Пролог. 1 сентября 1969 года над Триполи вспыхнуло зеленое пламя Джамахирии - группе молодых офицеров во главе с Муамаром Каддафи удалось свергнуть короля Идриса и взять власть в свои руки. Новое правительство Ливии заявило о готовности встать на социалистический путь развития - для руководства СССР это стало сигналом о появлении в регионе Средиземного моря нового потенциального союзника и партнера. Единственная проблема - на территории Ливийской Арабской Республики оставались американские и британские военные базы. Важный нефтеносный район грозил стать местом кровавой схватки - Запад начал подготовку к операции по вмешательству во внутренние дела страны - как того требовал прежний ливийско-британский договор об обороне. Требовалось перебросить подкрепления с острова Крит на британские авиабазы Тобрук и Аль-Адем и отдать приказ о начале наступательной операции. К месту происшествия двинулся Шестой флот ВМС США во главе с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» - ситуация приобретала серьезный оборот.
Шестой флот у побережья Сицилии, 1965 год
В это время в Средиземном море находилась 5-ая ОПЭСК Военно-Морского Флота СССР в составе четырех крейсеров: противолодочного КР «Москва», ракетного КР «Грозный», артиллерийских КР «Джержинский» и «М. Кутузов», трех больших противолодочных кораблей и 10 устаревших эсминцев проектов 30-бис, 56 и 31 (последние - корабли радиотехнической разведки). Под водой эскадру прикрывали шесть ДЭПЛ (ракетоносцы пр. 651) и многоцелевая ПЛА проекта 627А.
Советские корабли немедленно рассредоточились - БПК и эсминцы образовали 150-мильную защитную зону между побережьем Ливии и о. Крит. Теперь, чтобы перебросить силы по воздуху, британским транспортным самолетам пришлось бы пролететь над кораблями ВМФ СССР. Угроза попасть под огонь морских ЗРК подействовала отрезвляюще - уже 5 сентября Лондон заявил, что не станет вмешиваться во внутренние дела Ливии.
Попытка «спроецировать силу» с помощью Шестого флота потерпела сокрушительное фиаско - 6 сентября в Тирренском море авианосная ударная группа была обнаружена морскими разведчиками Ту-16Р. Спустя сутки АУГ уже двигалась в плотном кольце советских крейсеров и подводных лодок, державших «пистолет у виска» Шестого флота. Побродив вдоль ливийского побережья под прицелом шестидюймовок «Кутузова» и «Дзержинского», эскадра ВМС США легла на обратный курс. 15 сентября 1969 года пристыженные американцы возвратились к причалам ВМБ Неаполь.
Советский Военно-Морской Флот добросовестно выполнил поставленную задачу.
Снаряд против ракеты
Не так давно на одном из тематических сайтов Рунета появился любопытный расчет - каковы были бы реальные шансы советского артиллерийского крейсера 68-бис в случае боевого столкновения с американской эскадрой?
Простой ответ - палубные самолеты обнаружат и потопят крейсер на расстоянии 500 миль - справедлив лишь для Тихоокеанского ТВД периода 1941-1945 гг. В годы Холодной войны ситуация изменилась - советский флот практиковал действия по слежению за кораблями «вероятного противника» в мирное время. В случае эскалации конфликта и начала войны, крейсерам не требовалось куда-либо прорываться - они изначально находились на дальности прямой видимости, готовые открыть огонь по палубам авианосцев и эскортных кораблей ВМС США.
Перспектива огневого контакта с крейсером проекта 68-бис (Sverdlov-class) не могла не ужаснуть американских моряков.
Советская версия. Мат в три хода
Шесть дюймов. 152 мм. - Это воронка глубиной два метра, куда смог бы поместиться пулеметный расчет из двух номеров.
Пушки советского крейсера бьют днем и ночью, в любых условиях, в самый густой туман, шторм и в песчаную бурю. Минимальное время реакции. Помимо оптических дальномеров, имелось наведение по данным радаров - система управления огнем на основе РЛС «Залп» позволяла автоматически корректировать стрельбу по всплескам упавших снарядов. Максимальная дальность стрельбы - 30 000 метров. Осколочно-фугасный снаряд ОФ-35 покидал срез ствола со скоростью 950 м/с - три скорости звука! быстрее, чем любая из современных противокорабельных ракет
Всего на борту крейсера пр. 68-бис установлено 12 таких орудий* в четырех бронированных вращающих башнях MK-5. Практическая скорострельность каждого орудия - 4-7 выстрелов в минуту.
*на «Дзержинском» - шесть. Вместо кормовой группы ГК был смонтирован экспериментальный ЗРК М-2
Даже в случае если корабли «вероятного противника» находились бы вне секторов обстрела кормовых орудий - разрушительной мощи носовой группы главного калибра было более чем достаточно, чтобы превратить любой корабль ВМС США в пылающие развалины.
Промахнуться по 300-метровому корпусу «Джон Ф. Кеннеди» мог только слепой. Три штатных залпа для пристрелки - четвертый в «яблочко»!
В случае с авианосцем ситуация приобретала особенно мрачный оттенок - достаточно было «положить» всего один снаряд на запруженную авиатехникой палубу, чтобы случилась катастрофа - корабль вспыхнул, словно контрафактный китайский фейерверк. С мощным взрывом и воспламенением десятков тонн топлива и боеприпасов, подвешенных под крыльями самолетов.
На этом работа советских артиллеристов завершена - все остальное сделают языки пламени разлитого повсюду керосина - огонь наверняка проникнет в ангар и на нижние палубы сквозь пробоины, пробитые детонацией авиационных бомб. Потери будут ужасны. Вопрос о дальнейшем участии в боевых действиях станет неактуальным - выжившие будут озабочены совсем другой проблемой: удастся ли спасти корабль?
Пожар на палубе атомного авианосца «Энтерпрайз» (1969 год). Причина - самопроизвольный запуск НУРС калибра 127 мм. Аналогичный случай имел место на борту АВ «Форрестол» (1967 год) - ракета сорвалась с пилона и ударила в бак стоящего впереди штурмовика. Предохранитель предотвратил взрыв, но оказалось достаточно одной искры - лютый пожар уничтожил половину авиагруппы и погубил 134 человека личного состава корабля.
Но глупее всех пострадал «Орискани» (1966 год) - авианосец едва не погиб от сигнальной ракеты, случайно запустившейся в руках матроса.
Нет никаких причин сомневаться в том, что 152-мм снаряд, разорвавшийся на палубе авианосца «Джон Ф. Кеннеди», причинил бы меньший ущерб. Шесть килограммов могучего бризанта и тысячи раскаленных осколков гарантированно вывели бы корабль из строя.
Артиллерийское вооружение крейсеров 68-бис не ограничивалось главным калибром - с каждого борта корабля стояли по три двухорудийные установки СМ-5-1 с полуавтоматическими орудиями калибра 100 мм - по шесть стволов на каждый борт, управляемых артиллерийской РЛС «Якорь».
Снаряды универсальной артиллерии имели меньшую массу и дальность стрельбы (24 километра), но скорострельность каждого орудия могла достигать 15-18 выстр./мин - нетрудно представить, что могло произойти с «Кеннеди», если бы на него обрушился такой огненный шквал.
История умалчивает, был ли у крейсеров эскорт в виде пары-тройки эсминцев - каждый «проект 56» или старый «30-бис» мог «поздравить» противника залпом из 130-мм морских орудий.
Ситуация парадоксальная - ржавые советские крейсеры и устаревшие эсминцы могли «одним щелчком» лишить эскадру ВМС США её основной силы, а затем вступить в бой с эскортными крейсерами и ракетными эсминцами на весьма выгодных для себя условиях.
Опасаться было некого - у американцев в 1969 году не было ни противокорабельных ракет, ни крупнокалиберных пушек, ни торпедного оружия на надводных кораблях. Универсальные «пятидюймовки» (127 мм) не смогли бы причинить за короткое время достаточно вреда бронированному монстру.
Эскортный крейсер USS Leahy (DLG/CG-16) 1962-го года постройки. Был полностью лишен артиллерийского вооружения, за исключением пары зениток
Время реакции авиации ВМС США несопоставимо с артиллерийскими орудиями 68-бис. Самолетам необходимо взлететь с катапульты, набрать высоту, лечь на боевой курс и лишь тогда атаковать «цель», которая ежеминутно извергает из себя тонны раскаленной стали. Как бы не получилось так, что авиация погибнет, не успев подняться с палубы корабля. К тому же, еще не факт, что даже самое мощное оружие, что имелось на тот момент у американских летчиков - свободнопадающие бомбы массой 227 и 454 кг смогут причинить крейсеру критические повреждения.
Определенную угрозу представляет лишь внезапное нападение из-под воды - но, в любом случае, время реакции американской субмарины окажется чрезмерно велико. Крейсеры погибнут смертью храбрых, но к тому времени перебьют все американские «жестянки».
Один прыжок - и ты в дамках!
Американская версия. Демоны двух стихий
…Куда лезут эти русские со своими отсталыми большевистскими технологиями? Они наивно надеются на отсутствие у нас ПКР, брони и крупнокалиберной артиллерии.
Ха! Все это у нас есть! В кильватере авианосца следует крейсер «Литтл Рок» - флагман Шестого флота, специально был прислан из Гаэты для усиления американской группировки у побережья Ливии.
Эта ржавая рухлядь была спущена на воду в 1944 году, поэтому у него сохранились и бронепояс, и бронированные палубы и даже одна башня главного калибра - дуэль «Литтл Рок» с крейсером пр. 68-бис могла бы стать феерическим зрелищем.
Но мы не станем пачкать рук в артиллерийском бою - слишком вульгарное занятие в Эру ракетного оружия. У нас для русских приготовлен особый «сюрпрайз» - Подать на пусковую установку две ЗУР «Талос»!
USS Little Rock (CLG-4) - cтарый крейсер типа «Кливленд», прошедший глубокую модернизацию по проекту «Галвестон». В конце 1950-х годов с крейсера демонтировали обе кормовые башни - взамен была установлена пусковая установка и защищенный погреб на 46 зенитных ракет RIM-8 Talos. Также, подверглась перекомпоновке носовая часть корабля. Благодаря высоким решетчатым мачтам, массивным радиолокаторам обнаружения воздушных целей AN/SPS-43, AN/SPS-30 и «тумбам» РЛС управления огнем AN/SPG-49 крейсер приобрел свой причудливый запоминающийся силуэт - корабль словно сошел с экрана научно-фантастического фильма 60-х годов.
USS Little Rock (CL/CLG/CG-4), Средиземное море, 1974 год
Изначально янки не планировали никаких сюрпризов. Проект «Галвестон» предполагал превращение трех устаревших крейсеров в платформу ПВО - корабельные группировки нуждались в надежном прикрытии с воздуха. Новейший на том момент морской ЗРК «Талос» обещал солидные возможности - возможность поражения воздушных целей на дальности 180 км.
Уникальные характеристики «Талоса» получены дорогой ценой - комплекс получился ГРОМАДНЫЙ. Огромный погреб для подготовки ракет, больше похожий на заводской цех, громоздкие радары, целый зал с ламповыми ЭВМ, многочисленные вспомогательные системы, силовое оборудование, системы охлаждения и вентиляции. Но главное - сами ракеты. Чудовищные 11-метровые «брёвна» массой 3,5 тонны (с бустером-ускорителем). Но и без ускорителя размеры ракеты потрясали воображение: масса - 1542 кг! - как снаряд линкора «Ямато» (разумеется с поправкой на конструкцию, площадь сечения и механическую прочность ракеты). Существовала специальная версия «Талоса» в ядерном исполнении - такой ракетой предполагалось «расчищать» берег пред высадкой десанта в Третьей мировой войне.
Но главное - в процессе эксплуатации выяснилось, что «Талос» мог использоваться не только против воздушных целей - как и любой ЗРК, он имел режим стрельбы по надводным объектам! ГСН зенитной ракеты неважно от чего отражается сигнал - от крыла самолета или от надстройки вражеского корабля, достаточно отключить неконтактный взрыватель - и RIM-8 Talos превращается в мощную сверхзвуковую ПКР с боевой частью массой 136 кг (впоследствии идея получит развитие - янки примут на вооружение модификацию RIM-8H с наведением на источник радиолокационного излучения. Такими «штучками» крейсеры ВМС США будут обстреливать позиции вьетнамских радаров и ЗРК).
Если не брать во внимание противорадарную модификацию RIM-8H, то ракета «Талос» двойного назначения не являлась полноценной противокорабельной системой - слишком мала дальность стрельбы. Даже самые крупные корабли с высокими надстройками могли быть обстреляны ЗРК на дальности максимум в пару десятков км - РЛС AN/SPG-49 не умеет «заглядывать» за горизонт, а ракета «Талос», оставшись без направляющего луча радара, превращается в бесполезный кусок металла.
"Талос" почти разрубил пополам эсминец-мишень
Всего пара десятков километров… Но этого более чем достаточно для нанесения ударов по советским кораблям, приблизившимся к авианосной группировке ВМС США! Там, у побережья Ливии, осенью 1969 года, «Литтл Рок» мог запросто «огреть» крейсер 68-бис ракетой комплекса «Талос».
Как показало проведенное компьютерное моделирование, 1,5-тонная болванка, несущаяся с небес на скорости 2,5М, пробивает, как фольгу, 50-мм бронепалубу крейсера «Кутузов» и лежащую под ней 15-мм стальную подкладку.
Стержневая боевая часть, скорее всего, разрушится при ударе о броню, но её заменят 300 литров ракетного горючего - в пораженном отсеке произойдет объемный взрыв, сопровождающийся стремительным распространением облака топливного аэрозоля и осколков со скоростью 2 км/сек! Эффект попадания «Талоса» подобен попаданию в крейсер тяжелой фугасно-зажигательной бомбы.
Тем временем, «Литтл Рок» перезарядит свою ПУ и через минуту нанесет новый удар. Ракета «Талоса», по сравнению с артиллерийским снарядом, исключительно точна - она наверняка попадет в цель с первого же выстрела. В таких условиях советская эскадра становится обречена...
Эпилог. Немногие уцелеют в том бою
В разгоревшейся дискуссии о «живых мертвецах» и «ритуальных жертвах» в деле противостояния двух крупнейших флотов, когда-либо бороздивших Мировой океан, так и не было поставлено заключительной точки. Сторонники «красных» утверждают, что в составе ВМС США было всего лишь 8 крейсеров с комплексом «Талос» - слишком мало, чтобы прикрыть все эскадры ВМС США по всему Земному шару. Кроме того, они появились в период 1960-64 гг., т.е. на 10-15 лет позже крейсеров 68-бис - по сути это техника разных эпох, случайно встретившаяся по недоразумению на поле боя. К концу 60-х роль главной ударной силы ВМФ СССР уже перешла к ракетным крейсерам и атомным подлодкам.
Сторонники «синих» резонно замечают, что в качестве «Талоса», правда с гораздо меньшим эффектом, мог быть использован другой морской ЗРК, например комплексы средней и малой дальности «Терьер» и «Тартар» - количество американских кораблей, оснащенных этими ЗРК, исчислялось многими десятками. Впрочем, ЗРК были не в диковинку и на советских крейсерах и эсминцах…
Большой противолодочный корабль проекта 61
«Красные» приводят в пример факт, что корпус крейсера 68-бис состоял из 23 автомноных водонепроницаемых отсеков - даже несколько попаданий «Талосов» и вызванные ими тяжелые разрушения кубриков, надстроек и части машинного отделения совсем не гарантируют, что крейсер прекратит огонь (потеря радаров не страшна - у каждой башни имеется собственный комплект приборов управления огнем). В истории известны примеры, когда русские моряки стреляли до тех пор, пока корабль не скрывался под водой.
«Синие» утверждают, что преследование американской группировки было делом непростым - американские эсминцы опасно маневрировали и постоянно перерезали курс советским кораблям, стремясь оттеснить их подальше от авианосца. «Красные» твердят о великолепной управляемости и 32-узловой скорости крейсера 68-бис.
Было ли оправданным решением посылать на перехват АУГ старые артиллерийские крейсеры? Спор может быть бесконечен…
Личная авторская точка зрения такова: при превентивном (или хотя бы одновременном) получении сигнала о начале войны, артиллерийские крейсеры ВМФ СССР имели крупный шанс положить залп поперек полетной палубы авианосца и, возможно, повредить/уничтожить несколько более мелких кораблей эскорта. Слишком высока скорострельность орудий, и слишком высока уязвимость авианосного корабля.
А затем, крейсер погибнет смертью храбрых…
Другого пути у нас тогда не было. На дворе стояли 60-е годы, ВМФ СССР только что вышел в Мировой океан. Он был еще слишком слаб и примитивен по сравнению с могучими ВМС США, имеющими за спиной 10-кратный бюджет и опыт ведения настоящей морской войны на просторах Мирового океана. И, тем не менее, наш флот держался молодцом! В тот год у побережья Ливии, советские моряки сумели грамотно продемонстрировать свои намерения и одержать, таким образом, убедительную бескровную победу.
Что касается эффективности использования артиллерии в современном морском бою - её преимущество перед ракетным оружием становится очевидно лишь при оказании огневой поддержки и обстрелах побережья.