https://vpk-news.ru/articles/58316Что нужно строить для ВМФ РФ сегодня, рационально расходуя средства
Ракетный катамаран проекта 1239. СССР. Фото: korabel.ru
На страницах «ВПК» уже идет дискуссия о будущем корабельного состава нашего Военно-морского флота. Страна в кризисе и потому не может позволить себе расточительность. Нужны ли нам огромные десантные «Прибои»? Дерзну высказать свои соображения.
Как я боролся с ветром
В июне 2011 года РФ и Франция подписали контракт на строительство двух универсальных десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Россия тогда пухла от нефтедолларового «волшебного порошка» и разбрасывала его налево-направо. Летел он в основном, как сейчас очевидно, в пустоту. Я как истинный потомственный немец - патриот России сразу стал врагом этого проекта и открыто высказывал свою точку зрения на всех рабочих совещаниях, обосновывал ее в текущей переписке. К тому же везде говорил о том, что корабль напичкают «закладками». Меня объявили смутьяном и во Францию на стапеля Сен-Назера пить «Бордо» не взяли.
Привезенная коллегами рабочая документация только подтвердила гипотезу о том, что нам хотят подогнать троянского коня.
Немедля составил документ, в котором, во-первых, критиковал беспрецедентно идиотское решение дублировать французское оборудование (бортовую информационно-управляющую систему, навигационную РЛС, оптико-электронную систему и т. д.) отечественными аналогами, причем еще на стапелях Франции. А во-вторых, перечислил все каналы, через которые вероятна утечка всех видов информации, а также возможен перехват управления и выведения из строя французского оборудования.
Не знаю, какую роль тот документ сыграл в политических игрищах вокруг вертолетоносца (скорее никакую), но в мае 2015 года Францией в одностороннем порядке (официальная версия - санкции) контракт был расторгнут, деньги возвращены, а ваш покорный слуга прибыл на первое рабочее совещание в 1-й ЦНИИ ВМФ, посвященное созданию собственных доморощенных «Мистралей» - универсальных десантных кораблей класса «Прибой». На сэкономленные деньги.
Недавно Минфин предложил сократить финансирование госпрограммы «Обеспечение обороноспособности страны» в 2021-2023 годах примерно на 323 миллиарда рублей. «Волшебного порошка» остается все меньше. Видит бог, очень уважаю главного конструктора «Прибоя», имею массу предложений по доработке и оснащению корабля, но думаю, что у остова УДК есть большая вероятность остаться на стапелях Керчи надолго. Для Черного моря корабль, конечно, нужен. И как десантник в случае необходимости переброски сил в горячие точки, коих на побережье Черного и Азовского морей все больше, и как носитель ударных вертолетов для тех же точек.
Противолодочный катамаран
Но на Севере и Востоке (Баренцевом море и Тихом океане) нам нужны эффективные противолодочные силы, способные решать задачи не только в условиях сложной системы взаимодействия сил, но и в автономном режиме. Вот тут бы пригодилась задумка автора пятнадцатилетней давности - противолодочный катамаран, тем более что за это время была наработана масса технологий, алгоритмов и методик.
“ В военное время корабль благодаря универсальным пусковым установкам, в которых возможна любая комбинация ракетного вооружения, становится многофункциональным средством выполнения различных задач - от разведывательно-ударных до главной - противолодочной ”
В общем, «лаборатория Будущего» (названа так с легкой руки главного редактора «ВПК») закладывает на своих виртуальных стапелях проект противолодочного катамарана класса «Автоном». И речь даже не о конструктивных особенностях корабля, а о совокупности основных средств и технологий, позволяющих оптимизировать выполнение основной задачи - противодействие подводным силам и средствам противника.
Почему катамарана - спросите вы. Во-первых, резко возрастает остойчивость, а значит, мореходность корабля. Во-вторых, повышается живучесть. В-третьих, благодаря конструкции корпуса можно опустить бульбовый обтекатель, в котором спрятаны гидроакустические антенны максимально глубоко. Ведь основная проблема нынешних кораблей с носовыми антеннами - это мелко посаженные бульбы. Ведь когда уже при трех баллах качки нос корабля вырывается едва ли не на поверхность, никакая акустика нормально не работает. Есть еще много плюсов - можно качественно разнести кормовые акустические антенны, дабы не запутывались, разнести две вертолетные площадки и два ангара, подарив летунам большую свободу действий, да и много чего еще.
Я не дизайнер корпусов кораблей и вообще в них мало что понимаю, но «туловище» создаем по технологии «Стелс». Невысокая надстройка оканчивается мачтой, на которой радиолокационная станция освещения дальней обстановки, оснащенная фазированной решеткой. Также следует оснастить наш «противолодочник» двумя артустановками, двумя ангарами для противолодочных вертолетов, ангаром для подводных необитаемых аппаратов (про которые будет отдельная статья) и универсальными вертикальными пусковыми установками для крылатых противокорабельных ракет, ракет ПВО и противолодочных ракетоторпед. Все это просто необходимо. Два движителя пропульсивного типа расположим в кормах каждой гондолы. Если что-то забыл (а забыл почти все) - прошу простить.
Противолодочное вооружение
Основа гидроакустического вооружения корабля - гидроакустическая станция, оснащенная двумя гибкими протяженными буксируемыми антеннами, которые тянутся за кораблем на длинном тросе длиной до километра и длина которых может составлять несколько сотен метров. Чем длиннее трос, тем ниже уровень акустической помехи от ревущих движителей корабля, а значит, выше дальность обнаружения супостата. Чем длиннее сама антенна, тем ниже рабочая частота станции, а значит, опять же повышается дальность. Ведь низкие, а тем более сверхнизкие звуковые волны затухают в воде гораздо меньше высоких. Кроме того, с помощью специальных «крылышек» антенны могут нырять на глубину нескольких сотен метров, причем каждая на свою глубину, частично устраняя проблему зависимости корабля от гидроакустических условий в районе.
Почему две «кишки» - спросите вы. Отвечаю. Во-первых, повышается помехоустойчивость системы, а значит, услышим еще дальше. Во-вторых, вырастает надежность. Ведь в случае выхода из строя или, не дай бог, обрыва одной антенны корабль не останется «глухим» в низком диапазоне частот. В-третьих, снимается неоднозначность пеленгования целей, что скорее всего самое главное. Ведь как одной «кишкой» пеленговать цель, не понимая, с правого она борта или с левого?
Антенны могут работать как в режиме пеленгования шумов, так и в режиме засечения отраженных от целей сигналов, которые будет излучать либо пневмопушка, либо опускаемый генератор низкочастотных сигналов, либо носовая среднечастотная антенна.
Военно-транспортный австралийский катамаран HSV2. Фото: squir.com
Вторая гидроакустическая станция - это станция, оснащенная подкильной цилиндрической среднечастотной антенной для освещения подводной обстановки по носу корабля и излучения сигналов «подсветки» для гибких кормовых антенн в среднем диапазоне частот. Также имеется станция для гидроакустической связи и многофункциональная высокочастотная станция, освещающая ближнюю подводную обстановку вкруговую. На стоянке эта станция работает как противодиверсионная, дабы ни один подводный хлопец с бомбой не пробрался к кораблю, на ходу - как противоминная, а в ходе боя - как станция обнаружения и сопровождения торпед.
В ангарах размещаются два противолодочных вертолета, оснащенных четырьмя противолодочными средствами: опускаемая гидроакустическая станция активно-пассивного типа с разворачиваемой под водой рамочной антенной низко- и среднечастотного диапазона, три-четыре десятка ненаправленных недорогих широкополосных радиогидроакустических буев, постоянно транслирующих принимаемые ими сигналы на борт вертолета или корабля, бортовой магнитометр, с помощью которого без зависания вертолета на одном месте можно локализовать место лодки до сотен метров, радиолокационная станция.
На борту также имеется несколько десятков дорогих позиционных пеленгующих всечастотных радиогидроакустических буев (ПРГБ), устанавливаемых с корабля в угрожаемый период в соответствующих районах. Для увеличения дальности связи корабля как с установленными буями, так и с вертолетами в боевой части связи (БЧ-4) корабля должен быть быстро устанавливаемый на заданную высоту аэростат, оснащенный приемопередающей радиоаппаратурой.
Что дает нам подобная схема корабля? Первое. В мирное время корабль с успехом можно использовать для решения разведывательно-научных задач. Это и освещение подводной обстановки в дальней и средней зонах, и донное профилирование с помощью подводных необитаемых аппаратов, и даже поиск нефтяных и газовых месторождений на арктическом и не только шельфе с помощью гибких антенн и пневмопушки. Этот корабль очень быстро и эффективно (благодаря своей «всечастотности») обнаружит любой аварийный объект на дне размером больше футбольного мяча и примет группу водолазов-спасателей на вертолетах (до четырех - два в ангаре, два на вертолетных площадках).
В военное время корабль благодаря универсальным пусковым установкам, в которых возможна любая комбинация ракетного вооружения, становится многофункциональным средством выполнения различных задач - от разведывательно-ударных до главной задачи - противолодочника. О которой подробнее.
Ставка на мультистатику
Будущее современной гидроакустики - режим мультистатического обнаружения. В применении к нашему катамарану и его вертолетам принцип следующий. Либо корабль выставляет в заданном районе рубеж из дорогостоящих позиционных гидроакустических буев, способных пеленговать звуковые подводные сигналы, либо это делает вертолет, только вместо дорогостоящих буев применяются дешевые ненаправленные буи с одним гидрофоном. После этого корабль и/или вертолет начинают облучать район постановки буев сигналами «подсветки» с дистанции, в три-четыре раза превышающей предполагаемую дальность обнаружения подводной цели. При этом буи принимают сначала «прямой» сигнал, а затем эхосигнал, отраженный от супостата, если он попал в зону действия буев. При этом сигналами «подсветки» может быть любой источник, работающий в частотном диапазоне буев. Внутри каждого буя располагается самообучающийся классификатор гидроакустических сигналов, до постановки не имеющий в базе данных никакой информации ни о каких гидролокационных сигналах, а потому неинтересный в этом плане противнику. После приема первого сигнала классификатор заносит все параметры «подсветки» в память, привязывая его к источнику и далее безошибочно классифицирует оные. Таких источников могут быть десятки, устойчивость системы классификации позволит отбирать нужные. При этом даже если буй был выловлен и «препарирован» противником, никаких данных, кроме параметров сигналов, которые можно было и так слышать в районе, он не получит. Вот вам и защита гостайны.
Если выставлен барьер ненаправленных РГБ - обработка сигналов, непрерывно транслируемая буями, производится на борту вертолета или корабля.
Главной проблемой для мультистатики становится точное позиционирование приемников-буев, но с использованием специальных алгоритмов «лаборатории» и эта проблема нивелируется, уходя в прошлое.
Универсальность - наше все
Универсальная высокочастотная ГАС освещения ближней обстановки просто необходима всем современным надводным кораблям. В мирное время она сможет работать в режиме мультистатики в паре с автономным подводным аппаратом (АНПА) - профилировать дно или обнаруживать аварийные объекты на дне. В угрожаемый период - это станция миноискания, а в случае боевых действий - станция целеуказания противоторпедным системам.
Безусловно, все станции корабля информационно заведены на информационно-управляющую систему - корабельный компьютер, решающий массу задач и помогающий командиру вовремя принять правильное решение. В ИУС будут также реализованы алгоритмы ситуационного анализа (
«Робот тебе поможет»). Но об ИУС, равно как и об АНПА, - тема другой статьи.
Сетецентрика - хорошо, автономность - лучше
Представим себе, что нашему катамарану приходится решать свои задачи, будучи в полной информационной изоляции. Это, разумеется, очень эластичное допущение, но имеем право. До родного штаба, который к тому же может быть уничтожен, больше тысячи километров. Выведена из строя группировка спутников связи, в основных и резервных каналах связи тишина. А лодки противника уже разворачиваются через Северный полюс и Нордкап-Медвежий, стягиваются к местам старта крылатых ракет.
Сначала вертолеты нашего катамарана последовательно ставят постоянно возобновляемые рубежи из ненаправленных радиогидроакустических буев, возвращаясь на его борт для пополнения ресурсов. На флангах уже дежурят ранее выставленные кораблем позиционные пеленгующие буи, работающие в низкочастотном диапазоне, ресурс работы которых может доходить до полугода. Одновременно работают излучатели как опускаемых станций вертолетов, так и корабля. Бьет пневмопушка (а лучше генератор). Ненаправленные буи играют роль пугала, основное излучение вертолетных станций и подкильной антенны корабля направлено в их сторону. Поэтому враг огибает рубежи, попадая в поле зрения низкочастотных буев, которые принимают сигналы подсветки пневмопушки ненаправленные, а потому недемаскирующие да к тому же распространяющиеся на десятки километров. Если противник решит прорваться через барьер ненаправленных буев, мультистатика и в этом случае сделает свое дело. Так или иначе, но определив область возможного нахождения лодки, ближайший к нему вертолет уже летит в упрежденное место, чтобы опускаемой станцией засечь противника, после чего либо атаковать лодку авиационной торпедой, либо передать целеуказание на корабль, который атакует лодку своими ракетоторпедами.
И так до тех пор, пока не закончатся ресурсы - топливо, боезапас, провизия, причем в катамаран все это можно «втиснуть» в полтора-два раза больше. Вот такое чудо построить бы, направив средства на усиление нашей противолодочной составляющей северных и восточных рубежей.
Виталий Шпикерман,
капитан 2-го ранга в отставке
Опубликовано в выпуске № 32 (845) за 25 августа 2020 года