На каждого монаха из 80-ти в последние 10 лет приходится 43 миллиона рублей государственных инвестиц

Oct 25, 2017 17:30

Оригинал взят у wowavostok в На каждого монаха из 80-ти в последние 10 лет приходится 43 миллиона рублей государственных инвестиц

Подробный разбор того, как и на что уходят бюджетные вливания в монастырь в стране, где церковь отделена от государства, сделал Межрегиональный интернет-журнал «7x7».


У редакции «7x7» накопилось достаточно информации о финансовых потоках, текущих на остров. Мы пытались разобраться в том, зачем государство вкладывает так много средств в развитие Валаамского монастыря - и не они ли являются действительной причиной желания монастыря безраздельно властвовать на Валааме? Ответом на этот вопрос стало отдельное расследование. В нем - цифры и факты, дающие представление о финансовом благополучии Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального (то есть подчиняющегося непосредственно патриарху) мужского монастыря.
Масштаб по-монастырски
Чтобы оценить масштаб финансовых вливаний в монастырь, достаточно обратиться к открытым источникам и базам данных. Из них становится ясно: Валаамский монастырь любит и умеет зарабатывать. В списке учрежденных или аффилированных с монастырём коммерческих и некоммерческих (но тоже зарабатывающих) структур - полтора десятка фирм. Как и сам монастырь, многие их них (в том числе самая прибыльная - ООО «Паломническая служба Валаамского монастыря») - зарегистрированы в Санкт-Петербурге или Москве, там же поставлены на налоговый учет.
Схема связей основных физических и юридических лиц, учрежденных или аффилированных с Валаамским монастырем

Общая выручка монастырских предприятий (не считая аффилированных с монастырем ИП, таких как ИП Валаамский Агапий Панкратьевич, который занимается производством сыра на монастырской ферме) составила в 2015 году, по данным «КоммерсантЪ-Картотеки», 179 млн 744 тыс. рублей. К этой сумме нужно прибавить 322 млн рублей, полученных от государства учрежденной монастырем некоммерческой организацией АНО «Валаам». Средства предназначались на реконструкцию здания сгоревшей 1 мая 2016 года Зимней гостиницы и обеспечение жильем людей, на тот момент проживавших в этом здании.
Почти все монастырские фирмы работают в сфере торговли и услуг: продают местным жителям, туристам и паломникам продукты (в том числе - крепкий алкоголь под брендом «Валаамский монастырь. Аптекарский садъ») и сувениры, предоставляют услуги гостиниц и экскурсоводов, собирают с местных жителей коммунальные платежи. Все это - в условиях монополии.

Принадлежавший когда-то местному жителю продуктовый магазин сначала был закрыт - монастырю не нравилось соседство с алкогольной лавкой. Но через некоторые время в этом же здании уже сам монастырь открыл свой магазин. С тем же ассортиментом продукции - и ценами гораздо выше сортавальского уровня (c 2006 года, когда было упразднено Валаамское самоуправление, посёлок считается частью города Сортавала, расположенного на материке, в 40 км).

- Раньше это был магазин частного предпринимателя Воронко. Монастырь его критиковал за то, что он торгует рядом с монастырём водкой, пивом, сигаретами. Под этим предлогом магазин и закрыли. А потом монастырь открыл в том же помещении свой магазин. В нем также продаются, помимо прочего, водка, пиво, сигареты «в ассортименте». Только цена выросла, -рассказывает местная жительница Светлана Стрельникова.

Монополизировал монастырь и продажу на острове сувенирной продукции. Ещё осенью прошлого года у причала монастырской бухты стояли палатки с сувенирной продукцией, производимой руками местных предпринимателей. Производство и продажа сувениров приносила неплохой сезонный доход и нескольким десяткам местных жителей, и монастырю: «светские» лавки соседствовали с церковными.

Палатки принадлежали одной из монастырских фирм «Валаам-Сервис», предприниматели заключали с ней договор аренды. Однако после прошлогоднего визита на остров патриарха Кирилла было принято решение палатки снести: мол, торговля мешает паломникам молиться. Все попытки договориться и с монастырем, и с местной сортавальской администрацией, которой принадлежит земля на острове, успеха не принесли. Попытки предпринимателей торговать на причале с раскладных столиков были жестко пресечены службой безопасности монастыря. Даже вмешательство в ситуацию бизнес-омбудсмена Карелии Елены Гнетовой не помогло предпринимателям возобновить торговлю. Несколько семей, в том числе тех, где на попечении предпринимателя находятся несовершеннолетние дети и родители-инвалиды, лишились постоянного источника дохода.

Варвара Сергеева много лет подряд сама изготавливала и продавала сувениры на причале. Последний год искала работу на острове. В итоге вынуждена была перебраться на материк, где на её попечении находятся ребенок-инвалид и престарелые больные родители. Где теперь брать деньги на продолжение лечения, она не знает. Непроданные «товарные запасы», которые только при беглом осмотре тянут на десятки тысяч рублей, вместе с невостребованной швейной машинкой пылятся в квартире в здании гостиницы «Зимней». В сентябре 2016 года Варвара с сыном проиграли очередной суд, инициированный монастырём. Такие же иски - по принудительному переселению с острова в построенные на материке, в Сортавала, дома - монастырское ООО «СЭНТ» подало против всех жильцов «Зимней», чтобы создать в ней духовно-просветительский центр. Теперь их, как и других «злостных нарушителей» валаамского спокойствия, ждёт квартира в доме в Фанерном переулке без центрального отопления и с грибком на стенах.
Другая монастырская организация - «Паломническая служба» - обслуживает всех прибывающих на остров «организованных» туристов. В обязательную программу входит экскурсия по Центральной усадьбе и окрестностям. Экскурсионная программа, правда, не является изобретением монастыря, ведь пришедшие на остров монахи ничего о нем не знали. Все методические материалы - уже готовые инструкции для экскурсоводов, схемы, карты, документы - достались монастырю в наследство. Действующий заместитель директора паломнической службы Владимир Рудин - бывший руководитель Валаамского государственного музея-заповедника. По словам бывших сотрудников музея, он «ушёл в монастырь» вместе с музейной научно-методической документацией и получил руководящий пост, а вместе с ним - и комфортное жилье на острове.
Даже те, кто стремится попасть на остров не за «религиозными», а за «природными» впечатлениями, всё равно вносят свою лепту в копилку монастыря, ведь курсирующие между материком (г. Сортавала) и островом метеоры тоже принадлежат «Паломнической службе». Билет в один конец стоит 900 рублей.

Для тех, кто хочет задержаться на острове, монастырь предлагает проживание в гостиницах - от скромной «Игуменской» до роскошной «Летней». Правда, после «пасхального» пожара 2016 года монастырь лишился сразу двух гостиниц - «Зимней» и «Мансарды». Эта проблема была оперативно устранена: уже в мае в Монастырской бухте пришвартовался теплоход-отель «Адмирал Кузнецов».
Услуги валаамских гостиниц и общепита - вполне легальный бизнес учрежденных и подконтрольных монастырю коммерческих структур. К сожалению, его честность в ряде случаев вызывает сомнения. К примеру, просьба к продавцу монастырского кафе «На причале» о предоставлении кассового и/или товарного чека «для отчетности» встретила непонимание и удивление. - Мы работаем без кассового аппарата, и бланков товарных чеков у меня тоже нет. У нас такое никогда не спрашивают. После нескольких телефонных звонков «старшая по кафе» куда-то отправила «кухонного», который минут через 10 вернулся с товарным чеком с печатью ООО «Паломническая служба Валаамского монастыря».
Если вы поехали на Валаам не на экскурсию, а по служебным делам, будьте готовы к тому, что на просьбу о необходимости счёта за проживание в гостинице вы получите от монастыря не финансовый документ строгой отчетности, а «справку о пожертвовании». Находят ли доходы от незадокументированной продажи еды туристам и «пожертвования» за проживание в монастырских гостиницах отражение в финансовых отчетах монастырских фирм? И, следовательно, облагаются ли они налогами, которые должны поступать в бюджет государства, региона и города Сортавала? На этот вопрос, надеемся, смогут ответить компетентные органы. А вот на вопрос о том, каковы реальные доходы монастырских бизнес-компаний, вряд ли ответят даже сами церковные предприниматели. Мы лишь констатируем факт: в 2015 году, по данным «Коммерсантъ-Картотеки», монастырские компании, ответственные за приём и размещение туристов - ООО «Паломническая служба» и ООО «Эквал» - показали весьма слабую, по сравнению с выручкой, прибыль.

Контролировать сложно, вкладывать - легко!
Похоже, региональные власти о чём-то догадывались. Во всяком случае, идея контролировать, а точнее сказать - «мониторить» монастырские финансовые потоки у правительства Карелии возникла еще в 1990-е годы. Для этого следовало поставить монастырские структуры на налоговый учет в Карелии. Эта попытка, судя по данным из Единого государственного реестра юрлиц на 2016 год, провалилась. Вместе с тем постановление Правительства является действующим, и, следовательно, при желании региональных властей попытку можно повторить.
Текст постановления раскрывает некоторые подробности отношений Валаамского монастыря и светских властей - федеральных и региональных. В нём говорится и о существовании федеральной целевой программы «Возрождение и развитие Валаамского архипелага», и о выделении монастырю денег из республиканского бюджета, в том числе на строительство домов для переселения на материк местных жителей.
Считать церковные деньги в Карелии (как и вообще в России) не принято. А вот тратить на церковные нужды деньги налогоплательщиков - вполне привычное дело. Причём уровень поддержки неуклонно растёт. Даже в тяжелые времена федеральные и региональные власти не забывали о монастыре. Так, в сложнейший для страны посткризисный 1999 год председатель правительства Карелии Сергей Катанандов постановил выделить монастырю из республиканского бюджета 135 млн рублей за последующие 15 лет, в том числе 30 млн рублей в ближайшие пять лет. Что уж говорить про жирные двухтысячные! Только энергоснабжение острова обошлось федеральному бюджету в 2,5 млрд рублей (ниже про это будет написано подробнее). В последние годы, несмотря на финансово-экономический кризис в стране, поток денег на Валаам не иссякает.
Те же открытые источники дают не исчерпывающие, но вполне показательные данные об объёмах господдержки Валаамского монастыря. За последние три года на создание, восстановление и поддержку валаамской инфраструктуры только через систему госзакупок было потрачено около 600 млн рублей. Государство профинансировало дороги, энергетическую и водную инфраструктуру.

Контролировать сложно, вкладывать - легко!

Похоже, региональные власти о чём-то догадывались. Во всяком случае, идея контролировать, а точнее сказать - «мониторить» монастырские финансовые потоки у правительства Карелии возникла еще в 1990-е годы. Для этого следовало поставить монастырские структуры на налоговый учет в Карелии. Эта попытка, судя по данным из Единого государственного реестра юрлиц на 2016 год, провалилась. Вместе с тем постановление Правительства является действующим, и, следовательно, при желании региональных властей попытку можно повторить.
Текст постановления раскрывает некоторые подробности отношений Валаамского монастыря и светских властей - федеральных и региональных. В нём говорится и о существовании федеральной целевой программы «Возрождение и развитие Валаамского архипелага», и о выделении монастырю денег из республиканского бюджета, в том числе на строительство домов для переселения на материк местных жителей.
Считать церковные деньги в Карелии (как и вообще в России) не принято. А вот тратить на церковные нужды деньги налогоплательщиков - вполне привычное дело. Причём уровень поддержки неуклонно растёт. Даже в тяжелые времена федеральные и региональные власти не забывали о монастыре. Так, в сложнейший для страны посткризисный 1999 год председатель правительства Карелии Сергей Катанандов постановил выделить монастырю из республиканского бюджета 135 млн рублей за последующие 15 лет, в том числе 30 млн рублей в ближайшие пять лет. Что уж говорить про жирные двухтысячные! Только энергоснабжение острова обошлось федеральному бюджету в 2,5 млрд рублей (ниже про это будет написано подробнее). В последние годы, несмотря на финансово-экономический кризис в стране, поток денег на Валаам не иссякает.
Те же открытые источники дают не исчерпывающие, но вполне показательные данные об объёмах господдержки Валаамского монастыря. За последние три года на создание, восстановление и поддержку валаамской инфраструктуры только через систему госзакупок было потрачено около 600 млн рублей. Государство профинансировало дороги, энергетическую и водную инфраструктуру.

Автострады Валаама: обеспылить и отремонтировать!
Местный житель Михаил, который, по его же признанию, в середине 1980-х годов начинал строить валаамские дороги, не доволен ни их нынешним состоянием, ни тем, как их содержат:
- Дороги, сейчас сами увидите, день ото дня все хуже и хуже. Дорожники занимаются строительством Авраамиевского скита, халтурят на монастырь. А дорогами никто не занимается. Раньше ездили грейдеры, но теперь такого нет. Мы уже и так сами взяли лопаты, сами выровняли, хоть мост переехать можно. Отсев и щебёнку, которую завозят как бы на ремонт дороги, просто-напросто продают монастырю. Они завозятся на склад, дорога не ремонтируется, но куда-то это всё исчезает. Значит, списывают на дорогу. Раньше они ямки-канавки подсыпали отсевом, потом пускали грейдер. А теперь просто грейдер таскают взад-вперед, а подсыпки нет. А где ведётся строительство в монастыре, туда они его и втюхивают.
Дороги на Валааме, по словам местных, никогда не были плохими. Скорее всего, из-за того, что на острове не было серьёзного автомобильного трафика. Но возрождение монастыря сопровождалось и многократным увеличением нагрузки на дороги. Сегодня по острову разъезжает разнокалиберная техника - от малолитражек на электроприводе до огромных дизельных самосвалов. Поэтому, а также из-за постоянного роста потока туристов на валаамские дороги обратили внимание в 2000-е годы.
Тогда же были потрачены первые бюджетные деньги на «обеспыливание» островных «грунтовок». Обеспыливание делают и сейчас. Во всяком случае, об этом рассказывают водители. Правда, по их же словам, деятельность эта совершенно бесполезная: от пыли не спасает, да и подрядная организация нередко поливает дороги обеспыливающим составом во время дождя.
- Это какой-то идиотизм. Они поливают там каким-то специальным раствором, чтобы пыли не было. Два года уже такое впечатление, что они созваниваются с небесной канцелярией: «Завтра будет дождь», - заправляют бочку и едут поливать. Или это лишь бы списать. Думаю, что за фигня: дождь проливной, а он [водитель поливочной машины] едет дорогу поливает. Я ему говорю: «Че ты сразу в канаву не заехал, краники не открыл и не вылил все?», а он мне: «Мне сказали поливать, я и поливаю».
В последние годы вложения в островные дороги из регионального бюджета существенно увеличились. Так, в 2014 и 2015 годах на мероприятие под названием «Ремонт фильтрующей насыпи из сухой каменной кладки на „Кедронском потоке" на км 5 Главной монастырской дороги Валаамского архипелага» было потрачено 26 млн 182 тыс. рублей. В 2015 году совершена госзакупка на 99 млн 187 тыс. рублей на «Выполнение комплекса работ по содержанию сети автомобильных дорог общей протяженностью 21,067 км и дорожных сооружений на них на о. Валаам с 01 января 2015 года по 31 декабря 2020 года». То есть - по 16,5 млн рублей в год, или по 800 тыс. рублей на 1 км дороги в год.
Победитель конкурса - ООО «СК «МИР» - находится в стадии ликвидации с сентября 2016 года. Однако на момент написания текста контракт по содержанию валаамских дорог по-прежнему находится «на исполнении». В отличие от ещё семи госконтрактов, полученных компанией от того же Управления автомобильных дорог Карелии.
Далее читать в прикрепленном файле: https://vk.com/doc203860644_452778923

__________________________
Опубликовано: Сей Час ПАОБѢДЪ ЧЕТВЕРИКЪ 33 РАМХАТЪ 7526 ЛЕТО от С.М.З.Х.
Паобѣдъ Начало нового дня. Современное время 19:30-21:00
__________________

бабло для РПЦ (Валаам).pdf

2 МБ


.

Наследие Предков Наша

вчера в 19:30
Previous post Next post
Up