https://alexandr-palkin.livejournal.com/2020/11/26/ На протяжении десятилетий, особенно после окончания Холодной войны, США уделяли особое внимание Центральной Азии, так называемому "подбрюшью" России. Она смогла создать свои военные базы и проникнуть в CAS через свои
различные программы помощи. С 1990-х годов главным интересом США было создание Центральной Азии, политически и экономически связанной с Западом. Это было намерение, когда администрация Обамы запустила совместный проект C5+1 в 2015 году. Проект был направлен на то, чтобы закачать американские деньги в ЦА, чтобы позволить США больше манипулировать регионом против России и Китая. Это, однако, значительно изменилось за последние несколько лет из-за сочетания факторов, включая растущее возрождение России и все более тесные экономические связи и связи в области безопасности ЦА с Китаем. В то время как Россия в значительной степени остается доминирующим игроком, в последние годы Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет активную роль. Она смогла создать инфраструктуру безопасности, которая оставляет минимум возможностей для внешних сил установить свою удушающую хватку.
Это видно из недавно опубликованного доклада американо-китайской комиссии по обзору экономики и безопасности. Штаб-квартира комиссии находится в Вашингтоне, округ Колумбия, и является комиссией Конгресса при правительстве США. Он был создан в октябре 2000 года с целью рассмотрения и представления докладов о последствиях для национальной безопасности двусторонних торгово-экономических отношений между США и Китаем.
Его последние данные показывают, что растущая активность Китая в регионе сократила пространство для США для реализации своих проектов. В докладе говорится:,
"Пекин использовал ШОС для наращивания своего потенциала по проецированию военной силы в Центральную Азию.
Благодаря дипломатическим соглашениям со странами-членами китайское правительство смогло использовать ШОС для создания основы для наращивания своих возможностей по прогнозированию силы, что будет иметь последствия не только для будущего кризиса в Центральной Азии, но и для конфликтов в других регионах. Близость Центральной Азии к Китаю и в целом благоприятное отношение правительств стран Центральной Азии к Пекину сделали этот регион идеальным полигоном для проведения Китаем контртеррористических и других более традиционных военных операций за пределами своих границ.”
Комиссия видит в этом накопление значительных последствий для будущего политики и проектов США. В нем упоминается,
"...существует значительный риск того, что Пекин может использовать свои отношения со странами ШОС для ограничения возможностей Вооруженных сил США действовать в Центральной Азии. На своем саммите 2005 года ШОС выступила с заявлением, в котором призвала установить сроки вывода американских войск с баз в Узбекистане и Кыргызстане. Давление со стороны Китая и России, вероятно, способствовало решению Узбекистана позднее в том же году выселить Соединенные Штаты с авиабазы Карши-Ханабад, которую Соединенные Штаты использовали для поддержки операций в Афганистане.”
Эта тенденция, как отмечается в докладе, вероятно, ускорится после вывода американских войск из Афганистана - процесс, который неизбежно затмит США и позволит Китаю распространить свое влияние. Военный выход США из региона - это причина, по которой совместные военные учения КАС и Китая стали популярными и приемлемыми.
С одной стороны, эти учения позволили государствам ЦА отучить себя от США, а с другой-позволили Китаю “расширить свой оборонительный периметр в Центральной Азии".”
В нынешнем виде Пекин приближается к выводу войск США из Афганистана и уже сидит на афганской границе. Хотя интересы Пекина не связаны с “оккупацией” Афганистана, у него есть жизненно важные интересы в борьбе с терроризмом. "С 2016 года Народная вооруженная полиция, входящая в состав Вооруженных сил Китая, управляет форпостом в Таджикистане вблизи границ этой страны с Китаем и Афганистаном”, - говорится в докладе, чтобы предотвратить проникновение террористов из Афганистана в ЦА и материковую часть Китая.
Провал стратегии США по Центральной Азии до 2020 года
Вывод войск США из Афганистана и выселение из ЦА указывают на массовый провал стратегии 2020 года - США в Центральной Азии, объявленной в феврале 2020 года администрацией Трампа.
Когда стратегия была объявлена,
правительство США. утверждалось, что эта стратегия была ответом на растущее желание стран ЦА иметь “противовес” Китаю.
Доклад комиссии, однако, показывает, что не только нет такого желания, но и перспективы расширенного и глубокого участия США, идеализированные с помощью последней стратегии, также неосуществимы. Во-первых, как показывает отчет, Китай гораздо более приемлем для ЦА, чем США.
Во-вторых, тот факт, что Китай смог превзойти США в ЦА, во многом объясняется его согласованной стратегией улучшения отношений и с Россией. США, с другой стороны, не смогли нормализовать свои отношения с Россией-что не только ограничивает их возможности, но и настраивает их против России; ибо главной целью американской стратегии в ЦА остается прямое военное присутствие и политическое влияние.
Намерение американской стратегии также состояло в интеграции ЦА с Афганистаном, цель, которая стала в значительной степени нереализуемой из-за ухода администрации Трампа из Афганистана. В то время как администрация Байдена может
вернуть Афганистан на круги своя, это практически никак не повлияет на планы США в отношении ЦА. ЦА, как она есть, отошла от США, несмотря на десятилетнее военное присутствие последних.
Салман Рафи Шейх, исследователь-аналитик международных отношений и внешней и внутренней политики Пакистана, специально для интернет-журнала
"Новое Восточное Обозрение
".
"...существует значительный риск того, что Пекин может использовать свои отношения со странами ШОС для ограничения возможностей Вооруженных сил США действовать в Центральной Азии. На своем саммите 2005 года ШОС выступила с заявлением, в котором призвала установить сроки вывода американских войск с баз в Узбекистане и Кыргызстане. Давление со стороны Китая и России, вероятно, способствовало решению Узбекистана позднее в том же году выселить Соединенные Штаты с авиабазы Карши-Ханабад, которую Соединенные Штаты использовали для поддержки операций в Афганистане.”