Бронепоезда

May 01, 2015 16:43

У подавляющего большинства из нас понятие «бронепоезд» стойко ассоциируется с Гражданской войной в России. Достаточно вспомнить обессмерченный Всеволодом Ивановым «14-69». Оно и понятно: как иначе прикажете воевать, когда линия фронта зачастую не то чтобы размыта, а попросту отсутствует, иррегулярные части превалируют над постоянными, а состояние дорог, по сложившейся традиции, находится в тесной взаимосвязи с количеством дураков, и «железка» являет собой единственно приемлемый способ быстрой переброски войск, боеприпасов и продовольствия? Посему упоминание о бронепоездах как об «Оружии Победы» в Великой отечественной войне (см. название серии) многих способно привести в некоторое замешательство. Теме не менее, по состоянию на 22 июня 1941 года, т.е. аккурат накануне войны, в распоряжении РККА находилось 53 бронепоезда, 9 бронедрезин и 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге.

Одним из наиболее известных, пожалуй, является Бронепоезд «Козьма Минин» (Броневой поезд №659), построенный в конце 1941 года железнодорожниками и рабочими депо Горького (сегодня это Нижний Новгород) на собственные средства в свободное от работы время. 21 февраля 1942 года из «Минин» и его коллеги «Ильи Муромца» сформировали 31-й Особый Горьковский дивизион, принимавший участие в освобождении Тулы, Орла, Брянска, Гомеля, Ковеля (здесь произошла уникальная в военной истории дуэль двух бронепоездов - советского и немецкого), а также Польши. Если бы не взорванный мост через Одер, дивизион вполне мог бы дойти до Берлина.


 

Бронепоезд «Московский метрополитен» был построен в 1943 году на деньги, собранные работниками столичной подземки. Преимущественно ими же был укомплектован и состав бронепоезда, сражавшегося в 1943 году на Курской дуге, несколько дней практически в одиночку прикрывая 20-километровый участок обороны на Белгородском направлении и своими действиями помешав противнику перерезать железнодорожную линию в этом районе. Использовав все боеприпасы без остатка, экипаж уничтожил бронепоезд и отошел в тыл.


 

В сражения за Ленинград на Волховском фронте в составе 32-го отдельного дивизиона принимал участие сооруженный в подмосковном Стаханово (сегодня это город Жуковский) бронепоезд «Москвич». Первоначально предполагалось назвать бронепоезд именем первого секретаря Московского горкома партии Александра Сергеевича Щербакова, но он от подобной чести отказался, посоветовав более нейтральное название «Москвич». За время боевой деятельности бронепоезд сделал 350 огневых налетов на противника, уничтожив более 3500 вражеских солдат и офицеров, сбив 5 немецких самолетов, разрушив 120 огневых точек.


 

Бронепоезд «Истребитель немецких захватчиков» был построен в начале 1942 года в депо станции Ртищево Саратовской области и в мае направлен на Сталинградский фронт в составе 33-го отдельного дивизиона.


 

Марки номиналом 12 руб., 17 руб., 19 руб. и 27 руб. (художник-дизайнер: А. Дробышев; размеры: 65×32,5 мм) выпущены в листах с оформленными полями из 15 (3×5) марок и малых листах из 8 (2×4) марок. Дизайн почтовых карточек с литерой В (тираж 8000 экземпляров), использованных для картмаксимумов, выполнил художник Р. Комса.

Картмаксимумы, Первый день, ВОВ, change, Россия

Previous post Next post
Up