https://svpressa.ru/sport/article/284369/elenanew/2020/12/12/Доходы отечественных футболистов позволяют им не париться на поле
Фото: imago sportfotodienst/TASS
О провале наших футбольных клубов на евроарене разные СМИ, в том числе и «СП»,
высказывались уже неоднократно. И причин называлось много, как объективных, так и субъективных. Как частных, так и общих.
Но вот, что опять-таки вызывает недоумение, так это, что многие наши «мастера мяча», в этом, тяжелейшем году (пандемия, падение уровня жизни, депрессии, приостановки производства и мероприятий) в общем-то ничего в своих капиталах не потеряли, а некоторые, наоборот, преумножили. Давайте посмотрим, сколько получают (слово зарабатывают здесь явно не подходит) наши люди, пинающий мяч.
По зарплате (не считая бонусов, премиальных, рекламы и прочего) лидирует очень «полезный» на поле бразилец Малком из «Зенита». Итальянская «Рома» в свое время предлагала вингеру французского «Бордо» 2,5 млн евро в год, но потом на горизонте появился трансферный гений, экс- президент «Барселоны» Бартомеу и перехватил игрока, выложив на стол контракт с 8 млн евро годовых.
В Санкт-Петербурге ему платят меньше, но тоже много - 6,5 млн евро без бонусов! А человек больше лечится, чем играет.
Бранислава Ивановича в том же «Зените» не обижали, платили больше 4 млн евро, не считая премий, которые были, ведь Бранислав уехал с титулами. Крыховяк, Дуглас Сантос и Дриусси получают в районе 3 млн евро.
Но это легионеры.Принято считать, что они должны получать больше местных. Хотя с какой стати? Деньги-то им платит наша страна и чаще всего бюджет, то есть в чем-то и мы с вами. Но, в принципе, те, кто перечислен, действительно, на ведущих ролях в российских клубах. Правда, как выясняется, почти никто не состоятелен на международной арене.
Посмотрим на «отечественный продукт». Сразу озвучим такой факт: лимит стер границу между окладом и результатом. Контракты, как у Шунина и
Акинфеева, не обсуждаем, поскольку во всех лигах полезных ветеранов высоко оценивают. Ни в одном серьезном клубе Европы голкипер, который всю жизнь в одной команде и дослужился до капитана, как Шунин или Акинфеев, не получает меньше 1,7−2 млн евро. Для наглядности - зарплата всё ещё юного, но одновременно ветерана и капитана Доннаруммы в «Милане» равна 6 млн евро.
Но у нас есть моменты совсем неактуальные для топ-5. В РПЛ деньги тратят на резервистов с паспортами. В российском футболе максимум можно иметь 8 легионеров. Годами, а уже можно сказать и десятилетием, все более-менее здравомыслящие и радеющие за «спорт № 1» люди (специалисты, тренеры, руководители клубов) просили и просят отменить лимит, не только ради роста качества футбола. А для того, чтобы отрезать мутные схемы с агентами. Только за 2019-й отдали посредникам 23 млн евро - практически бюджет, например, того же «Ростова». Эти деньги лучше всё же потратить на развитие академий. Но у нас не так.
И результат паспортной зарплаты - нулевая мотивация молодежи. Юрий Жирков в 37 лет профессиональнее половины молодежной сборной России… Иван Игнатьев обошелся «Рубину» в 7 млн евро не благодаря результативности, а из-за паспорта. А зарплата, согласно открытым источникам, - 2 млн евро. Также просил бонус в 2 млн евро. Неплохо для форварда, что забил за «Рубин» 2 гола в РПЛ нового сезона.
А Ивану не нужно стараться, контракт до 2024 года. К слову, меньше Игнатьева, которому всего 21 год, зарабатывает любой игрок из состава «Аталанты» (у капитана Гомеса оклад такой же, но налоги для богатых в Италии выше). А ведь этой командой восхищается вся Европа и в прошедшем сезоне бергамаски забили почти 100 мячей в серии «А»! И сейчас снова вышли в плей-офф Лиги чемпионов.
И дело ведь не только в окладе, который получат вне зависимости от результата. Выиграл или проиграл, а по контракту своё получишь. Есть и ещё, прямо скажем, порочная практика, характерная для РПЛ - подписные бонусы. Иначе говоря «подъёмные». Да, такая практика есть и в зарубежном футболе. Но элитные клубы тратят заработанные деньги, а не подаренные. Хотя эту практику следует пресечь на уровне законов ФИФА, о чем задумались лишь сейчас, в разгар худшего финансового кризиса в футболе в 21 веке, когда ущерб составит около 14 миллиардов долларов.
У нас пока даже и в ус не дуют. Поэтому в 2020 году Игорь Смольников, благодаря этому бонусу, поимел больше (2,6 млн евро), чем Акинфеев (2,5 млн), Зобнин (2,3 млн), Алексей Миранчук (1,9) или Жирков (1,8) хотя сидел на лавке в «Зените», а в «Краснодар» пошел после травмы Петрова.
В топ-5 роскошные подъемные выдают только самым ценным и дорогим на рынке, в РПЛ его может получить даже новичок «Тамбова», который пришел свободным агентом. Раздают деньги посредникам. А потом
удивляемся, что команда на грани банкротства и думает сниматься с чемпионата
Есть такая внутренняя шутка в футболе, что в России в футбол начинают играть, когда остается полгода до конца контракта. Если учесть долю аренд и свободных агентов (70% от всех трансферов лета и осени 2020-го), то нагрузка от них слишком высокая, чтобы не сказаться на отдаче игроков. Получил миллионы наперед - расслабился.
Вообще в рейтинге топ-50 самых богатых российских спортсменов года, составленных разными конторами, фигурирует от 18 до 20 футболистов. 36% - 40% долларовых миллионеров из одного вида спорта. Как выясняется, не только не самого успешного, но и просто позорного, судя по результатам. Хоккеистов 20 человек, из них сразу 11 богаче
Дзюбы, который заработал 4,3 млн евро за 2020-год. Вот только
Овечкину, Панарину и Кучерову платят американцы.
И успех бойца
Нурмагомедова связан с заграницей. UFC раскрутили по лекалам шоу-бизнеса США. Хабиб - мировая знаменитость, и если получает 10,4 млн евро в год, то приносил работодателям намного больше. Прибыль UFC за год подбирается к одному миллиарду долларов, а своим бойцам платят всего 16% от суммы.
В РПЛ же понятия «чистая прибыль» нет. На зарплаты уходит около 70% расходов согласно отчету УЕФА. Ладно Дзюба. Он дважды стал с «Зенитом» чемпионом, лучший снайпер и ассистент лиги. В сборной также сделал много полезного. Хотя сумма, всё же завышенная.
Но на втором
месте после него идёт
Александр Кокорин. Откуда у него 3,6 млн, евро? Шикарные рекламные контракты с большими фирмами плюс зарплата в «Спартаке»? Не исключено, что доходы Кокорина выше, ведь мог быть тайный бонус за подписание. Федун - щедрый, как знаем по отступным Газизова (400 млн. рублей после увольнения).
Однако человек постоянно рассказывает, что травмирован и забил всего два мяча и оба с пенальти в составе красно-белых за 17 игр! Хорошая компенсация за несколько месяцев проведённых за колючей проволокой!
У идущего третьим Головина - 3 миллиона евро. Но тут в целом справедливо, учитывая налоги, а также уровень лиги, доходов и прочего.
2,3 млн евро для Зобнин, наверное, не жаль, когда играет на четырех позициях. И 940 тысяч евро в год для молодого Облякова - не рекорд. Но вот Оздоев с зарплатой почти в 2 миллиона евро, почему? Из-за того, что спонсор «Зенита» газовая компания?
Справедливости ради, рекордные доходы российских футболистов не впечатляют - и на фоне самых богатых хоккеистов, и на фоне окладов в топ-5. Но повторимся ещё раз: в этих лигах космические доходы (телевидение, спонсоры, билеты и прочее), в отличие от РПЛ. И нет лимита. В чемпионате России в прошлом году на поле появилось 213 легионеров, сейчас максимум - 128 в заявках.
Дело не в тех, кому платят больше всех, а в тех местных, кому дают миллионы евро за сидение на скамейке и безделье при выходе на поле. И это влияет на мотивацию, отношение к жизни, результаты в еврокубках и готовность сборной России. Нет смысла рвать жилы, достаточно сидеть на лавке и следить, чтобы миллионы на счета приходили вовремя.