Оригинал взят у
sajjadi в
Обращение Верховного Лидера В своем блоге я время от времени упоминаю о событиях, которые происходят сегодня на Ближнем Востоке. В иностранной прессе их называют «арабскими революциями», в Иране же используют термин «исламское пробуждение». 17-18 сентября в Тегеране состоялась конференция на высшем уровне, на которой обсуждался этот столь волнующий умы и сердца феномен. Его Светлость аятолла Хаменеи - Верховный Лидер Исламской республики Иран - наряду с другими уважаемыми и высокопоставленными гостями, среди которых были известные политики и журналисты, почтил своим присутствием церемонию открытия конференции, на которой он произнес воодушевляющую речь. Свои ценные наставления он также изложил в небольшом обращении к гостям конференции. Эта небольшая брошюра была вручена каждому участнику конференции. Сегодня я предлагаю вниманию моих дорогих друзей русский перевод данной работы, посвященной исламскому пробуждению. Надеюсь, что она прольет свет на позицию руководства Ирана по текущим событиям в регионе.
Обращение аятоллы Хаменеи, лидера Исламской революции, к участникам первой международной конференции по исламскому пробуждению
17 сентября 2011
«О Пророк! Бойся Аллаха и не слушайся неверных и лицемеров. Воистину, Аллах - сведущий, мудрый. Следуй тому, что дается тебе откровением от твоего Господа: воистину, Аллах ведает о том, что вы творите. Полагайся на Аллаха: только Аллах да будет твоим покровителем» (Священный Коран - 33:1-3).
Я приветствую уважаемую аудиторию и дорогих гостей. То, что собрало нас здесь вместе, - это исламское пробуждение, истоком которого служит мощное вдохновение и великое понимание в мусульманской умме. Это пробуждение привело к большим сдвигам в жизни народов нашего региона, породив восстания и революции, которые никогда не могли быть просчитаны господствующими местными региональными и мировыми сатанинскими силами. Это восстание необычайно важно - оно пошатнуло землю под цитаделями автократии и империализма, и низвергло тиранов, которые стерегли их.
Нет сомнения в том, что колоссальные социальные сдвиги всегда имеют под собой твердую почву и коренятся в истории и цивилизации, являясь продуктом сочетания мудрости с опытом. На протяжении последних 150 лет великие интеллектуалы и борцы, повлиявшие на взгляды людей и положившие начало исламским движениям в Египте, Ираке, Индии и других странах Азии и Африки, стали предвестниками и зачинателями нынешних процессов в исламском мире.
Изменения в 50-60-х годах прошлого века привели к тому, что у власти утвердились режимы, преимущественно ориентированные на материалистические идеологии и системы взглядов, и по своей природе не могли не впасть в зависимость от западных империалистических и колониальных властей. Это - тот опыт, из которого мы должны извлечь урок, и внести существенный вклад в выработку их общего и глубокого понимания в исламском мире.
Исламская революция в Иране, которую имам Хомейни приветствовал как «победу крови над мечом», и установление Исламской республике, построенной на устойчивых и здоровых началах храбрости и движения вперед, равно как и то влияние, которое ее учреждение оказало на сегодняшнее исламское пробуждение - это все само по себе является предметом отдельного разговора, требующим обсуждения и изучения. Нет никаких сомнений в том, что Исламская революция в Иране станет пространной и всеобъемлющей главой в сочинениях по истории и аналитике, касающейся современной ситуации в исламском мире.
Поэтому сегодня истина заключается в том, что изменения в исламском мире имеют глубокие исторические корни, интеллектуальную и социальную подоплеку. Только люди с узким кругозором пытаются представить их как кратковременную волну протестов. Они делают это, чтобы с помощью своей предвзятой и искажающей действительность аналитики лишить надежды сердца народов.
В ходе нашего братского диалога я хочу заострить внимание на трех темах:
- Сущность этих восстаний и революций;
- Главные угрозы и вызовы, стоящие на их пути;
- Рекомендации относительно того, как справиться с этими угрозами и вызовами.
Что касается первой темы, то я убежден, что самый важный элемент данных революций - массовое участие в них народа, который предпринимает реальные действия и усилия на этом пути. Простые люди участвуют в этих революциях не только сердцем, устремлениями и верой, но и своими телами и душами. В этом заключается большая разница между народным движением и действиями военной хунты или даже вооруженных наемников, вне зависимости от того, являются ли они не заинтересованными или даже мотивированными чем-либо людьми.
В 1950-60-е гг. бремя по осуществлению революционных преобразований брали на свои плечи не широкие слои народных масс и молодежи изо всех уголков страны, а небольшие и закрытые милитаризованные группы. Они принимали решения и действовали, и их поколение преуспело в том, чтобы добиться нужных им по определенным соображениям перемен. Их революция превратилась в их же собственного врага, и неприятелю вновь удалось обрести контроль над их собственными странами.
Совсем другое дело, когда перемены инициируются народом. Именно представители народных масс душой и телом выходят на авансцену реального действия, и своими усилиями и своим упованием на Господа отбрасывают врага назад и наносят ему поражение. Именно народ озвучивает лозунги и ставит цели, распознает своего врага и преследует его. Он рисует себе образ желаемого будущего - пусть не всеобъемлющий. При этом он не желает уклоняться с пути революции или уступать врагу в чем-либо, или соглашаться на компромисс, идя на поводу у специфических интересов прогнившего меньшинства, или, более того, стремясь не допустить реализации планов вражеских агентов.
Когда движение носит настолько почвеннический характер, темп революционных преобразований может несколько замедлиться, однако, вместе с тем, это может уберечь его участников от недальновидности и вступления на шаткую дорожку. В Священном Коране говорится: «Разве ты не знаешь, что Аллах в качестве притчи приводит прекрасное слово, подобное прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви [тянутся] к небесам?» (14:24)
Когда я увидел по телевизору толпы окрыленных гордостью людей на площади Тахрир в Египте, в моей душе поселилась уверенность, что их революцию ждет триумф.
Я должен признаться вам кое в чем. После победы Исламской революции и учреждения Исламской республики Иран, ставшего потрясением для материалистически ориентированных правителей Востока и Запада, и радостью - для мусульманских народов, мы ожидали, что следующего восстания следует ожидать в Египте. Причина - история борьбы египетского народа, его прогрессивное мышление, а также присутствие великих подвижников борьбы и интеллектуалов в Египте…
…Секрет этого священного движения - в мотивации и твердом решении восстать. Постепенно египетский народ креп в этом своем намерении, и в переломный исторический момент он продемонстрировал решимость и вышел на авансцену политики, продемонстрировав свою недюжинную силу.
Тунис, Йемен, Ливия и Бахрейн - не исключение из этого общего правила.
Эти революционные принципы, ценности и цели не прописаны в сверстанных заранее фальшивых манифестах групп и партий. Они запечатлены в умах, сердцах и чаяниях каждого человека, вышедшего на авансцену истории, и прозвучали в их лозунгах и в их действиях.
Учитывая это, можно сделать ясный вывод, что в основе революций, совершающихся в регионе - как в Египте, так и в других странах - лежат, в первую очередь, следующие принципы:
- Возрождение национального достоинства и уважения народа к самому себе - чувства, которое было растоптано и подавлялось на протяжении долгих лет правления коррумпированных диктаторов, ознаменованного доминированием Америки и Запада.
- Возвышение знамени Ислама, который является глубоким вероучением и давним атрибутом жизни людей, способным поселить мир в их умах, справедливость, развитие и процветание - в их сообществе. А этого можно достигнуть лишь благодаря исламскому Шариату.
- Сопротивление влиянию и доминированию Соединенных Штатов и Европы, которые нанесли огромный ущерб народам этих стран, унижая их на протяжении последних двухсот лет.
- Противостояние узурпаторскому и фиктивному сионистскому режиму, который империалистические силы вонзили, подобно ножу, в сердце этому региону, чтобы он стал средством для осуществления их дьявольского доминирования после изгнания целого народа с его исторической родины.
Нет никаких сомнений, что региональные революции, в основании которых заложены эти принципы, совершаются не в интересах Америки, Европы и сионистов, которые используют все средства для нивелирования этих революций. Однако истина в том, что ничего не изменится от того, что они пытаются свести на нет [результаты этих революционных свершений].
Широкое участие народных масс в этих революциях - наиболее важный элемент, благодаря которому формируется их идентичность. Иностранные силы, использовавшие все возможные средства и схемы для того, чтобы сохранить власть в этих странах за тираническими, коррумпированными и марионеточными правителями, бросили последних на произвол судьбы лишь после того, как сам народ не оставил у них никакой надежды. Потому у них (западных стран - пер.) нет права говорить о какой-то заслуге в победе этих революций. Даже интервенция Америки и НАТО в Ливию не способна поколебать этой истины. НАТО нанесло Ливии непоправимый урон. Если бы не военное вмешательство НАТО и Америки, народная победа могла бы наступить не так скоро. Однако, вместе с тем, не была бы разрушена инфраструктура, не было бы убито столько невинных женщин и детей, а враги, которые были в свое время пособниками Каддафи, не смогли бы осуществить агрессии против этого ни в чем не повинного народа, опаленного войной.
Народ и национальная элита, выдвинутая народом, и иные его представители - вот кто подлинные хозяева этих революций. Именно им следует доверять, которых необходимо защищать, которым нужно расчистить дорогу в будущее.
Что касается второй темы - угроз и вызовов, я бы хотел подчеркнуть, что хотя эти опасности наличествуют, есть и пути для того, чтобы их избежать. Одно лишь наличие угроз не должно пугать народные массы. «Воистину, козни сатаны слабы» (Священный Коран, 4:76), - сказано в Коране.
Аллах в Коране говорит о группе борцов эпохи раннего Ислама: «…Тем, которых предостерегали другие: "Воистину, против вас собрались люди. Бойтесь же их". Но от этого у них только укрепилась вера, и они ответили: "Довольно нам Аллаха, Он - наилучший покровитель". И они вернулись [с поля сражения] с милостью от Аллаха и щедро [одаренные Им]. Их не постигло никакое зло, и устремились они к благоволению Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Священный Коран, 3:173-174).
Мы должны знать о том, что представляют собой эти угрозы, чтобы не удивляться впоследствии. Мы должны быть готовы найти пути решения этих проблем.
Мы уже сталкивались с этими опасностями и угрозами после победы Исламской революции. У нас был опыт подобного рода. Благодаря милосердию Аллаха и руководству Имама Хомейни, благодаря жертвенности наших людей нам удалось благополучно их миновать. Враги продолжают строить свои заговоры, но это встречает твердый отпор со стороны наших людей.
Я мог бы разделить на две группы те вызовы, которые угрожают данным движениям. К первой группе относятся те угрозы, которые имеют внутренние причины и проистекают от нашей собственной слабости. Вторая группа угроз - те, которые возникли по прямому плану наших врагов.
Угрозы первого типа:
Опасно полагать, будто бы после падения коррумпированного правителя можно больше ничего не предпринимать. Ощущение внутренней умиротворенности и расслабленности появляются после победы. Впоследствии это чревато утратой мотивации, ослаблением решимости. Это одна из первейших и наиболее серьезных угроз - когда люди начинают вопрошать о собственных дивидендах, причитающихся им по факту победы.
История битвы при Ухуде, когда требование трофеев со стороны защитников [Ислама] привела мусульман к поражению, является укором нам, который высказал Сам Всевышний Господь. Это - хороший пример, о котором мы никогда не должны забывать. Мы также не должны испытывать никакого страха, или шока, или ужаса в связи с появлением на авансцене мировой политики высокомерных правителей. Нам не следует бояться ни Америку, ни иных интервентов, ни того вреда, которые они нам могут причинить.
Храбрые молодые люди должны изгнать страх из своих сердец. Есть и другая угроза и для рядовых активистов, и для лидеров: нельзя доверять врагу, купившись на его улыбки и обещания. Враг должен быть распознан, какими бы масками он ни прикрывался. Необходимо защитить народ и революцию от происков врагов, которые во все времена хитрили, выказывая свое дружелюбие и делая всяческие жесты в нашу поддержку.
С другой стороны, мы должны быть более дальновидными, чем наши враги, и просчитывать на несколько шагов больше, чем они. Отвага должна сочетаться с мудростью и рассудительностью. Мы должны использовать все те драгоценные дары, которые нам ниспослал Господь Бог, против сатаны и врагов из числа обитателей миров. Враги пытаются разделить нас, настроить одних революционеров против других, проникнуть на передовую нашей борьбы. Это еще одна угроза, которой необходимо противодействовать всеми возможными способами.
Вторая группа угроз:
На разных исторических этапах с угрозами этого типа сталкивались практически все страны нашего региона. Первая угроза такого рода - приход к власти проамериканских и прозападных сил. После низвержения своих прежних марионеток Запад пытается сохранить в этих странах основы их прежней государственной системы, и изменить направленность протестов, направляя их в то же самое [либерально-западническое] русло, однако под предводительством иных лиц. Он делает это, чтобы продолжать доминировать в регионе. А если он добьется этой цели, значит, все ваши усилия и жертвы были напрасны.
На данном этапе они [агенты Запада] могут столкнуться с сопротивлением со стороны народа. В таком случае они попытаются предложить протестному движению и народы альтернативные сценарии - с тем, чтобы изменить направленность данного движения. В соответствии с этими сценариями, они могут рекомендовать революционному движению те или иные модели государственного устройства, ту или иную конституцию - а все для того, чтобы вновь ввергнуть исламский мир в тенета культурной, политической и экономической зависимости от Запада. Они могут распространить свое влияние в среде революционеров путем финансовой и медийной поддержки не заслуживающего доверия сегмента протестного движения, и маргинализации иных его участников, имеющих правильную идеологическую ориентацию. А это будет означать возврат к доминированию Запада в регионе, и еще более прочное утверждение западных моделей общественного устройства, которые далеки от основополагающих принципов [нашей] революции.
Опыт подсказывает нам, что если эта тактика не принесет желаемых результатов, агенты Запада прибегнут поощрению анархии, терроризма, к развязыванию гражданской войны между представителями разных народов и племен, различных политических партий, или даже между народами соседних государств и их правительствами. Параллельно с этим Запад начнет использовать такие методы, как экономическая блокада и санкции, замораживание счетов, нагнетание информационной войны и пропаганды в СМИ. Его цель - вызвать у людей чувство усталости и подавленности, чтобы разочаровать революционеров. В таких условиях легко добиться поражения революции. Убийства представителей нравственной элиты общества, лидеров, влияющих на общественное мнение, клевета на других участников движения и их дискредитация, и даже подкуп - вот те методы, которые используют западные правители - те, кто претендует на звание носителей цивилизованной морали.
Когда свидетельства и документы из логова шпионажа - посольства США - попали в руки иранских революционеров, стало ясно, что все эти планы - дело рук правящего в Соединенных Штатах режима, который старался вернуть к власти реакционных и зависимых правителей в стране, где совершалась революция. Это - принципиальная особенность их грязных трюков.
Переходя к заключительной части моих ремарок, я хотел бы высказаться относительно моих рекомендаций, которые вы могли бы принять к сведению и частично воплотить в действительность. Эти рекомендации основаны на нашем собственном иранском опыте, равно как и извлечены из исследования положения в других странах. Несомненно, условия в разных странах, населенных разными народами, отличаются. Однако есть такие истины, которые полезны для всех людей.
Первый момент - упование на Бога и на обещания побед на Божьем пути, данные в Коране. Благодаря проницательности, решимости и отваге возможно преодолеть все трудности и одержать победу. Безусловно, эта задача, которую вы на себя взяли, довольно серьезна и важна. А потому ради нее придется претерпевать великие тяготы. Повелитель верующих Имам Али (мир ему) сказал: «И вот, поистине, Аллах не сокрушал притеснителей эпохи, кроме как предоставив им отсрочку и отдохновение, и не воссоединял сломанных костей никого из народа, кроме как после трудностей и испытания, и даже меньшего числа лишений, чем те, которые обрушились на вас…» (Имам Али. Путь красноречия. Проповедь 88).
Важная рекомендация заключается в том, что вы всегда должны чувствовать себя словно присутствующим на сцене: «Как только освободишься, будь деятелен и устремись к своему Господу» (Священный Коран, 94:7-8). Ваша победа не должна позволять вам возгордиться или стать беспечными.
«Когда подоспеет помощь Аллаха и настанет победа, и когда ты увидишь, что люди толпами станут принимать веру Аллаха, то воздай хвалу Господу твоему, и проси у Него прощения, ибо Он - прощающий» (Священный Коран, сура 110 «Ан-Наср»/ «Помощь»).
Это - основы основ, на которых стоит правоверная нация.
Еще одна рекомендация - постоянно вырабатывайте новое прочтение принципов революции. Лозунги и принципы должны быть усовершенствованы и приведены в соответствие с основами и непререкаемыми столпами Ислама. Независимость, свобода, справедливость, отказ поддерживать деспотизм и колониализм, отрицание дискриминации по этническому, расовому и религиозному принципу, прямое отвержение сионизма, - все это является краеугольными камнями идеологии исламских движений в мусульманских странах, черпающих вдохновение в Исламе и Коране.
Зафиксируйте свои принципы на бумаге. Сохраните верность своей истинной сути, подойдя к этому вопросу в высшей степени сознательно. Не позвольте вашим врагам сформулировать принципы вашей будущей системы государственного устройства вместо вас. Не допустите того, чтобы исламские принципы были принесены в жертву сиюминутным интересам. Девиация в революции начинается с девиации в лозунгах и целях. Никогда не доверяйте США, НАТО или преступным режимам наподобие британского, французского и итальянского, которые на протяжении долгого времени грабили и делили между собой ваши земли. Смотрите на них с подозрением и не верьте их улыбкам. За этими улыбками и обещаниями скрываются предательские заговоры.
Обретите свой собственный путь, обратившись к благословенному источнику - Исламу, а иноземные рецепты оставьте самим чужеземцам.
Еще одна важная рекомендация - избегайте размолвок на религиозной, этнической, расовой, племенной и т.д. почве. Воспринимайте эти различия как имеющие право на существование, управляйте ими. Примирение между представителями разных направлений в Исламе - ключ к спасению. Те же, кто разжигает огонь религиозной вражды при помощи объявления иных мусульман отступниками, являются наемниками и прислужниками сатаны, даже если они делают это без подобного умысла.
Создание вашей собственной системы правления - вот ваша главная историческая задача. Это - комплексное и сложное начинание. Не позвольте же, чтобы вам навязали секулярные, или же западнические либеральные, или крайне националистические, или лево-марксистские модели государственного устройства.
Левый Восточный блок потерпел поражение, а Западный блок зиждется на насилии, войне и обмане, и нет никакого намека на то, чтобы было нечто светлое в его облике.
С течением времени они потерпят поражение, а исламское движение - восторжествует.
Конечной целью должно быть создание единой исламской уммы и новой исламской цивилизации, основанной на вере, рациональности, знании и морали.
Освобождение Палестины от жестоких когтей сионистов - это также наша великая цель. Разве палестинцы не в состоянии добиться освобождения от порабощения сионистами, которые угнетают их вот уже семьдесят лет?
Поколение, населяющее исламские страны в настоящее время, способно достигнуть таких великих целей. Сегодняшняя молодежь является предметом гордости для последующих поколений.
Доверяйте своей молодежи. Вселите в нее чувство уверенности в себе, подайте полезный пример из опыта старшего поколения.
В связи с этим я бы хотел обратить ваше внимание на два важных нюанса:
Во-первых, одно из наиболее существенных требований, которые выдвигают восставшие и освободившиеся от гнета люди - дать им возможность принимать участие в управлении своей страной и решать ее судьбу. А поскольку они являются верующими мусульманами, они желают учредить систему исламской демократии, в рамках которой лидеры будут избираться путем народного волеизъявления, а основополагающие принципы и ценности общественного устройства будут приведены в соответствие с Исламом и Шариатом. Это может выкристаллизоваться в различных странах с учетом сложившихся в них условий, при помощи разных методов и в разных формах. Тем не менее, нужно быть крайне обеспокоенными тем, чтобы эта модель не была увязана с западной либеральной демократией. Светская, и в то же время антирелигиозная западная демократия не имеет ничего общего с исламской демократией, которая базируется на ценностях и основных принципах Ислама как системы правления.
Во-вторых, исламские убеждения не должны ассоциироваться с отсталостью, обскурантизмом, невежеством, экстремизмом и предрассудками. Необходимо провести четкую грань различения между первым и вторым. Религиозный экстремизм, обыкновенно проявляющийся в актах насилия, способен быстро привести к нивелированию возвышенных целей революции.
Подведя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что исламское пробуждение - это вовсе не расплывчатый и неопределенный концепт, который можно подвергать разным интерпретациям. Скорее, следует говорить об осязаемой реальности внешнего мира, который наполнен духом этого пробуждение, который находит свое воплощение в великих восстаниях и революциях. В ходе этих восстаний и революций с политической арены были устранены некоторые опасные подразделения вражеского лагеря. Тем не менее, ситуация остается изменчивой и нуждается в конкретизации, в постановке последней точки. Аяты, которые мы приводили в этой связи, содержат в себе целостные и эффективные предписания, которые особенно ценны в этот волнующий и переломный момент…Хотя они адресованы Святому Пророку (да благословит его Господь и да приветствует), они также обращены и к нам, и мы несем ответственность за то, чтобы прислушаться к ним. Первое, что рекомендуют эти аяты в такой драматической и многогранной ситуации - набожность (таква). Второе повеление - не принимать порядков, навязываемых неверующими и лицемерами, далее - внимать Божественному Откровению, и, наконец, полагаться на Господа.
Вновь и вновь мы обращаемся к этим аятам: «О Пророк! Продолжай быть богобоязненным, бойся Аллаха и не слушай неверных и лицемеров! Поистине, Аллах знает о всякой вещи! Он сведущ во всём и мудр в Своих словах и делах! Следуй тому, что внушается тебе от Твоего Господа. Аллах - Тот, который внушает тебе,- сведущ обо всём, что ты делаешь и что делают неверные и лицемеры. Полагайся на Аллаха во всех твоих делах. Довольно Аллаха как Хранителя и Покровителя во всех делах!» (Священный Коран, 33:1-3)
Мир вам и благословение Всевышнего.
Текст публикуется с небольшими сокращениями.