Что ж мне никто не напомнит, что давненько не было продолжения рассказа про Турцию?! ;)
Так вот продолжу, други мои, повествование об очередном, третьем дне, проведенном в этом чудном и красивом городе - Стамбуле:
Как уже стало привычно, был ранний подъем, завтрак, быстрые сборы - надо много куда успеть ;)
Погода сначала немного напрягала - было пасмурно и ветрено, но постепенно, она разгулялась, а потом вообще стало тепло!
Первым пунктом нашего маршрута была Мечеть Шехзаде (Шехзадебаши, Шехзаде Мехмет; тур. Sehzade Camii, Sehzadebas Camii, Sehzade Mehmet Camii) - мечеть в микрорайоне Шехзадебаши района Фатих, в европейской части Стамбула. Когда в 1543 году скончался сын султана Сулеймана Великолепного Мехмет Шехзаде (тур. sehzade - принц, наследник), архитектор Синан построил мечеть в Стамбуле в 1543-1548 годах. Здесь находятся могилы Мехмета Шехзаде, а также Рустема паши и Мустафы Дестери паши. Фундамент мечети по высоте примерно равен высоте постройки, под полами здания находится бассейн, благодаря которому летом здесь прохладно, а зимой тепло.
Далее мы отправились в мечеть Сулеймание - (тур. Suleymaniye Camii) - вторая по значению и по размерам мечеть Стамбула (первая по значению - мечеть Султана Ахмета), вмещает более 5000 верующих. Мечеть расположена в старой части города, в районе Вефа. Она сооружена по приказу Султана Сулеймана Законодателя архитектором Синаном в 1550-1557 годах. Купол имеет высоту 53 м и диаметр 26,5 м. Пол мечети выложен коврами, внутри мечеть хорошо освещена - свет падает из 136 окон. Мечеть имеет четыре минарета. Со зданиями бань, медресе (учебных заведений), обсерваторией, кухонь и библиотек мечеть образует комплекс, по размерам сопоставимый с городским кварталом. Во дворе мечети находится кладбище, здесь в двух соседних мавзолеях покоится сам Сулейман и его любимая жена Роксолана.
К сожалению, снаружи сфотографировать мечеть Селеймание у меня не получилось, но интерьеры меня поразили:
После мы отправились в сторону Голубой мечети, где на площади перед ней установлена стела в Египетском стиле:
Сама Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет (тур. Sultanahmet Camii) - первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-Софья. Мечеть является одним из символов города.
В начале правления Ахмеда, Османская империя вела одновременно две войны с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство мечети началось в августе 1609 году, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны и уместились в шести томах (сейчас бы у нас так дома строили!!!!), которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, из-за близости ко дворцу Топкапы. С целью постройки мечети на площади Ипподром были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. Среди них были византийский Большой дворец, остатки зрительских мест Ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежавших высшей знати.
Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.
Архитектура мечети сочетает в себя два стиля - классический османский и византийский. По легенде султан приказал построить стандартное количество (четыре) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями - сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы - традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена - благодаря 260 окнам. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены.
Одним из поразительных элементов мечети является михраб - молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На него возведён чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар - место имама для чтения проповедей.
С западной части мечети, есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с богом.
Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.
Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами.
Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира - мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было 6) с Мечетью Султана Ахмета, это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.
Вход на территорию комплекса осуществляется через резные ворота:
Далее следуют еще одни ворота:
Пройдя которые, вы попадаете во внутренний двор:
А вот из внутреннего двора уже можно попасть непосредственно в саму мечеть:
А перед выходом из мечети стоит макет всего комплекса, каким он был во времена султаната:
Что бы не создавать давку и лишних очередей, выход из мечети организован с противоположной стороны от входа:
Покинув территорию мечети мы отправились в парк и дворец Топкапы.
Топкапы (тур. Topkapı) - главный дворец Османской империи до середины XIX века. Название Топкапы в переводе с турецкого означает дословно «пушечные ворота» (тур. top - пушка, kapı - ворота, дверь). В турецких публикациях на русском часто также встречается написание названия этого дворца - Топкапи. Другое его название - Сераль (фр. Serail от персидского Serai - «большой дом, дворец», перешедшего в тур. saray). Дворец расположен на мысе стрелки Босфора и Золотого Рога в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с Собором Святой Софии. Площадь дворца более 700 тыс. кв. м., он окружён стеной длиной в 1400 м.
В 1453 году, после завоевания турками Константинополя, османский султан Мехмед Завоеватель первоначально поселился в построенном для него дворце в районе нынешней стамбульской площади Баязид. От этого дворца ничего не сохранилось, однако гарем старого дворца с самого начала располагался в Топкапы. Этот старый гарем ныне известен как «Изразцовый павильон». После того как Мехмед Завоеватель приказал (в 1475-1478 гг.) соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец - дворец Топкапы, «Изразцовый павильон» оказался на периферии этого нового дворца, но, тем не менее, стал считаться самой старой его частью. При этом первые 50 лет существования Топкапы сохранялась ситуация, когда султанский дворец был фактически лишь рабочей резиденцией султанов, как это было и во время существования дворца Баязид. «Изразцовый киоск» с гаремом находился за пределами дворцового комплекса Топкапы. Только позднее Роксолана - украинская наложница, а затем жена султана Сулеймана I, добилась от него переноса гарема в султанский дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой дворца Топкапы с момента его основания Мехмедом Завоевателем.
В последующие века (до 1854 года) дворец Топкапы достраивался и обогащался. На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи (в нём жили и правили 25 султанов). В 1854 году султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию - Дворец Долмабахче. В 1923, с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем.
Для того, чтобы попасть в парк необходимо пройти сквозь такие ворота:
Сам парк очень зеленый... К сожалению весна в этом году была поздней и многое еще не начало цвести:
В парке произошла забавная история, пока Халит ходил за билетами, мы со Светой и Аленой сидели на лавочке и мило беседовали. На соседней лавочке расположился турист из восточной Азии, который часть парка зарисовывал в блокнот. Через некоторое время ему позвонили на мобильный телефон, он немного пообщался и повесил трубку. После чего обратился к нам по-английски, что его друзья пытаются его найти, но он толком не знает, где именно в парке он находится и попросил уточнить наше местонахождения. Кое-как ему объяснив, мы снова занялись беседой. Мужчина снова к нам подошел и попросил объяснить, как ему найти то место, которое указано в его телефоне в присланной смске. Апофеозом ситуации стала сама смска - она была написана ИЕРОГЛИФАМИ!!!!! :))))
Мы вежливо извинились и направили его к информационным стойкам. А сами направились непосредственно во Дворец.
При входе непосредственно на территорию дворца, уже привычно, установлен макет, где можно увидеть весь размах комплекса:
Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов (авлу), окруженных стеной и разделённых между собой. Главные ворота Ворота Повелителя или Баб-ы Хюмаюн (осман. Bab-ı Hümayun) ведут в первый двор, в котором находились служебные и пособные помещения. За «Воротами Приветствия» или Баб-ус-селям (осман. Babü's-selâm), во втором дворе, помещались канцелярия дивана и казна. Проходом в третий двор служат Ворота Блаженства или Баб-ус-саадет (осман. Babü's-saadet). Здесь располагались гарем и эндерун (внутренние покои). В различных палатах внутренних покоев размещалась школа Эндерун - центр подготовки управленческих кадров. В четвёртом дворе находятся павильоны Реван, Софа и Меджидие, башня Башлала, мечеть Софа, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.
Врата Баб-ус-сааде (Врата блаженства, или Врата белых евнухов). Построены в XV в., декорированы в XVIII в.
Первое, что сразу после входа бросается в глаза, так это очередь в сокровищницу:
Что бы время не пропало даром, заняв очередь, мы попеременно гуляли по прилегающей к сокровищнице территории:
К сожалению, в сокровищнице снимать запрещено, но никакой фотоаппарат, никакие знания и умения не смогут передать красоты выставленных там предметов: оружие, украшения, костюмы, предметы интерьера, ордена и награды, символы султанской власти и религии...
Пройдя по всем помещениям сокровищницы, туристы попадают на импровизированную смотровую площадку, от куда открывается очень красивый вид на Босфор:
Нагулявшись по дворцу и парку, и нагуляв зверский аппетит, мы заглянули в местную кафешку, пообедали и отправились дальше изучать достопримечательности славного города Стамбула, а именно, мы отправились в Цистерну-Базилику.
Цистерна Базилика (греч. Βασιλική Κινστέρναı) - одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя, имеющее некоторое поверхностное сходство с дворцовым комплексом. Расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии.
«Цистерна» переводится с греческого как «водохранилище». В настоящее время под Стамбулом найдено более 40 цистерн. В Базилике хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам (в том числе и по самому большому акведуку Константинополя - акведуку Валента) из источников Белградского леса, расположенном в 19 км к северу от города.
Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I (306-337 гг..) и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Размеры подземного сооружения - 145 на 65 метров, ёмкость - 80 000 кубических метров воды. Сводчатый потолок цистерны поддерживают 336 колонн (12 рядов по 28 колонн) 8-метровой высоты, колонны стоят на расстоянии 4,80 метра друг от друга, стены сделаны из огнеупорного кирпича толщиной 4 метра и покрыты специальным водоизоляционным раствором.
Большая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, часть из них состоит из одной, другие из двух деталей, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Неизвестно откуда привезены и какому древнему сооружению принадлежали раньше. По соседству находится «Бассейн желаний», а на дне его поблескивают монетки.
Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.
После Цистерны, нас ожидал небольшой шопинг - наши дамы решили пойти в магазин за сумочками, и нам ничего не оставалось делать, как пойти с ними... Благо выбор не сильно затянулся, да к тому же и хозяин магазина нас угостил вкуснейшим чаем :)
А вечером, как стало уже доброй традицией, был вкусный ужин в Сарае, с обязательным распитием черного и яблочного чая с разными сладостями…
Продолжение следует...
Содержание предыдущих серий постов:
Турция. День первый (30/04/2011) Турция. День второй (01/05/2011) Турция. День третий (02/05/2011) Турция. День четвертый (03/05/2011)Турция. День пятый (04/05/2011)
Турция. День шестой (05/05/2011)
Турция. День седьмой (06/05/2011)