https://vamoisej.livejournal.com/2020/11/27/ Путин - об Усолье-Сибирском: Удалось предотвратить риск настоящей экологической катастрофы, -
https://www.chel.kp.ru/daily/2... Владимир Путин прилетел в Саров, где провел совещание по ликвидации экологической катастрофы в Усолье-Сибирском. Там с советских времен накапливались отходы производства химического комбината.
- Сложилась очень опасная ситуация, большая угроза и природе, и, что самое главное, людям, - констатировал президент. - Прежде всего должны были быть реализованы меры, связанные с обезвреживанием опасных объектов и защитой людей, обеспечением бесперебойной работы систем городского хозяйства.
Хроника Усольской депрессии (статья 2014 год)
Согласно перечню эпитетов городов Прибайкалья Усолье-Сибирское долгие десятилетия величали городом химиков. Располагая в избытке доступом к поваренной соли, чистым известнякам, каменному углю и самой дешевой в стране электроэнергии, ПО «Химпром» являлся флагманом советской химической отрасли. В лучшие годы здесь трудилось более 11 тыс. человек. Перекись водорода, жидкий хлор, азот, карбид кальция, каустическая сода, ацетилен, металлический натрий и кальций, лакокрасочные эмали - далеко не полный перечень в тогдашней «линейке» веществ и товаров из свыше ста наименований. Все это было востребовано не только на просторах Советского Союза, но и широко экспортировалась за рубеж.
С развалом социалистической экономики предприятие, которое после акционирования в 1993 году стало называться «Усольехимпром», потеряло основные заказы на внутреннем рынке. Однако за счет экспорта, а также финансовых вливаний, организованных областной администрацией, и передачи городу большей части социальных объектов к концу 1990-х годов оно ненадолго выкарабкалось из коматозного состояния. С 1998 по 2000 годы даже наблюдался рост производства, а 7700 оставшихся рабочих регулярно получали зарплату.
В январе 2000 года генеральный директор «Усольехимпрома» Юрий Пронский неожиданно подает заявление об увольнении. Новым руководителем предприятия совет директоров большинством голосов утвердил Наталью Губину. С ее приходом продолжается рост производства, за счет собственных оборотных средств предприятия монтируется вторая карбидная печь, с запуском которой Усольский химпром стал монополистом по производству карбида кальция в России. В августе 2001 года предприятие отмечет 65-летие с верой в свои перспективы в XXI веке.
Однако вскоре начались странные вещи. Руководство «Усольехимпрома» зачем-то приобретает у компании «ВИТА-Фарм» векселей на 800 млн рублей, в результате чего «ВИТА-Фарм» превратилась в крупнейшего кредитора комбината. Одновременно «Усольехимпром» недоплачивает налогов на 500 млн. С наложенными штрафами и пенями эта сумма накручивается до 1 млрд 250 млн рублей, что составило 85 процентов от возникшей полуторамиллиардной кредиторской задолженности предприятия.
Иски в арбитражный суд миноритария - ангарской ЗАО «ТАиС», владевшей 10,6 процента акций предприятия о незаконности вексельной сделки, как и вывод имущества «Усольехимпрома» в ООО «ХимпромУсолье» на сумму 1,2 млрд рублей, успеха не имели.
В ноябре 2002 года на «Усольехимпроме» было введено внешнее наблюдение, а весной 2003-го он был признан банкротом. Выставленная на торги собственность предприятия в октябре того же года была выкуплена ООО «Инновационное Финансирование строительства» - как вскоре выяснилось, в интересах «Nitol Solar» - дочерней фирмы Дмитрия Котенко и Анатолия Гончарова «EcoLive», зарегистрированной в Люксембурге. Любопытно, что сумма выкупа составила тогда всего 1,18 млрд рублей, что было меньше не только годовой выручки «Усольехимпрома», но и налоговых просрочек. Вскоре «Нитол» выкупил и блокирующий государственный пакет акции, которым распоряжался Российский федеральный фонд имущества.
Новый менеджмент принялся сокращать «линейку» нерентабельного, по его мнению производства, а заодно и сотрудников завода. Однако еще в 2008 году на «Усольехимпроме» работало 4,5 тыс. человек. Вместо хлорной химии в 2005 году Котенко впервые объявил курс на создание высокотехнологичных материалов для солнечной энергетики и электронной промышленности. Площадкой для эксперимента стал «Усолье-Сибирский силикон», некогда входивший в состав УХП. В 1990-е годы он был акционирован и передан в собственность тогдашнему директору Георгию Петрову. Вскоре УСС обанкротился и перешел братьям Владимиру и Алексею Дмитриевым (Владимир Дмитриев с 2008 по 2013 годы успел побывать депутатом Заксобрания Иркутской области»). Обанкротившись же снова, «Силикон» (как и УХП) достался за бесценок Дмитрию Котенко.
Так на базе «Усольехимпрома» появилось ООО «Усолье-Сибирский силикон» и стартовал проект «Солнечный кремний», ставший то ли крупнейшей «инновационной» авантюрой, то ли крупнейшей аферой в России последнего десятилетия.
Весь 2006 год СМИ взахлеб анонсировали «Усолье-Сибирский силикон», как «стартовую площадку нового индустриального кластера», прочив ему славу российской «Силиконовой долины». При этом проект крупномасштабного производства поликристаллического кремния выглядел вполне убедительно: наличие высококвалифицированных кадров, удобной промплощадки, сырья. Главное - альтернативные источники получения энергии стали общемировым трендом, а значит, спрос на продукцию гарантирован. Потому плановый годовой объем выпуска поликремния был обозначен в 5 тыс. тонн, плюс 200 тонн моносилана для превращения в сверхчистый поликремний.
В 2007 году началось строительство опытного производства поликристалического кремния мощностью 300 тонн в год. В 2008 году на опытном участке получена первая партия поликремния, и «Нитол» начинает затягивать в свою орбиту первых инвесторов для строительства основного производства мощностью 5 тыс. тонн. В состав акционеров компании входят International Finance Corporation (дочерняя структура Международного банка реконструкции и развития) и производитель солнечных модулей из Поднебесной Suntech Power International. Первая внесла в уставной капитал 50 млн долларов, вторая - 100 млн. Свои вложения в проект «Нитол» «скромно» оценил в 450 млн долларов США.
В том же году компания принялась заключать долгосрочные контракты на поставку поликремния по всему миру общей стоимостью в 1 млрд 600 млн долларов, получив при этом предоплату в 100 млн долларов. Подспорьем со стороны государства стало предоставление ООО «Усолье-Сибирский силикон» льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль.
В 2009 году «Нитол» прирастает новым инвестором - госкорпорация «Роснано» под руководством Анатолия Чубайса предоставила 4,5 млрд рублей в виде пятилетнего займа и 3 млрд рублей - в виде поручительства, которые проинвестировал в проект «Альфа-банк», получив 25 процентов акций компании. Сам «Альфа-банк» дополнительно предоставил кредит еще на 4,5 млрд рублей.
Инвесторов-поручителей тогда не встревожил и первый «звоночек» в виде резкого снижения стоимости поликремния на мировом рынке - с 400 долларов за килограмм в 2006-2007 годах до 80 долларов в 2009-м. Также «Роснано» и «Альфа-банк» не смутили и нелогичные действия Дмитрия Котенко. Тот, закрыв на «Усольехимпроме» собственное производство хлора, стал его закупать в Кемерово, приблизившись к точке нерентабельности.
С марта 2010 года «Усольехимпром» перестал оплачивать счета «Иркутскэнерго» за потребленную электроэнергию, сумма которых за полгода выросла до 500 млн рублей. Исчерпав все надежды получить плату за долг, в октябре ОАО «Иркутскэнерго» было вынуждено полностью ограничить «Усольехимпром» по теплу, электричеству и пару. Представители «Нитола» объясняют свои долги убыточностью … дорогих энергоресурсов.
Однако во «втором кармане» «Нитола» - «Усолье-Сибирском силиконе» по-прежнему изображали оптимизм, намереваясь через год достроить завод и запустить основное производство. Летом 2010 года кредитную линию компании «Нитол» в сумме 9 млрд рублей открывает Сбербанк, рефинансировав 4,5-миллиардный долг «Альфа-банка». В конце года «Альфа-банк» продает Сбербанку и 25-процентный пакет акций «Nitol Solar».
В июле 2011 года генеральным директором «Nitol Solaris» назначен Валерий Ростокин, хотя прежний гендиректор - председатель совета директоров Дмитрий Котенко - сохранил за собой должность председателя совета директоров. К этому времени цены на поликристаллический кремний упали до 16 долларов за килограмм. Валерий Ростокин делает заявления о несопоставимо высокой себестоимости производства поликристаллического кремния в России при низких ценах на мировом рынке.
Глубокое падение цен эксперты объясняют двумя причинами:
демпингом из-за ввода большого количества конкурирующих предприятий в Китае;
падением спроса ввиду сворачивания программ господдержки солнечной энергетики в странах-потребителях.
К октябрю 2011 года общий долг «Нитола» по проекту ООО «Усолье-Сибирский силикон» составил 13,65 млрд рублей, из которых 4,35 млрд - перед Сбербанком. За 9 месяцев убытки в размере 816 млн рублей почти в четыре раза превысили выручку в 223 млн рублей. Завод, готовность которого оценивалась в 75 процентов, так и не достроили…
В 2012 году постепенное сокращение работников «Усольехимпрома» приобрело лавинообразный характер - за год сокращено 650 человек. На «Усолье-Сибирский силикон» сокращения пока не распространяются. По итогам 2012 года выручка ООО «Усольехимпром» составила 547 млн рублей, убыток - 721 млн; выручка ООО «Усолье-Сибиский силикон» - 148 млн рублей, убыток - 1 млрд 858 млн. В декабре 2012 года руководства «Нитола» впервые объявило о консервации производства поликристаллического кремния в Усолье-Сибирском, оповестив о сокращении к февралю 2013 года 1284 человек, 594 из которых - работники ООО «Усолье-Сибирский Силикон» и 690 - работники ООО «Усольехимпром».
Во избежание массовых сокращений и социального взрыва экстренные меры принимает правительство Иркутской области. Губернатор Сергей Ерощенко встречается с первым зампредом правительства РФ Игорем Шуваловым, руководством госкорпорации «Роснано», Сбербанка и ряда других структур.
Тогда же, в декабре 2012 года, Игорь Шувалов дает поручение корпорации «Роснано» подготовить предложения по стабилизации ситуации на предприятиях «Нитола» с целью дальнейшего развития производства на территории площадки «Усольехимпром». «Роснано» совместно с руководством «Нитола» должна была разработать дорожную карту по развитию проекта. Сбербанку, Евразийскому банку развития и Внешэкономбанку были даны поручение разработать механизмы поддержки проекта. 15 марта 2013 года следует сообщение, что производство поликристаллического кремния на площадке «Усольехимпрома» ни в коем случае не будет закрыто.
В апреле 2013 года аудитор Счетной палаты РФ Сергей Агапцов огласил итоги проверки корпорации «Роснано»: признаки неэффективности использования средств и признаки их отмывания при реализации проекта ОАО «Роснано» по производству поликремния на заводе «Нитол». Счетная палата пришла к выводу, что «Роснано» ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее задачи по развитию российской наноиндустрии. «Роснано», вложив с 2009 по 2012 годы в проект «Нитола» в общей сложности 13 млрд рублей, было в курсе, что цены падают из-за роста производства поликремния в Китае. Экспертные заключения о этих рисках были подготовлены еще до решений об инвестициях, но «Роснано» отвела их без мотивации. Сергей Агапцов признал проект «полностью обесценившимся».
Благодаря аудиту Счетной палаты стала известна и хитроумная схема «отмыва» денег на усольском «нанопроекте». В 2011 году «Роснано» назначила новую проектную организацию для «Нитола», которой стала компания Sherigo Resources Limited, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. На ее покупку потребовалось 16 млрд рублей - из них 9,4 млрд потратила «Роснано», а 6,6 млрд рублей - «Сбербанк капитал».
Почти все полученные деньги новоявленный подрядчик потратил на приобретение за 15,8 млрд рублей акций кипрской компании Insqu Production Ltd, являвшейся держателем материнского капитала «Группы Нитол». И это несмотря на отрицательной величину собственного капитала компании.
Как полагает Счетная палата, деньги с кипрских счетов в виде денежного вклада были направлены в имущество «Группы Нитол», а далее - в ООО «Усолье-Сибирский силикон» В свою очередь, УСП направил деньги дальше на погашение займов в сумме 11 млрд рублей, полученных ею от «Роснано» и «Сбербанка», а также на выдачу очередных займов аффилированным с ней компаниям. Часть этих денег - 185,2 млн рублей - вернулась в «Группу Нитол», будучи потраченными на выплату зарплаты руководству. Аванс одного только гендиректора УСС Валерия Ростокина составил 11,3 млн рублей.
Однако все первое полугодие 2013 года производство поддерживается на плаву. 412 человек были заняты ремонтными работами и обеспечением безопасности технологического процесса, 350 сотрудников с обоих предприятий выведены в простой с сохранением двух третей средней заработной платы. Валерий Ростокин заверял, что никаких угроз закрытия предприятия, сокращения или увольнения работников нет, после ремонта запланировано вернуться в обычный рабочий режим.
То, что проект производства поликремния в Усолье-Сибирском «значим для государства и будет сохранен, несмотря на отсутствие прибыли при вложениях в его создание из различных источников около 26 млрд рублей», подчеркивал и глава «Роснано» Анатолий Чубайс. В апреле 2013 года совет директоров «Роснано» даже решил направить дополнительные средства в объеме 1,5 млрд рублей на дальнейшую реализацию проекта, в частности на завершение строительства основного производства.
Мало того. Анатолий Чубайс сообщил о новом (!!!) проекте по производству элементов оборудования для солнечной энергетики, где предполагалось использовать технологическую площадку «Нитола» «на первых уровнях (!!!) переработки поликремния» при производстве мультикремниевых пластин. Объем инвестиций в очередной «инновационный» проект был оценен в 7,5 млрд рублей.
Однако концу 2013 года уже всем «действующим лицам» стала очевидна бесперспективность проекта, и первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов одобрил решение о закрытии проекта «Солнечный кремний», предложив «Роснано» представить варианты закрытия производства.
В августе 2013 года «Усолье-Сибирский силикон» прекратил производство, а к февралю 2014-го «Роснано» решил отпустить на волю оставшихся работников и «Усольехимпрома», и «Усолье-Сибиского силикона».
В январе 2014 года на промплощадке произошли три выброса хлора. По результатам проверки комиссии в составе сотрудников прокуратуры, Росприроднадзора и Ростехнадзора выявлено, что условия хранения химически опасных веществ не соответствуют действующим правилам, охрана площадки практически отсутствовала.
В настоящее время на «Усольехимпроме» остались только 190 человек, которые обеспечивают транзит через территорию промплощадки горячей воды на предприятия и организации Усолья-Сибирского. Еще около 50 человек работают на ООО «Усолье-Сибирский силикон» - официально для «консервации», но скорее всего - для ликвидации производства.
Для высвобождаемых в 2014 году работников «Усольехимпрома» и «Усолье-Сибирского силикона» реализуется программа содействие занятости и предоставления социальных гарантий, разработанная минтруда Иркутской области и городским центром занятости населения Усолья-Сибирского. На реализацию программы планируется направить 17 млн рублей из федерального бюджета и 544 тыс. - из областного.
Перепечатано из
https://aftershock.news/?q=nod...Источники:
https://altairk.ru/new/epicent... https://ria.ru/20201126/reabil... Александр Нефедов