Оригинал взят у
sokura в
Воровство во время войны. ДокументыОригинал взят у
varjag_2007 в
Воровство во время войны. Документы Воровство во время войны. Документы 1944 год. Докладная линейной милиции в Актюбинский обком партии о крупном хищении государственного нормированного хлеба в Актюбинске. Докладная записка адресована секретарю Актюбинского обкома партии Тайбекову, а копия секретарю горкома Киселеву и секретарю парткома Узла Гнеушеву. Документ подписан зам. начальника Линейного отделения милиции НКВД ст.Актюбинск мл. лейтенантом Гусевым.
Даты нет, но внизу документа имеется резолюция, датированная 1 сентября 1944 года.
Начальник линейного отделения милиции сообщает, что ими вскрыта группа, расхищавшая государственный нормированный хлеб. В нее входили:1. Контролер Облторга Ситдиков Мухтар, 1924 г.р., член ВЛКСМ.
2.Печатник газеты «Актюбинская правда» Ступенко Афанасий, 1908 г.р.
3.Наборщик типографии «Актюбинская правда» Шофиев Хайбрахман 1916 г.о., судим по ст.166 УК РСФСР (Тайное, а равно открытое похищение лошадей или другого крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения - лишение свободы на срок до пяти лет.
Те же действия, совершенные повторно или по сговору с другими лицами, - лишение свободы на срок до восьми лет)
.4. Продавщица ларька ОРС Депо Гавлик Мария 1914 г.р.
5.Зав. маршрутного ларька ОРС Депо Лодякова Клавдия 1918 г.р.
Вызывная паровозного депо Дихтярева Мария 1889 г.р.
Возглавляли хищническую группу Ситдиков, Лодякова и Гавлик.
Ситдиков, работая в карточном бюро, в феврале 1944 года выдал хлебных талонов на 200 кг., недостача образовалась у продавщицы Галик. После чего в апреле Ситдиков взял у Гавлик один наркомовский талон как образец и отдал его Ступенко и Шрфиеву, которые подобрали шрифт в типографии и стали делать на тискальном станке фиктивные наркомовские талоны.
На них в течение 4-х месяцев похитили 4000 кг. хлеба, 400 кг. колбасы, 80 кг. сахара.
За изготовление фиктивных талонов Шофиев и Ступенко получили от Ситдикова 24 тысячи рублей.
Ситдиков фиктивные талоны передавал Лодяковой и Гавлик, которые отчитывались перед картбюро этими талонами и брали с ларька в неограниченном количестве хлеб, сахар и колбасу, реализовывали на рынке Актюбинска, после чего пьянствовали.
Лодякова и Гавлик через вызывную Дехтяреву (в тексте с буквой «е» в первом слоге) реализовали печеного хлеба на 20 тысяч рублей.
Через члена партии Рембовскую Веру, работающую нарядчиком паровозного депо ст.Актюбинск, реализовали печеного хлеба и сахара на 10 тысяч рублей.
Сообщается, что все вышеуказанные лица арестованы по Закону от 7 августа 1932 года, за исключением члена партии Рембовской, на которую милиция просит дать санкцию на арест по тому же Закону от 7.08.32г.
Внизу документа имеется рукописная резолюция: « на арест Рембовской согласен«. Подпись, судя по всему, первого секретаря обкома партии Тайбекова.
Хищение масштабное, да еще и способ нетривиальный. Интересно, как 20-летний Ситдиков попал работать в квартирное бюро? А ведь там были и ранее хищения и злоупотребления.
Это наглядно видно из документов, размещенных в материалах
1943 год. Докладная управления НКВД по Актюбинской области в обком партии о хищениях продовольственных карточек 1943 год. Совместное постановление исполкома Актюбинского облсовета и бюро обкома партии о результатах проверки правильности выдачи хлебных карточек И эти дела тоже очень показательны -
1943 год. Спецсообщение областной милиции в Актюбинский обком партии о крупном организованном хищении сахара 1943 год. Меморандум прокурора Актюбинской области в обком партии о масштабных хищениях в системе треста Маслопром В общем, практически во всех местах, связанных с производством, распределением и реализацией продуктов питания, воровали. Зачастую, - масштабно.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №13, арх. дело №27
источник :
http://myaktobe.kz/archives/36702 Во время войны были и вот такие неприглядные факты: хищение и воровство. Преступники, имеющие доступ к продовольствию, наживались на его нехватке. Власти старались бороться с этими отвратительными явлениями. И при выявлении подобных фактов поступали согласно закона. ( "Закон о трёх колосках", как его любят именовать в либеральной среде. Вот такие "безвинно пострадавшие" за "колоски"-Закон от 7 августа 1932 г. )