«Я даже удивился поначалу, насколько творчество местных художников аполитично, неконфликтно, - говорит известнейший галерист, культуртрегер и эксперт в области современного изобразительного искусства Марат Гельман, который приехал в Ижевск на юбилейную выставку. - Другое дело, что, к счастью, я не вижу здесь политического заказа. Можно ведь восхититься готовой работой художника и повесить его картину у себя дома, а можно сделать в доме ремонт и заказать художнику написать картину определенного размера и в определенной гамме, чтобы дополняла интерьер. Так вот в первом случае для искусства нет никакого урона, а во втором - происходит творческая смерть художника, он становится конъюнктурщиком, работающим на заказ. И вот в Ижевске я вижу первую ситуацию. Выполняется главное условие: художники остаются свободными, делают то, что им интересно. Вероятно, политического искусства нет, потому что в Ижевске нет и оппозиции как таковой. Я бывал во многих российских городах, и могу сказать, что здесь очень спокойная политическая жизнь. А искусство - это отражение той ситуации, в которой живет территория».
Держаться корней
Общий интерес ижевских художников-авангардистов тем не менее обнаруживается без труда. Вместо рефлексий на общественные события, они обращаются к внутренней жизни человека. Исследуют взаимосвязи человека с землей, природой и культурой, в которой он родился и вырос. Авангардность в большинстве работ удивительным образом соединяется с патриархальностью. Не случайно практически все ижевские художники используют натуральные, природные материалы (дерево, глину, землю, кость, шкуры, шерсть, травы и ветви, натуральные ткани), тогда как работы многих столичных художников условно можно назвать «пластиковыми». Зоя Лебедева ткет ковры из стеблей, цветов, ягод, веток с почками… Анфим Ханыков режет христианские по духу и смыслу деревянные скульптуры, в которых традиция пермской религиозной скульптуры соединяется с авангардной манерой. Александр Пилин валяет наганы и автоматы из войлока. Роман Постников консервирует в трехлитровых банках удмуртскую грязь - влажную почву и глину из разных районов Удмуртии, в буквальном смысле сохраняя для будущего ту почву, основу основ, на которой произросла вся современная (да и традиционная тоже) культура.
http://udmpravda.ru/articles/v-izhevske-otmetili-yubiley-pervoy-vystavki-neofitsialnogo-iskusstva