à la guerre comme à la guerre... А о чём ещё писать 9 мая?
В 919-й московской школе, где я некогда учился, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения было издавна поставлено на широкую ногу. Ничуть не хуже, чем сейчас, если не лучше. Во всяком случае, отгрохать силами учеников 30 мозаичных панно с флагами (ну, это ещё куда ни шло) и гербами всех пятнадцати советских республик-сестёр - это вам не фунт изюму. Страдали и на уроках труда, и после, и на летней трудовой практике (говорят, ныне её больше нет - прискорбно слышать). Или взять военный музей, посвященный боевому пути Кантемировской танковой дивизии. Если жива фанерная модель танка, то знайте, что число школьников, потрудившихся над её изготовлением, превышает число тех, кто вместе с Лениным нёс на субботнике пресловутое бревно.
Почему именно Кантемировский культ, начиная со второй половины восьмидесятых годов, укоренился в нашей школе, я не знаю. Зато помню, что до этого, в 1984-1985 годах сразу несколько пионерских отрядов школы (читай классов) носили имена лётчиц Таманской дивизии. Но, видимо, что-то с таманцами не сложилось, то ли танки нам оказались ближе. По крайней мере побывать в Кантемировской дивизии в школьные годы чудесные довелось - и на экскурсии, и на стрельбище.
Но, очевидно, что-то в памяти моей заклинило, ибо никак не возьму в толк, почему бывшая моя школа теперь носит имя маршала Куркоткина, а не Пал Палыча Полубоярова. Наверное, объяснение банальное - на славного Пал Палыча претендентов было много, а на Семёна Константиновича не особо. Ладно, чего для хорошего человека не сделаешь. Нехай будет.
Вспомним боевой путь будущего начальника тыла вооруженных сил СССР. На фронте с августа 1941 года: политрук танковой роты (август 1941 г. - январь 1942 г.), военком танкового батальона (май-октябрь 1942 г.), командир того же 475-го батальона (по декабрь 1942 г.), заместитель командира танкового полка (по июнь 1943 г.), заместитель и исполняющий обязанности командира танковой бригады на 1-м Украинском фронте (октябрь 1943 г. - май 1945 г.). Боевые награды: три ордена Красного знамени, орден Богдана Хмельницкого и орден Отечественной войны 1-й степени. Весь остальной иконостас, включая 10 орденов иностарнных государств, имеет послевоенное происхождение.
А ещё Семён Константинович, оказывается, не чужд был писательского труда. В 1970 году в Тбилиси, в издательстве ЦК КП Грузии (в то время Куркоткин командовал войсками Закавказского военного округа) вышла книга, подписанная его именем: "В.И. Ленин - создатель Советских Вооружённых Сил".