Замечательная вещь от моей давней френдессы Kleo

Jul 22, 2014 11:30

Оригинал взят у kleo в Баррас и Бонапарт II: Ошибка маркиза де Кургинэ
Первая часть - Баррас и Бонапарт: Наполеона могло бы и не быть (2009).

Ничто не ново под луной. Иногда важные для нас ответы прячутся в закоулках истории. Здесь - как раз такой случай. Предупреждаю: много букв. Но и ответов много, я надеюсь.

Для начала представьте, что вы - Поль Баррас, глава режима Директории во Франции (1795-1799). С одной поправкой: вы - альтернативный Поль Баррас, такой Баррас, который уже знает всю историю реального Барраса и, соответственно, стремится избежать его ошибок.

Вполне возможно, по фамилии вы вовсе не Баррас, и правите не Францией, и не в конце XVIII века, а, предположим, Россией и в начале XXI-го. Но я, для ясности, буду и дальше называть вас Баррасом. Не обижайтесь: просто прочтите до конца и сами убедитесь, что Баррас, живший два столетия тому назад, вам и в подметки не годится!

С историческим Баррасом вас сближает одно, но это главное: при вашем режиме, как и при его, всё, вся и всегда решают деньги. Деньги решают всё и вся даже тогда, когда не предлагают никаких решений, а лишь усугубляют бедствия и создают проблемы.


Так вот - вы, альтернативный Поль Баррас, сумели избежать многих ошибок исторического Барраса. Вы не только спасли Францию от ужасов якобинства, но и обеспечили ей даже не пять лет, а добрых полтора десятилетия стабильного правления. Ваши недруги свидетельствуют о коррумпированности ваших чиновников, ненасытности ваших олигархов и пагубном упадке нравов у вашей политической богемы. Кстати, салонные тусовки также недолюбливает вас: им вечно кажется, что вы тиран и покушаетесь на их свободы. Вот жалкие фрондеры!

Зато простые люди уважают вас. Вы, сами того не желая, заменили им короля, которого они недавно свергли. Богема простой люд ненавидит и боится, со злостью и презрением называет Vatnique. Что означает человека, экипированного отнюдь не по последней моде, далекого от либеральных идеалов, с головой погруженного в суету обыденности. Но вы-то понимаете, что Vatnique - это ваш народ, настоящий народ. И ваша лучшая опора: пока народ за вас, бездельники из политической богемы не посмеют вас тронуть. Ко всему прочему, вы на редкость удачливы; как бы между делом вам удалось вернуть легендарные земли Бельгии, отнятые австрияками еще при глупых королях.

Тем временем неблагодарные бельгийцы, которых вы кормили все пятнадцать лет, идут войной на ваших соотечественников в Бельгии. Новый бельгийский король показывает себя таким же проходимцем, как и предыдущие. Но англичане с обоих светов, Старого и Нового, стоят за него горой. Следуя за англосаксами, его также поддерживают австрияки, пруссаки, поляки, собственно, вся цивилизованная Европа. Европа вводит санкции и не скупится на угрозы.

Она словно не видит, что человек вы по натуре мирный и разумный. А какой вежливый! Положа руку на сердце, вы были б несказанно рады спустить конфликт на тормозах. Однако народ взбудоражен, и отказывать ему в праве на справедливые гнев - себе дороже. Разочаруешь Vatnique - пожнешь Фронду! Поэтому ваши лучшие пропагандисты без устали рассказывают правду о бельгийских негодяях и об их хозяевах из-за Ла-Манша и на Потомаке. Правда идет на благо Франции; народ все слушает и понимает: если бы не вы - сейчас у нас в Париже было б тоже самое, что в Брюсселе! На Елисейских полях жгли бы сёдла, в Тюильри служили черную мессу, а на Гревской площади - рубили головы евреям!

А еще у вас имеется маркиз де Кургинэ - мощный, харизматический старик, далеко обошедший Гомера с Мольером, маг круче самого Калиостро.

Вернее, есть он не у вас; будь в вашей стране и мире иная ситуация, вы, очевидно, вовсе бы не вспомнили о нем. Он погружен в фантазии, которые вам, жесткому прагматику и рационалисту, совершенно не близки. Дай революционному маркизу волю, он втравит вас в войну со всей Европой! Кто тогда будет закупать парфюм? и кому в таком случае отгружать обозы с горячим шоколадом? кто будет поставлять запчасти для телег?

Притом, де Кургинэ - рьяный поборник Старого Режима. Но такого Старого Режима, где место прежней, опозорившей себя аристократии занял бы Vatnique, а место во дворце Тюильри сохранялось бы за вами, Полем Баррасом.

Но тут внезапно образуется Бонапарт. Может быть, не сам, не собственной персоной, но сильно на корсиканца похожий; разве что повыше ростом и с усами, как у русского драгуна.



Сперва он возглавляет ополченцев, которые воюют где-то на периферии против бельгийцев и англичан. Но вы-то - см. самое начало поста - вы понимаете, что логика вещей неодолима. А значит, Бонапарт не остановится, добьется большего и, вероятно, будет наступать, пока не свергнет вас! Вы опасаетесь, что после этого он втравит Францию в войну, опять-таки, со всей Европой, со всем миром; война же принесет народу Франции неисчислимые страдания. И когда война закончится, победители не будут столь же снисходительны к французам, как в 1814 году.

А ваша главная задача - Францию беречь. То есть, не давать ее народу совершать фатальные ошибки.

Но этот Бонапарт сражается за вас, на вас надеется и ждет от вас поддержки! Ваши сограждане сочувствуют ему! И недоумевают, почему вы до сих пор не помогли, не защитили.

Ваши советники боятся потерять вас - кому тогда они будут нужны? Напоминают вам о маркизе де Кургинэ. Вы морщитесь слегка, но ничего не говорите. Вы - выше этого, вы - над схваткой. Тогда советники берут инициативу на себя. Убрать потенциальную угрозу руками опытного политического тигра кажется им превосходной идеей. Другой бы сидел дома, но неугомонный маркиз спешит на передовую. И там вонзает свои когти в лидера, похожего на Бонапарта.

Это становится решающей ошибкой Кургинэ. Конечно, были у маркиза и прежде неудачи; так, злые языки клевещут, будто последний король лишился трона и страны вскоре после того, как назначил де Кургинэ своим советником. Но, как известно, "после" - не значит "вследствие". Маркиз де Кургинэ сыграл исключительную роль в разгроме недавнего мятежа жирондистов. И вообще, много сделал для Франции, отрицать это невозможно.

Но теперь все, кажется, объединились против него - если судить по политическим салонам. Де Кургинэ внезапно промахнулся. Не учел, что проект Реставрации 2.0, который он повсюду продвигает, воспринимается большинством как... сказка. Красивая и яркая, но - сказка. Кто-то еще помнит королей, либо их люто ненавидит, либо равнодушно презирает, либо успел приспособиться к новой реальности.

А вот другой проект, национальный, видится вполне жизнеспособным! Он устремлен не в прошлое, а в будущее. И связывают его с тем самым Бонапартом, что с усами, что смахивает на драгуна и умеет воевать.

Что делать вам в такой взрывоопасной ситуации? Будь вы на самом деле Поль Баррас, реальный исторический Баррас, вы заперлись бы в ванной с вином и шлюхами - и пошло оно все к чертям!

Но вы - альтернативный Поль Баррас. По факту - совершенно не Баррас; поэтому вы совершаете стремительный бросок в Вест-Индию, встречаетесь с Туссеном-Лувертюром, тесните янки с англичанами на их подшефной территории, подписываете с польщенными латиносами многомиллиардные контракты... и вежливо напоминаете бельгийцам, что и у вашей вежливости есть предел.

Спасать де Кургинэ и его репутацию вы не станете. Выплывет сам, как выплывал всегда. Если народ теперь предпочитает Бонапарта, значит, так тому и быть, он даже попадет в вечерние газеты. Но глас народа переменчив: сегодня ЗА, а завтра ПРОТИВ. Стоит Удаче отвернуться от героя - уже на следующий день о нем никто не вспомнит. А если вспомнит, то помянет... крепким словом.

И главное, народ в салонах - далеко не весь ваш народ. Ваш народ - он превыше всех благ ценит стабильность. В глазах народа вы и означаете стабильность, а Бонапарт несет с собой войну. Пока вы в силе и пока вы означаете стабильность, Vatnique ни за что не променяет вас на кровь, пот и слезы большой войны.

креативы_других_авторов, диспуты, история, курьезы, на_злобу_дня

Previous post Next post
Up