Как проиграть войну

Feb 23, 2016 12:20

Оригинал взят у mkarev в Как проиграть войну


Наша "элита" никак не признает того факта, что против России развязана холодная война. Премьер-министр Медведев даже специально разъяснил, что не имел ввиду, что холодная война началась, только Запад ведет себя также как во времена холодной войны. Это ущербная логика или, правильнее сказать, это психологическая защита. Если Запад себя ведет также как во времена холодной войны, то значит он начал холодную войну. А если Запад ведет так как ведут себя на войне горячей, то есть сбрасывает бомбы, перемещает людей и военную технику по ТДВ, значит идет горячая война. По-моему всё логично. Не признать наличие войны горячей знать публично продемонстрировать свою неадекватность, а если не признавать холодную войну, то никто не заметит. Холодную войну не объявляют, её фиксируют по факту поведения противоположной стороны.

Есть интересный исторический пример подобного поведения. Нашей элите не мешало бы ознакомиться и сделать выводы

 Так что же такое тогда фашизм?
    Фашизм, по крайней мере, немецкий его вариант - это форма капитализма, позаимствовавшая у социализма только те черты, которые обеспечат ей военную эффективность. С точки зрения внутренней у Германии много общего с социалистическим государством. Собственность не отменена, по-прежнему есть капиталисты и рабочие, и это важный момент, истинная причина, почему богатые во всем мире склонны симпатизировать фашизму - после нацистской революции капиталистами остались, в общем, те же, кто был капиталистами, а рабочими - рабочие. И в то же время, распоряжается всем государство, то есть попросту нацистская партия. Она распоряжается инвестициями, сырьем, процентными ставками, длительностью рабочего дня, заработными платами. Владелец фабрики по-прежнему владеет фабрикой, но в практическом плане он низведен до положения управляющего. Фактически, все являются государственными служащими, хотя жалованье у них может сильно разниться. Эффективность этой системы, не страдающей от расточительства и различных помех, очевидна. За семь лет она построила военную машину, мощнее которой не видел мир.


  Как ни ужасна на наш взгляд эта система, она действует. Действует потому, что это плановая система, нацеленная на конкретный результат, на завоевание мира, и не допускающая, чтобы на ее пути встали чьи бы то ни было частные интересы - капиталистов или рабочих. Британский капитализм в этом смысле неработоспособен, потому что это система конкуренции, где главной целью является частная прибыль. При этой системе все силы тянут в разные стороны, а интересы индивида часто, если не всегда, противоположны интересам государства.
На всем протяжении этих критических лет британский капитализм с его колоссальной индустриальной базой и несравненным резервом квалифицированной рабочей силы не сумел собраться для подготовки к войне. Чтобы подготовиться к современной широкомасштабной войне, необходимо направить большую часть национального дохода на вооружение, а это значит - сократить производство потребительских товаров. Бомбардировщик, например, стоит столько же, сколько пятьдесят небольших автомобилей или восемьдесят тысяч пар шелковых чулок, или миллион батонов. Ясно, что, не понизив уровень жизни, много бомбардировщиков не построишь. Либо пушки, либо масло, как заметил маршал Геринг. Но в чемберленовской Англии такая перестройка была невозможна. Богатые не потерпели бы возросших налогов, а покуда богатые нескрываемо богаты, нельзя чересчур обременить налогами и бедных. Кроме того, пока главной целью производителя является прибыль, ему нет смысла переключаться с потребительских товаров на оружие. Предприниматель ответственен прежде всего перед своими акционерами. Может быть, Англии нужны танки, но может быть, производство автомобилей окупается лучше. Не пропускать стратегические материалы к врагу велит здравый смысл, но продавать по максимальной рыночной цене - обязанность бизнесмена. Еще в конце августа 1939 года британские торговцы, отпихивая друг друга, продавали Германии листовую сталь, резину, медь и шеллак - твердо зная при этом, что через неделю-другую разразится война. С такой же пользой для себя ты станешь продавать бритву, чтобы тебе перерезали ею горло. Но это был «хороший бизнес».

А теперь взглянем на результаты. После 1934 года стало понятно, что Германия перевооружается. После 1936-го всякий, у кого есть хоть капля разума, знал, что грядет война. После Мюнхена вопрос был только: скоро ли она начнется. В сентябре 1939 года она началась. Через восемь месяцев выяснилось, что оснащенность британской армии почти не улучшилась с 1918 года. Мы видели, как наши солдаты отчаянно пробиваются к побережью, с одним самолетом против трех немецких, с винтовками против танков, со штыками против автоматов. Не хватало даже револьверов для офицерского состава. После года войны войскам не хватало 300 тысяч касок. А до этого даже обмундирования не хватало - в стране, которая была одним из крупнейших производителей шерсти!


  Все дело в том, что имущий класс, боясь перемен в своем образе жизни, упорно не желал понять природу фашизма и характер современной войны. А широкой публике ложный оптимизм внушала бульварная пресса - она живет рекламой и, естественно, заинтересована в том, чтобы торговля шла нормально. Из года в год бивербруковские газеты уверяли нас в громадных заголовках: ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ, а лорд Ротермир в начале 1939 года еще называл Гитлера «большим джентльменом». Когда пришла беда, оказалось, что Англия испытывает недостаток во всех военных материалах, кроме кораблей, но при этом не было никакого недостатка в автомобилях, манто, патефонах, губной помаде, шоколаде и шелковых чулках. И осмелится ли кто-нибудь делать вид, будто состязание между личным барышом и общественной необходимостью прекратилось? Англия борется за жизнь, а бизнес должен бороться за прибыли. Открыв газету, чуть ли не каждый раз видишь, что рядом идут два противоположных процесса. На одной и той же полосе читаешь призыв правительства: экономить, и - торговца какой-то бесполезной роскошью: тратить. Одолжи обороне, но глуши «Гиннес». Купи «Спитфайр», но купи и «Хэйг энд Хэйг», крем для лица «Пондс» и шоколад «Блэк мэджик».

(с) Джордж Оруэлл «Лавочники на войне» 1941 г.

То, что описал Оруэлл, это взгляд хорошо осведомленного и здравомыслящего интеллектуала придерживающегося левых взглядов. В реальности английская элита сильно заигрывала с фашизмом и до, и после прихода Гитлера к власти. Но во-первых, речь не об узкой части элиты и её планах, а об некоем классовом поведении, вернее слепоте, поразившей английское общество сверх до низу. Во-вторых, не надо путать нашу современную российскую элиту и матерых интриганов англосаксов. И в-третьих, надо помнить, что плановую экономику гитлеровской Германии победила плановая экономика СССР, с соответствующим идеологическим содержанием. И далось это с превеликим трудом. У нас нет ни идеологии, ни плановой экономики. За счет чего собираемся выигрывать?

История побежденному может сказать: «Увы», но она не простит и ничего не изменит.

Previous post Next post
Up
[]