Оригинал взят у
mamlas в
Советский двигатель российской лунной программы / Эпоха титановЕщё о
космических технологиях Чемпион в сверхтяжелом весе
Новая российская ракета отправит людей на Луну благодаря советскому заделу / В Росии начали проектирование новой ракеты сверхтяжелого класса
«Роскосмос» приступил к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса.
©По теме:
Отец советского «шаттла» Глушко | Отец старта «Энергия-Буран» Бармин Сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» на борту
Ее собираются создать в рекордные сроки - всего за 5-7 лет - благодаря использованию готового двигателя РД-171, разработанного советскими конструкторами в рамках программы «Энергия - Буран».
Разработка новой ракеты ставит крест на планах по строительству сверхтяжелой «Ангары А5В» с водородной ступенью. «Ангара-А5», успешный запуск которой состоялся в декабре 2014 года, - единственная тяжелая российская ракета-носитель, созданная в постсоветскую эпоху. Ранее планировалось создавать ракету-«супертяж» на ее базе. Однако в дальнейшем конструкторы «Роскосмоса» пришли к выводу, что проект имеет все основания превратиться в долгострой - понадобятся средства и сроки, которыми госкорпорация сейчас не располагает.
В результате было решено работать по принципу «Я его слепила из того, что было», но без иронического смысла, обычно присущего этим словам: третью ступень взять от «Ангары», а вместо водородных двигателей на первой и второй ступенях применить советский РД-171. Советский четырехкамерный двигатель закрытого цикла, разработанный КБ «Энергомаш», использует в качестве горючего не водород, а керосин. По праву считающийся наиболее совершенным среди жидкостных ракетных двигателей, он разрабатывался в рамках программы кораблей многоразового использования «Энергия - Буран». Он применяется и сегодня - в бывших советских, а ныне украинских кораблях «Зенит-2». Дополнительным плюсом такого двигателя является то, что для него не потребуется создавать дополнительную инфраструктуру производства, хранения и транспортировки водородного горючего. Проектируемый «супертяж» должен будет вывести около 80 тонн на низкую опорную орбиту - на высоту около 200 км. В дальнейшем грузоподъемность планируется увеличить в 1,5-2 раза.
Зачем нужна ракета-носитель сверхтяжелого класса? Она явно выпадает из нынешнего курса «Роскосмоса», взявшего установку на зарабатывание денег на «частном извозе» - коммерческом выводе на орбиту спутников. Ее запуски даже в среднесрочной перспективе не смогут окупить затраты на ее создание - сверхтяжелые ракеты требуются в основном для полетов к другим планетам, а они теперь совершаются довольно редко, да и другие страны предпочитают использовать для них собственные носители.
Ответ радует: планируется, что она станет центральным звеном российской лунной программы. В течение 10 лет - с 2018-го по 2028-й - автоматические станции будут изучать спутник Земли, выбирая площадку для строительства будущего поселения в одном из районов Южного полюса Луны. На втором этапе как раз понадобится ракета-носитель сверхтяжелого класса грузоподъемностью около 90 тонн, которая доставит на Луну пилотируемую экспедицию. Высадка состоится до 2030 года, а далее начнется создание лунного полигона, на базе которого затем будет построен постоянно обитаемый лунный комплекс. Сверхтяжелым кораблям потребуется доставлять на строящуюся лунную станцию машины и космонавтов.
«Ангара А5В» для лунной программы не годится - ее грузоподъемность, согласно проекту, должна составлять 38 тонн. Ранее, впрочем, «Роскосмос» всерьез рассматривал придуманную РКК «Энергия» схему, при которой сверхтяжелые ракеты-носители вовсе не требовались: все необходимые для полета на Луну «транспортные средства» планировалось выводить на орбиту один за другим, несколькими запусками. Сперва - лунный посадочный модуль, потом - межорбитальный буксир, а там уже и сам космический корабль плюс еще один межорбитальный буксир. Однако для этого требовалось начать строить на космодроме Восточный стартовый стол сразу для двух ракет. Этого сделано не было, а значит, вся лунная программа могла остаться на бумаге. Строительство «супертяжа» позволит справиться с этим затруднением.
Любопытно, что ранее новую ракету тяжелого класса планировалось построить лишь к 2030-м годам, и многие эксперты сомневались, что даже к такому сроку это удастся. Теперь же представители «Энергии» заявляют, что благодаря советскому двигателю удастся построить новую ракету в течение всего 5-7 лет. Как рассказал генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев, работы по созданию ракеты сверхтяжелого класса начнутся уже через несколько лет, что позволит сделать ее примерно к 2025 году.
Новый проект по разработке «супертяжа» - еще одна прекрасная иллюстрация того, что нынешняя космическая программа России живет в основном советским заделом. Радикально нового почти нет, есть улучшения (порой минимальные) того, что было создано 30, 40, а то и 50 лет назад. Это наводит на невеселые размышления. Как некогда гомеровские греки не могли поверить, что технически грандиозные постройки погибшей крито-микенской цивилизации могли быть созданы людьми, и называли их «циклопическими» - созданными циклопами, так и современные россияне вскоре неизбежно начнут воспринимать советский период как эпоху титанов, когда люди могли думать о покорении Вселенной, а не о том, как набить карман.
Илья Носырев
«Русская планета», 28 августа 2016