их внешнего своеобразия. ...К сожалению, нельзя повторить того же самого о внутренней стороне «поглощаемых» национальных культур. Здесь нужно заметить, что культуры не существуют сами по себе, но входят, как составная часть, в такие более масштабные явления как Традиция и Цивилизация, а те, в свою очередь, никогда не возникают стихийно. Для поддержания как традиции, так и цивилизации, от людей требуется предельно напряженная осознанная деятельность. Работа такого рода направлена на воспитаниев человеке конкретных физических, псизхических, нравственных и духовных качеств. По тому какие именно качества пестуются, можно определить тип цивилизации. Традиция же следит за порядком приобретения этих качеств, ибо в итоге стремится заполнить собой весь внутренний мир человека без остатка. Означенные цели преследуют все специфические формы человеческой активности (иногда, наоборот, пассивности), присущие той или иной традиции"
культура,
глобальная угроза