30.04.2012
Не преступники, а «блаженные похабы»
Само по себе выступление Pussy Riot имеет серьезное сходство с тем, как вели себя юродивые. Сложность в том, что общество другое, девушки из панк-группы действуют в ином культурном контексте, поэтому и реакция несколько другая. О том, как выглядит выступление Pussy Riot в контексте двухтысячелетней истории христианства, «Эксперту» рассказала Елена Волкова, кандидат филологических наук, доктор культурологии, воспитавшая не одно поколение студентов на факультете журналистики и ино-странных языков МГУ
- У панк-группы Pussy Riot есть свое, хорошо продуманное в философском и религиозном аспектах, мировоззрение. Оно ясно сформулировано в коллективных интервью, блогах, а также в письмах Надежды Толоконниковой из тюрьмы. Они видят свою цель в критике различных форм диктатуры, шовинизма, рабского поклонения силе, коммерциализации, слепого следования традициям, унижающим достоинство личности, выступая за нонконформизм, свободу мышления, жизнетворчества, за приоритет неповторимой, Богом созданной личности перед безликой машиной одномерной пропаганды и подавления.
До «молебна» в храме Христа Спасителя главными объектами их критики были государство и семья. Действуя в русле философии свободы Бердяева, они находят угрозу для общества прежде всего в авторитарном государстве и его аналоге - деспотически организованной семье, в которой видят ложное проявление феминности (женственности) с характерной установкой женщин на физическую привлекательность, а мужчин - на коммерциализацию (куплю-продажу) женского тела и закрепощенность женщин в семье. Это феминистическая группа, выступающая против сексизма - за интеллектуальное и духовное развитие женщин, поэтому они обратились с молитвой к Богородице, прося ее стать феминисткой.
- Но форма этого обращения выглядела довольно шокирующе и оскорбительно.
- Слово «панк» (punk) и означает «дрянной», «негодяй» и обычно является нецензурным выражением (как и название группы). Молодежная контркультура панков (продолжающая бунт битников) развивает древние формы карнавальной шутовской культуры, уходящей в римские сатурналии, средневековые праздники дураков, карнавалы, скоморошество и прочее. У протестной культуры карнавала, которая бурно развивается сегодня на российских улицах и площадях, есть и более древние религиозные корни, которые мало различимы на митингах, но отчетливо видны в храмовом пространстве. Библейские пророки, среди которых были великие поэты, часто нарушали дух внешнего благоденствия и самодовольного успокоения верующих, бросая в лицо священникам и царям обвинения в беззаконии («Во дворцах своих собирают добытое грабежом и насилием»), за что претерпевали жестокие преследования и мучительные казни. Традиция пророчества как нравственного Божьего суда над обществом расцвела на Руси в виде подвижничества «блаженных похабов», или юродивых, названия которых близки по смыслу к панкам.
Юродивый мог не только ходить голым круглый год, демонстрируя наготу как знак греховности людей. Он мог разбивать иконы, как это делал Василий Блаженный. А мог и испражниться в храме, если клирики вели себя недостойно, или сесть голым задом на угли в монастырской печи, чтобы показать, что ожидает монахов после смерти за их распутство. Девчата-панки в этом смысле представили высокую религиозную традицию в довольно щадящем варианте, и всякий образованный верующий должен был оценить серьезность и глубину произошедшего события. Это наиболее яркий за последние годы акт современного юродства. Хорошо продуманный перформанс, выполненный в традиции театральной пантомимы юродивых и протестного панк-рока.
- Насколько адекватной, с вашей точки зрения, была реакция церкви?
- В Библии и житиях юродивых представлены две реакции на пророков и юродивых, обличающих власть и народ: уважение и преследование. Конечно, в идеале христиане (да и любой человек) должны уважительно и благодарно прислушиваться к любой критике в свой адрес. «Кто корит - тот дарит». Тем более что недовольство Pussy Riot тем, что патриарх поддержал Путина на выборах, и их совет - верить в Бога, а не в Путина, до этого выражали многие члены церкви на разных площадках. Панк-молебен - своего рода акт отчаяния, вызванный тем, что в церкви нет диалога с верующими и нет уважения к независимому личностному опыту богообщения и личному откровению.
Официальная реакция церкви оказалась демонстративно нехристианской, жестокой, лишенной не только уважения, но и милосердия, элементарного сострадания. При этом в церкви раздавались и голоса в защиту панк-молебниц, что говорит о существовании здоровой религиозности, которая находит все больше сторонников.
- Мне кажется, сначала нужно ответить на вопрос, что такое церковь. С этим столько путаницы в головах.
- Церковь в истории - это часто неудачный опыт коллективного следования за Христом, который можно либо отбросить, либо корректировать и развивать. В богословии церковь разделяется на небесную и земную, из-за чего в головах людей происходит смешение и замещение одного другим. Церковь небесная - великая тайна. Как все таинственное, она получает разные интерпретации, и многие представители земной церкви претендуют на принадлежность к мистическому Телу Христа (как определил церковь апостол Павел).
Социальный институт церкви тоже разнороден: бюрократическая верхушка (князья церкви) всегда в наибольшей степени оказывается поражена грехами властной машинерии, мало отличаясь пороками от светских власть имущих и стремясь служить более государственной власти, чем Богу (критика этой церковной подмены наполняет молитву Pussy Riot). В земной церкви, по идее, должно быть стремление приблизиться к идеалам церкви небесной, то есть устроить церковную жизнь в соответствии с евангельскими идеалами любви, в высшей степени демократическими, поскольку, как известно, перед Богом все равны.
В современной же земной церкви, напротив, доминирует желание сохранить жесткую иерархичность и беспрекословное подчинение священноначалию, что также подверглось критике в панк-молитве («все прихожане ползут на поклоны»).
- В чем вы видите общественную миссию церкви в нашем обществе?
- После распада СССР в нашем обществе была надежда на христианизацию общественной жизни. В этом многие видели гуманизацию отношений между властью и народом, уважение к святости человеческой жизни и личности как созданной по образу и подобию Божьему. Христианство должно было смягчить жестокость государственного аппарата насилия, которая стала нормой в сфере бизнеса, этике деловых отношений в целом, пронизывает многие сферы современной жизни. Христианизация многими виделась как миротворчество, защита слабых (детей, стариков, больных, бесправных иммигрантов, жертв аварий и терактов, невинно осужденных), стояние за социальную правду, то есть справедливость, проповедь любви к Другому (другого исповедания, другой национальности, другой культуры).
Но, как верно заметил игумен Петр (Мещеринов), нам не удалось преодолеть дух тотального нечеловеколюбия, потому что единственное, что в России удается возродить, - это советские формы жизни. Ничего другого. Попытка религиозного возрождения привела не к христианизации общественных отношений, а к идеологизации религии, которая по образцу компартии видит себя проводником единственно верного учения, которое следует насаждать везде, от образования до медицины, «чистым среди нечистых», идеальным сообществом в осажденной крепости, обороняющимся от многочисленных врагов. А потому жестоко преследует всякое инакомыслие и собирает толпы людей, призывая их к защите от несуществующего врага, поскольку враг этот и есть ее первый друг, болеющий за церковь и желающий приблизить церковь к ее же собственному учению. Так из гонимой русская церковь превратилась в гонителя.
Posted via
LiveJournal app for iPad.