Русские учителя в Дагестане.

Aug 05, 2020 20:30

Так называется   800 страничная книга учителя, публициста и общественного деятеля Дагестана Патимат  ГЕЛИЧОВОЙ, прошедшая вместе с супругом  через Афганский ад, оказывая помощь раненным по своей первичной специальности- медика.  Книга нужная и важная; в ней документально, живописно и в запоминающихся деталях  описаны  судьбы многих и многих из 3000 юных учителей, которые приехали работать со всей России в дагестанские города и в сёла. Книгу многогранная, её не достаточно прочитать или перечитать, в неё нужно вчитаться, задумываясь о Жизни, Дагестане и России.


Русские учителя в Дагестане! Это был десант просвещения и образования и вдохновенного понимания своего профессионального долга! Иным из них было всего 17 лет!  Слишком  мало о них сказано и написано.  Кто сегодня из дагестанских родителей разрешить после окончания училище или  университета работать своим дочерям в другом районе, в  другом селении или в другом регионе?

Абсолютна права Патимат Муртузалиевна, когда с тревогой пишет с  о том, что «сегодня российской государственности, обществу, россиянину- гражданину Российской Федерации- брошен вызов в виде жесткого этнонационализма и этнополитичессого экстремизма. Этот вызов есть отражение  острейшей борьбы между культурой и невежеством, и борьбы за культурную идентичность россиян и культурный суверенитет России.  Национализм, фанатизм, экстремизм как проявление невежества и есть сегодня главный внутренний враг, который может разрушить нашу культурную и политическую целостность, единство и безопасность Российского  государства, угрожая благополучию правам и свободам российских граждан всех национальностей. И в этих условиях нам важно обеспечить истинно народное единство нашего Отечества во имя защиты государства, целостности страны, безопасности и стабильности жизни россиян».
   Я бы добавил ещё, что  фундаментальными  угрозами  для современной России являются невежество, узость мышления, экстремизм, коррупция, бездарность, ненасытность, бессовестность и  безответственность власти. Многие  в Дагестане этим летом рассказывали мне, что «с них вымогали по 65 тысяч рублей для получения аттестата зрелости с золотой медалью». Можно поступать бесплатно в исламские институты и платно (не редко) в светские университеты.  Это есть позор и извращение; это  есть дорога унижения и разрушения Российского государства в Дагестане. Проверить бы всё это! На такую пошлость и низость никогда не могли  пойти русские учителя и преподаватели, работавшие в Дагестане. Никогда! Русский тогда ассоциировался с абсолютной  чистотой, честностью и профессионализмом. В постсоветские десятилетия   из Москвы  по всей Руси, к сожалению, стали простираться беззаконие, болтологию, безнравственность, хамство, презрение к Отечеству и высокому Образованию, узколобие, кумовство, равнодушие и взяточничество. Пишу об этом с болью. Этот поток грязи  и   бесстыдства уже некому  остановить даже после странных конституционных поправок.  Большая Правда  должна была бы быть в сердцах, а не на фальшивых отчетах и не на телевизионной трескотне. Российские и дагестанские  телеканалы  не выполняют образовательные и просветительные функции.   В федеральных телеканалах в рейтинге кто с кем переспал и кто дочка или сын у развратной женщины. Ныне чрезмерно увлеклись религией, а не образованием.  Было и в Дагестане тоже постыдное выдавливание русских из Дагестана криминальными группировками рады их дешевого жилья.  Это позорище творилось при молчаливом согласии и даже соучастии руководителей городов и республики в этой дьявольщине. Русских дагестанцев защитить оказалось некому в Дагестане, живший и живущий  за счет бесконечных, воруемых и не контролируемых миллиардов  из Москвы. Стыдно и постыдно до сих пор. Вместо упрека Москва даже званиями и премиями награждают иных авторов и соавторов этой вакханалии. Не покидает ощущение, на федеральных вершинах работают временщики и блатные от политики.
   Сегодня и дагестанцы тоже от своего бессилия свыклись и  смирились с   чиновничьей продажностью  во всех сферах жизни республики и страны. Я страстно люблю Россию и Дагестан и поэтому всё гнусное в Отчестве меня  сильно тревожит, ибо  в стране воров не может быть достойного образования,  науки,  медицины и технологичного прогресса. На днях узнал, что даже  уретральные катетеры  в России иностранные. Как же так можно, господа миллиардеры и государственные мужья? Вам не стыдно за ограбленную, отсталую, уничтоженную  и уничтожающую Россию?
  Где  качественное  импортозамещение или экспорта технологии и лекарств, о которых вещает по телевидению и в докладах чиновников В.В.Путину? Где?  Мы издревле экспортируем   то, что нужно было бы оставлять и  потомкам тоже:   газ,  лес, нефть, бриллианты и плюс зерно, оружие и красавиц.  А что ещё? Одаренные ученые России ищут работы в лучших научных центрах и университетах мира. Кто из богатеев Дагестана вкладывает средства в светское образование и в  научные разработки?
   Нельзя же так долго жить с примитивным пониманием развития Дагестана и России. Многое многими  руководителями во многих сферах делается,  не созидая, а  грабя, оскорбляя и унижая Россию и Дагестан. Если в основе государственной системы отсутствует Совесть, то она- вся государственная система-  бездарная, развратная, убогая и  уголовная. Нам бы избежать печальной судьбы СССР и Содружество социалистических стран из-за  трусости, болтливости, бездарности и безответственности руководителей и руководящей партии. И сегодня у меня лично колоссальные претензии к правящей партии и  высшему руководству России и Дагестана. Есть ощущение не понимания ими нашего пути к катастрофе. У них есть куда уехать. А у народа лишь одна Родина.
   Это я немного отвлекся, ибо только на учителей сегодня надежда на воспитание поколения Чести,  Высоких Профессионалов,  Любви к Родине и думы о тревожной  Судьбе Отечества.  Умоляю каждого Учителя и каждого Преподавателя идти в класс и в аудиторию, как на Молитву и как Моисей на  гору Синай, для того, чтобы зажечь всякий раз в юных сердцах учащихся и студентов Священное пламя Знаний. Не надо идти на уроки без Вдохновения. Образованности и Просветленности! Учителям и преподавателям выпала сегодня Высокая Миссия- спасти Россию и Дагестан! Книга П.Геличовой глубокая, основательная и многогранная; книга пробуждает к серьезным, глубоким и стратегическим размышлениям о прошлом, настоящем и будущем   Дагестана и России. Эту книгу нужно читать каждому  дагестанцу, способного на видение, анализ, размышления и ответственность!
  Вернемся к русским учителям.  Недавно смотрел репортаж «Здрасьте, учительница!» о судьбе Гнездиловой В.Н. , испытавшая голод, разруха, бомбежки и немецкую  оккупацию  в деревне Макаровка Курской области с 1941 год по 1943 год, После смерти матери и  гибели отца на фронте Валентина окончила Фатежское  педагогическое  училище  и была направлена на работу в Курахский район Дагестана, где  нашла своё семейное счастье вместе с педагогом Магомедэмином Курбановым, воспитала пятерых детей( Вячеслав, Светлана, Ирина, Сабир, Рамиз). Все они стали дипломированными специалистами. Блистательный  ученый и блогер Руслан Курбанов- внук этой замечательной бабушки.
  «В Дагестане я нашла свое счастье в семье и труде. В горах встретила трудолюбивых, мудрых и доброжелательных людей»» (Валентина Кузнецова  из Ботлиха, родом она из Томбова). Оказывается, в Ахвахе  учительницей  работала Путина Галина Алексеевна- тётя Владимира Путина. Интересны судьбы каждой учительницы и учителя, которые не убоялись трудностей: не знание местного языка, отсутствие электрического света, автомобильных дорог, радио, телевидение,  комфортных условий в быту и в школе. Даже воду летом и зимой таскали за полкилометра из-за аула в ведрах и в кувшинах.
  « До Цуриба ехали на быках. Арба  тащилась по крутым поворотам  узкой дороги между высоченных скал над обрывами и пропастями, а внизу бесилась река. Было страшно. Я попросила нашего проводника, парня 15-16 лет из аула Чарода, остановиться.  Километра 2-3 шла пешком.  Проводник, коверкая  русские слова, говорил: «-Бык умный, не бойся. Он дорогу знает. К ночи прибыли в Цуриб».  (Она родом из Воронежа).
  Другая её землячка  Татьяна Алиахмедова писала: «Выехали из Воронежа. Страх ожидания чего-то нового, непредвиденного был в душе каждой из девочек. На память пришел рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»- настораживало отношение горцев к русским, Жилину и Костылину». (Она работала в Хиве).
   Не легкая русским учителям в Дагестане  досталась доля, но они с высочайшим  достоинством служили Дагестану, образованию и просвещению дагестанцев. Они организовали в школах кружки юных  натуралистов,  химиков, математиков, физиков, краеведов, астрономов, литераторов и секции юных техников, шахматистов, спорта, музыкантов, театралов…
  Помню красивую учительницу Агвалинской средней школы Ирину Карповну Шелкунову (Земцову) из Волгограда, с  которой я был в долгой переписке,  Её уроки по литературе были театрализованными представлениями. Она искренне любила нас, и мы отвечали ей тем же.  Позднее её сына я пригласил в Москву из Волгограда, оперировал и он уехал в полном здравии. К огромному сожалению, не сложилась её личная жизнь с преподавателем физкультуры этой же школы из-за возражения его матери и, тем не менее,  она с восторгом вспоминала годы своей работы в Цумадинском  районе.
  «Я испытываю чувство гордости за своих учеников: 1642 выпускников;  из них 12 медалистов, 16 докторов и 22 кандидата наук, множество врачей, учителей, спортсменов, людей искусства, сельского хозяйства и других отраслей. А главное- школа воспитала личностей. (Валантина Кузнецова-Залевская, стаж работы 47 лет, почетный гражданин селения Тлярош Чародинского района).
  Нам бы сегодня и в будущем помнить  о вдохновенной просветительской миссии и педагогическом подвиге русских учителей в Дагестане! Кстати, в нашей республике также  работали учителя, медики, строители, инженера, рабочие и руководители также  из Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана, Осетии, Татарской АССР и других республик.  Не забудем и об этом тоже.   Замечательно, что многие школы благодарно сохраняют имена и фамилии учителей, работавшие ранее в школе, ибо нельзя  стать манкуртами- людьми  без памяти и благодарности. Не благодарность и зависть- худшие из человеческих качеств. Вообще-то, хорошо бы иметь в каждой школе свой музей памяти и истории!
  «Я помню всех своих учеников…Дагестан  навсегда остался в моем сердце. Удивительный край, удивительные люди. Теперь   понимаю, почему полюбили Дагестан А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Бестужев-Марлинский,  Л.Толстой. Я благодарна судьбе за годы, проведенные в Дагестане.   » ( Из письма Любви  Точилиной, родом она из Липецка).
  Межнациональных браков было много в Дагестане, но  все и не всегда их приветствовали. « В Кванадинской школе Валентина Билалова из Белоруссии « встретила человека, с которым связала свою жизнь. Это её коллега-учитель географии и биологии. Его семья и  все родные были против брака с русской девушкой, и молодым людям приходилось выслушивать постоянные упреки со стороны окружающих. Поскольку неприязненное отношение продолжалось довольно долго, Валя, не выдержав постоянных упреков и оскорблений, собрала вещи и ушла, не поставив мужа в известность, так как считала не вправе просить его покинуть свою родину. Она шла пешком в сторону Ботлиха, неся на себе ребенка и вещи. Шедший по дороге незнакомый старик не смог пройти мимо бедной женщины, взял мальчика, посадил на своего ослика  и помог им дойти до ближайшего автобуса. Там их догнал муж Валентины Константиновны, который  ушел из села за своей семьей. Несмотря на все перипетии, они остались вместе, вместе живут и сейчас. Некоторое время они жили на кутане, затем, накопив денег, купили дом в Махачкале. Валентина Константиновна работала сначала воспитателем в детском саду, а затем они с мужем устроились преподавателями в профессионально- техническое училище № 14. В 1988 году она перевелась в школу № 9, где проработала много лет учителем русского языка и литературы».
  «Свёкор сам совершил нужный обряд. Одновременно с мусульманским бракосочетанием Елена Васильевна Пугач (Рамазанова) приняла новую веру. Это решение ей, внучке православного  старосты, далось на удивление легко: « В нашем селе церковь  разрушили и танцевали на её камнях. А в горах, несмотря на революцию, веру отцов сохранили». «Учительницы и медики часто выходили замуж, за местных. Но лишь немногие смогли назвать Дагестан своей второй родиной. Не скрою, были тяжелые времена, когда мне хотелось спрыгнуть со скалы от обид и усталости, но ни разу не думала я покинуть этот гостеприимный край, где нашла счастье и покой» ( Елена Рамазанова). На Украину она повезла тяжелые дагестанские камни, чтобы установить их в родном селе как памятник всем погибшим в лихолетье. «Перед глазами у меня Украина и Хиндах. - Вы скучаете по родине (Дагестану-М.А.)»? «-Очень, прошептала дагестанская учительница и горько заплакала». Талантливый скульптор Алигаджи Сайгитов ( уже нет его с нами), создавая макет памятника русской учительнице в Редукторном поселке Махачкалы, взял за основу фотографию Елены Васильевны Рамазановой.
 Прочитал статью  незабвенной и мудрой Хаписат Гамзатовой ( она в этой же книге на стр. 354) о Нуцаловой Ольге Николаевне, которая работала в Казбековском районе и после смерти сестры мужа (Камильбега Нуцалова) взяли на себя заботы об осиротевших племянницах. Я знаком с Хасайбат Нуцаловой - выдающимся врачом Дагестана и России. «Когда умерла мама  Ольги Николаевны, родственники решили хоронить её в Хасавюрте на христианском кладбище, но старейшины села, придя выразить соболезнование, обратились к Ольге Николаевне со словами: «Вы столько лет  живете рядом с нами, делите нашу радость и наше горе. Неужели на нашей земле не хватит место для Вашей матери?». Какая высота Мудрости!
  Вспомнил об этом в связи с тем, что в Дылымской школе учился и Сахрудин Сафаров, профессор, ученик великого хирурга и ученого Рашида Аскерханова. Когда Сахрудин  был у меня в гостьях в Москве,  то вспомнил и Валентину Иванееву- его школьную учительницу. Она оказалась классным руководителем и учительницей моей дочери -Фатимы ( ныне зав  отделом Эндокринологического центра России).  Я заметил, что в первый же день Валентина Михайловна очень четко произнесла сложное имя Абдулхабирова. Удивленно спросил её об этом.   Оказалось, что она работала учительницей в Казбековском районе. И под новый год до утра мы с Сахрудином посидели у неё,   вспоминая былое, и она без запинки произносила имена и фамилии многих казбековцев. Вспомнила она, как её на арбе везли в Хасавюрт из-за  приступа  аппендицита. Операция прошла благополучно…».  « Я и во сне часто вижу Дагестан». Спасибо тебе, милейшая Валентина, которая уехала в Дагестан, хотя родители и подруги пугали её опасными  дагестанцами.
  «…Поклон тебе низкий за яркий тот свет,
       Который зажгла ты в горах Дагестана».
      ( Сабигат Магомедова «Русской  учительнице»).
  В знак своей искренней благодарности своим  школьным учителям  и институтским преподавателям из России при распределении по окончании Дагмединститута я изъявил желание поехать на работу в Сибирь, хотя и была возможность остаться в Дагестане. Помню, как мы все -гаквринцы  вышли за село провожать Таиссию Иларионовну и Евдокию Ивановну, которые работали в Гакваринской школе в течение 9 лет! В Сибири не оказались вакансии, и меня  распределили в Гусь-Хрустальный больницу  Владимирской области. Я в восхищении от владимирцев и старинного русского города Владимира. Не жалею! За всю жизнь я не имел ни одного конфликта на межнациональном уровне в России. И работая всю жизнь среди русских, заверяю, что более терпеливого, отзывчивого, отважного, талантливого, бескорыстного и дружелюбного народа трудно отыскать на Земле. А ничтожные типажи, готовые продать родную мать, есть в любом народе.
 Спасибо Патимат Геличовой за этот большой и ценный труд. Есть небольшие уточнения. Автор пишет о том, что « Вначале ХХ века Дагестан представлял собой одну из экономически отсталых аграрных окраин Российской империи с всеобщей безграмотностью. Редко в каком селении мог встретиться с человеком, который бы владел русским языком».  По поводу экономического развития и сегодня Дагестан, к сожалению,  не может особенно  хвастаться. Скорее наоборот, ибо наша  республика в доминанте  в стране по нищете и безработице населения. В этом повинны наши- родные воры, которые вместе с московскими братками десятилетиями безнаказанно кромсают  бюджет. За 30 лет постсоветской  воровской эпохи  ни один министр, ни один депутат, ни один глава не посетил ни одного урока,  ни в одной школе и ни в одном университете Дагестана. Зато все они демонстративно посещают мечети в рабочее время и даже выступают там. У них же ума не хватает для понимания значимости светского образования и просвещения для Дагестана. Это и есть убожество современной так называемой элиты Дагестана. Да, и что они- невежды-  понимают в образовании и науке? Скверно и беспросветно в душе.
  Ещё одно уточнение.   Дагестанцы в веках  обходились без русского языка, ибо  не было село, где бы ни функционировало медресе, и  грамотность  была значительной среди мужского населения. Одни рукописные Кораны что стоит! Многие горцы хорошо знали кумыкский,  чеченский, турецкий, персидский и даже арабский языки. Неверно считать умение читать и писать справа налево безграмотностью, а справа налево- грамотностью.
   Говоря о  грамотности дооктябрьского  Дагестана, академик М.Н.Покровский писал: «Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе». Такого же мнения придерживается и выдающийся академик И. Крачковский: «Дагестан- это  уголок просвещения и науки на Востоке». Вспомним, что автором  классической «Грамматики арабского языка» был этнический дагестанец, а  первым деканом и заведующим кафедрой Востоковедения  Санкт-Петербургского  университета был профессор А. К. Казембек, чл-корр. Петербургской АН. И сегодня президентом Института Востоковедения РАН является выдающийся философ современности,  академик РАН А.А.Гусейнов. У них  и и многих других  выдающихся  дагестанцев учителями  были тоже русские. Спасибо и поклон им!
   Очевидно то, что  приобщение к русскому языку и народу, русской литературе и культуре кардинально возвысили политические, экономические, культурологические и образовательные высоты Дагестана. Ныне не отыскать города России,  где бы не учились  и  не работали дагестанцы. Но есть у меня тревога в связи с низкой  образованностью иных наших юношей и девушек. Особенно тревожная ситуация в связи с плохим знанием грамматики русского языка. В ординатуру  и аспирантуру Российского университета Дружбы Народов иной раз из Дагестана поступают врачи, не  умеющие грамотно написать истории болезни пациентов. Стыдно бывает за них. И частенько после первого же семестра отличников- выпускников  дагестанских школ исключают из РУДН за не успеваемость. Над этим нужно серьезно подумать Министерству образования и науки Дагестана! Не надо слабым «отличникам» приезжать в Московские университеты, ибо это становится драмой и даже трагедией для молодых в самом начале их жизни.  А настоящие отличники из Дагестана в РУДН получают по 15 тысяч рублей стипендию ежемесячно. Если мы хотим мировой уровень образовании в Дагестане, то нужно экспертно экзаменовать каждого учителя по русскому и английскому языкам.  При этом наш долг и в сохранении родных языков тоже,  ибо с исчезновением языка исчезает и нация вместе с её культурой.
  К этим значимым размышлениям меня побудила  полиграфически  красиво изданная, бесценная  книга  Патимат Геличовой! Советую всем учителям, школьникам, студентам и преподавателям прочитать эту уникальную книгу, которая должна быть продолжена и переиздана.  Этот скрупулёзный,  фундаментальный труд нужен политикам, научным работникам, государственным деятелям и специалистам по межнациональным отношениям. Это монографическая книга должна быть во всех школьных и  университетских библиотеках! 
 Это книга поможет нам понять и   помнить    подвиг русских учителей и медиков в Дагестане. Вместе с Россией Дагестан приобрел  планетарные перспективы и  великие возможности.  А как мы сами используем  и воспользуемся эти возможности?  Это уже вопрос к нам самым, к каждому  сегодня и всегда. Скверно, что  постсоветский  Дагестан  стал просителем, а не созидателем.  Мощные заводы союзного уровня приватизированы и превращены в рынки. В этом нравственная и даже уголовная  вина  руководителей  Дагестана, которые грабили республику, а не возвеличивали её.  Не этому учили русские учителя  дагестанцев. Этому мы научились и ещё продолжаем учиться  у «новых» русских и «новых» дагестанцев, у которых есть серьезные проблемы не только  с образованием, но и с совестью тоже. Они чаще стали  пробираться во власть. Перебор в этом может привести к нравственному отравлению России и Дагестана.
  Большая  книга П.М.Геличовой  « Руские учителя в Дагестане» (Махачкала, 2020 г.), непременно,  должна  быть  замечена и отмечена  государством на региональном и федеральном уровнях!
   Доктор Магомед Абдулхабиров, 89035773525. abdulkhabirov@yandex.ru

P.S.! Сразу же я получил отклик на свою рецензию (размышления)  от вдающегося ученого М.И. Магомедова  - профессора, к которому я отношусь с огромным почтением...
«….У меня тоже была русская учительница Лариса Алексеевна, которая приехала в наше село. Мы в большом долгу перед этими Учителями. Наши односельчане до сих пор вспоминают Ларису Алексеевну с благодарностью. В Дагестане учителя во все времена были в почете. К сожалению, современная реформа образования не увенчалась успехом. Более того, подорваны педагогические основы, заложенные предшествующими поколениями педагогов.  В последние годы уровень образованию в школах и вузах Дагестана заметно снизился по сравнению с советским периодом. Это очень огорчает. Ведь будущее страны во многом зависит от качества преподавания и от самоотверженности самих учителей. Нищенские зарплаты учителей не стимулирует их к активной творческой деятельности. Государство отвернулось от образования и от учителей. Будем надеяться, что чиновники поймут,  наконец, что без качественного образования мы обречены на провал во всех областях. Хорошо, что у нас есть Учителя (в том числе и русские Учителя, работавшие в Дагестане), на которых можно равняться и память,  о которых для нас священна…».

русские учителя, Дагестан

Previous post Next post
Up