Тропой автоВАЗа: от «Лады» до «Калины»

Nov 04, 2020 19:30

https://vpk-news.ru/articles/59368
Не сделав субмарину четвертого поколения, ОСК обещает пятое


Фото: nevskii-bastion.ru

Месяц назад глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что работы по созданию неатомной подводной лодки пятого поколения «Калина» идут полным ходом и ориентировочно могут завершиться во второй половине 20-х годов закладкой субмарины на одном из судостроительных заводов корпорации. А в последней декаде октября стало известно, что проекту «Калина» уже присвоен номер - 777А. При этом лодка будет малотоннажной.

Причем работы ведутся в инициативном порядке, на средства ОСК и разрабатывающей компании - КБ «Рубин». Что вполне понятно - это чудо морской техники Министерство обороны уже давно устало дожидаться. И на него ранее истрачены громадные государственные средства. Денег в оборонном бюджете на провальные эксперименты по созданию воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) больше нет. А именно ее использование и должно перевести российские неатомные подводные лодки из третьего поколения в четвертое. Но ОСК считает, что волюнтаристски прибавить лишнюю единичку к порядковому номеру поколению будет посолиднее, это деморализует противников.
Незадавшаяся «Лада»

Печальная история началась в начале 90-х годов, когда КБ «Рубин» начало разработку неатомной подводной лодки четвертого проекта 677 «Лада», которая должна была бы в настоящее время вытеснять с исторической сцены дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 «Варшавянка».


Обязательное условие принадлежности к четвертому поколению - наличие ВНЭУ. Благодаря этому значительно повышается скрытность лодки. Дизельные субмарины для зарядки аккумуляторов должны всплывать через двое-трое суток, что приводит к существенному повышению риска обнаружения лодки противником.
Лодки с ВНЭУ способны находиться под водой без всплытия до двух - четырех недель, поскольку эти установки вырабатывают необходимую для работы систем и агрегатов энергию, не сжигая в отсеках воздух и не выделяя ядовитые продукты горения. ВНЭУ используются в подводных лодках, производящихся в Бразилии, Германии, Швеции, Франции, Японии, Испании. Есть сведения, что работоспособную анаэробную установку спроектировали даже в Северной Корее.
“ «Калина» замышлялась в такой же весовой категории, как и незадавшаяся предшественница, обладая тем же объемом вооружения и автономностью, что и лодки класса «Варшавянка». Однако «Калина» вдруг превратилась в малотоннажную субмарину ”

Существуют четыре типа ВНЭУ. Наиболее популярны из них два. С двигателем Стирлинга (ДС), который был запатентован шотландским священником Робертом Стирлингом в 1816 году. Спустя 27 лет ДС построил и внедрил на заводе брат священника - инженер Джеймс Стирлинг. Принцип действия этой тепловой машины основан на получении энергии при создании разности температур в рабочем теле - газе. Перемещаясь в замкнутом объеме цилиндра, он производит работу, толкая поршень. Если на открытом воздухе разность температур можно создавать за счет горения топлива, то на подводной лодке для этого используется сжиженный газ, который ни в каких химических реакциях участия не принимает. То есть воздух сжигать не надо.

Второй тип анаэробной установки для субмарины - электрохимический генератор, в коем полностью отсутствует какое бы то ни было перемещение узлов. То есть процесс абсолютно бесшумный. ЭХГ представляет собой реактор, в котором получается электроэнергия за счет протекания химического процесса. В качестве реагентов, как правило, используются сжиженные водород и кислород.

Иностранные производители неатомных подводных лодок приступали к их проектированию, уже имея работоспособную ВНЭУ. КБ «Рубин» решил идти своим путем. Как говаривал Наполеон - главное ввязаться в драку, а там посмотрим. Проектирование лодки и энергетической установки стартовало одновременно.

Работа над лодкой, главным конструктором которой был многоопытный и авторитетный Юрий Кормилицын, шла нормально, поскольку конструктор создал не одну удачную субмарину. Та же «Варшавянка» - это его работа.

Но создание ВНЭУ через некоторое время стало буксовать. Это было видно по тому, как руководство КБ начало публично объявлять о чрезвычайной сложности работы. И о том, каких впечатляющих результатов удалось добиться. Главный акцент делался на изобретении нового принципа получения водорода из дизельного топлива при помощи риформинга.

Периодически появлялись заявления, что установка будет готова через год. Потом - еще через год. В конце концов головную «Ладу» достроили без ВНЭУ, спустя 13 лет после закладки, она получила имя «Санкт-Петербург». И надо было ее куда-то девать, чтобы не занимала место на заводе «Адмиралтейские верфи». И в 2010 году лодку передали в опытную эксплуатацию на Северный флот, где она в таком виде никому не нужна.

Бывший главком ВМС Владимир Высоцкий в 2012 году, ставя крест на проекте (тогда строились еще две лодки), сказал вполне определенно: «Заявленные технические характеристики подводных лодок проекта 677 не подтверждаются на испытаниях головной подлодки «Санкт-Петербург». В существующем виде «Лада» ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые «мозги» с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же».

Да, «мозги» и все прочее у «Лады» отменные. В ней используется более 130 новейших образцов радиоэлектронных систем и приборного оборудования. Высокую эффективность показывает система боевого управления «Литий». Приборное оборудование имеет модульную структуру встраивания. Хорошей чувствительностью, избирательностью и обзором обладает гидроакустическая система, антенны которой расположены в передней части лодки и по бокам. Есть выпускаемая буксируемая антенна. На «Ладе» впервые на ДЭПЛ установлена новейшая навигационная система с повышенными возможностями ориентации.

К минимуму сведены издаваемые лодкой шумы. «Варшавянку» в НАТО называют «Черной дырой», поскольку она обладает рекордной малошумностью. У «Лады» этот показатель еще лучше. Как утверждают разработчики, более чем в три раза. Это достигается за счет того, что все подвижные части оснащены дополнительными элементами акустической защиты. Снаружи весь корпус покрыт новым многослойным прорезиненным покрытием «Молния» толщиной сорок миллиметров.

По сравнению с «Варшавянкой» объем «Лады» на 30 процентов меньше. Экипаж сокращен с 56 до 35 человек. И при этом практически тот же набор вооружения - до 18 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» и торпед калибра 533 миллиметра.

Но все эти достоинства перечеркнула неудачная энергетическая установка. Она не выдавала необходимой мощности, что приводило к неустойчивой работе силовых агрегатов. Не выдерживалась максимальная подводная скорость, которая должна достигать 22 узла. Электродвигатели, работающие на вал, потребляли избыточную мощность, быстро разряжая аккумуляторы. А это требовало чаще всплывать, чтобы дизель-генератор вновь зарядил аккумуляторную батарею. В общем, гневный посыл относительно ненужности «Лады» главкома ВМФ Высоцкого понять вполне можно.
Вначале были «зажигалки»

А между тем попытки создать двигатель, который работал бы при нахождении лодки в подводном положении, в Советском Союзе начались еще в 30-е годы прошлого века. В 1938-м на спущенную на воду подводную лодку С-92 установили «регенеративный единый двигатель особый». Он представлял собой двигатель внутреннего сгорания, работавший по замкнутому циклу. В камеру сгорания поступали дизельное топливо и кислород, который хранился в отсеке при температуре минус 180 градусов. Отбиравшийся углекислый газ связывался при помощи твердого химического поглотителя.

Мало того, что двигатель был малоэффективный, выдававший на вал незначительную мощность, но и жидкий кислород вел себя крайне капризно. Однажды он выплеснулся на палубу, и в результате объемного взрыва в корпусе образовалась трещина метровой длины.

После начала войны эксперименты с С-92 завершились. Но принцип «подводного дизеля» использовали в малотоннажных (водоизмещение - 500 тонн) лодках проекта 615, которые были построены в 50-е годы в количестве 30 штук. Опасность использования жидкого кислорода решили скомпенсировать внедрением эффективной противопожарной автоматики. Однако сильно это не помогло, моряки прозвали эти лодки «зажигалками». 12 августа 1956 года в результате взрыва на лодке М-259 погибли три человека. 26 сентября 1957 года произошел взрыв на лодке М-256, которая затонула. Из 35 человек удалось спасти лишь семерых.

В 1960 году была предпринята еще одна попытка. На спроектированных лодках проекта 637, также малотоннажных, было предложено вместо жидкого кислорода использовать твердое химическое вещество «Б-2», которое под воздействием забортной воды разлагается на кислород и поглотитель углекислого газа. Однако во время наладочных испытаний было принято решение о закрытии проекта.

В 80-е годы к проблеме создания ВНЭУ подключилось санкт-петербургское КБ «Малахит» с целью использования ее для малых подводных лодок водоизмещением от 300 до 1500 тонн. За основу выбрали принцип газотурбинной установки замкнутого типа, где температура рабочего тела - воздуха повышается в нагревателе с внешним подводом тепла. И где отсутствует традиционная камера сгорания. Но при этом тепло для работы турбины образуется за счет сжигания жидкого кислорода.

И в этом плане схема хранения кислорода принципиально не отличается от той, которая была на лодках проекта 615. Он хранится в сосудах Дьюара. Ну а продукты горения не связываются химически, а замораживаются.

Отчеты «Малахита» из года в год столь же оптимистичны, как и у «Рубина». Но при этом разработки ВНЭУ ведутся также в инициативном порядке, потому что в Министерстве обороны при упоминании этих четырех букв начинают свирепеть.

«Малахит» уже почти создал проект малой лодки П-450Б водоизмещением 1400 тонн, в которую должна быть встроена ВНЭУ, обеспечивающая подводную скорость хода 10 узлов. По сведениям, полученным от КБ, опытный образец уже испытан, и полностью работоспособную установку можно ожидать в 2021-2022 годах.

Однако следует учесть, что в связи с малыми габаритами лодки ее предполагается использовать в прибрежных водах, главным образом при обеспечении работы боевых пловцов и для другой диверсионной деятельности. Разумеется, «Варшавянку» эти лодки заменить не смогут.

Что же касается КБ «Рубин», то после того как в 2010 году недоделанную «Ладу» отправили в ссылку на Северный флот, работы по созданию ВНЭУ продолжились. В середине прошлого десятилетия дело даже дошло до испытаний опытного образца на береговом стенде. Однако нужную мощность он не выдавал. И конструкторы его неустанно «подкручивали и подлаживали». В 2017 году Минобороны финансирование работ со столь неясной перспективой закрыло.

И тогда ОСК попыталась взять деньги за рубежом. Алексей Рахманов торжественно сообщил, что Индию заинтересовала неатомная подводная лодка «Амур-950», которая является экспортным вариантом «Лады». И Нью-Дели готов выделить средства на доработку ВНЭУ, чтобы получить в обозримом будущем прекрасную подводную лодку. Это притом что индийцы стараются не платить даже за готовые изделия, а тут ему предлагают даже не журавля в небе, а лишь презентацию этого журавля.
«Калина» похудела

Но судя по уверенному тону Алексея Рахманова, рассказывающего о достижениях ОСК по созданию лодок пятого поколения, ВНЭУ на «Калине» все же появится. Но это будет «другая» ВНЭУ. В период, когда в Министерстве обороны решался вопрос о движении вперед после неудачи с «Ладой», «Калина» замышлялась в такой же весовой категории, что и незадавшаяся предшественница. То есть она должна обладать тем же объемом вооружения и автономностью, что и лодки класса «Варшавянка».

Однако сейчас вдруг «Калина» превратилась в малотоннажную субмарину. Можно на полном основании предположить, что затянувшиеся эксперименты ВНЭУ в конце концов показали, что мощность, необходимую для большой лодки, из нее не выжать. Вот поэтому лодка и сбросила лишний вес.

Собственно, и сейчас, когда требование к нагрузке на электрохимический генератор удалось понизить, у «Рубина» остается еще ряд нерешенных и непростых проблем. На одну из них указал глава Крыловского государственного научного центра доктор технических наук Павел Филиппов. При получении посредством риформинга водорода из солярки выделяется большой объем теплоты, которую не удается полностью утилизировать. То есть ноу-хау, о котором с воодушевлением твердило вначале руководство «Рубина», подложило такую вот свинью.

Говорить о том, насколько «Калина» будет соответствовать требованиям, предъявляемым к лодкам пятого поколения, не представляется возможным. Потому что никакие ее характеристики не раскрываются. С другой стороны, нет и четких требований к лодкам пятого поколения. Порой заявляется, что они должны участвовать в сетецентрических войнах. Ныне это относится к области фантастики, поскольку в мире не существует аппаратуры, обеспечивающей канал широкополосной цифровой связи с погруженными подводными лодками. Можно было бы еще предположить, что на «Рубине» сделали прорыв в области гидролокации. Но и это не так. Откуда взялось это пятое поколение?

Так что остается предположить, что «Калину» причислили к пятому поколению потому, что лодка четвертого поколения не получилась, но обязательно нужно придумать что-то новенькое. Хотя бы на словах.

Владимир Тучков

Опубликовано в выпуске № 42 (855) за 3 ноября 2020 года

ВМФ РФ, подлодки

Previous post Next post
Up