Так называется 800 страничная книга учителя, публициста и общественного деятеля Дагестана Патимат ГЕЛИЧОВОЙ, прошедшая вместе с супругом через Афганский ад, оказывая помощь раненным по своей первичной специальности- медика. Книга нужная и важная; в ней документально, живописно и в запоминающихся деталях описаны судьбы многих и многих из 3000 юных учителей, которые приехали работать со всей России в дагестанские города и в сёла. Книгу многогранная, её не достаточно прочитать или перечитать, в неё нужно вчитаться, задумываясь о Жизни, Дагестане и России.
Русские учителя в Дагестане! Это был десант просвещения и образования и вдохновенного понимания своего профессионального долга! Иным из них было всего 17 лет! Слишком мало о них сказано и написано. Кто сегодня из дагестанских родителей разрешить после окончания училище или университета работать своим дочерям в другом районе, в другом селении или в другом регионе?
Абсолютна права Патимат Муртузалиевна, когда с тревогой пишет с о том, что «сегодня российской государственности, обществу, россиянину- гражданину Российской Федерации- брошен вызов в виде жесткого этнонационализма и этнополитичессого экстремизма. Этот вызов есть отражение острейшей борьбы между культурой и невежеством, и борьбы за культурную идентичность россиян и культурный суверенитет России. Национализм, фанатизм, экстремизм как проявление невежества и есть сегодня главный внутренний враг, который может разрушить нашу культурную и политическую целостность, единство и безопасность Российского государства, угрожая благополучию правам и свободам российских граждан всех национальностей. И в этих условиях нам важно обеспечить истинно народное единство нашего Отечества во имя защиты государства, целостности страны, безопасности и стабильности жизни россиян».
Я бы добавил ещё, что фундаментальными угрозами для современной России являются невежество, узость мышления, экстремизм, коррупция, бездарность, ненасытность, бессовестность и безответственность власти. Многие в Дагестане этим летом рассказывали мне, что «с них вымогали по 65 тысяч рублей для получения аттестата зрелости с золотой медалью». Можно поступать бесплатно в исламские институты и платно (не редко) в светские университеты. Это есть позор и извращение; это есть дорога унижения и разрушения Российского государства в Дагестане. Проверить бы всё это! На такую пошлость и низость никогда не могли пойти русские учителя и преподаватели, работавшие в Дагестане. Никогда! Русский тогда ассоциировался с абсолютной чистотой, честностью и профессионализмом. В постсоветские десятилетия из Москвы по всей Руси, к сожалению, стали простираться беззаконие, болтологию, безнравственность, хамство, презрение к Отечеству и высокому Образованию, узколобие, кумовство, равнодушие и взяточничество. Пишу об этом с болью. Этот поток грязи и бесстыдства уже некому остановить даже после странных конституционных поправок. Большая Правда должна была бы быть в сердцах, а не на фальшивых отчетах и не на телевизионной трескотне. Российские и дагестанские телеканалы не выполняют образовательные и просветительные функции. В федеральных телеканалах в рейтинге кто с кем переспал и кто дочка или сын у развратной женщины. Ныне чрезмерно увлеклись религией, а не образованием. Было и в Дагестане тоже постыдное выдавливание русских из Дагестана криминальными группировками рады их дешевого жилья. Это позорище творилось при молчаливом согласии и даже соучастии руководителей городов и республики в этой дьявольщине. Русских дагестанцев защитить оказалось некому в Дагестане, живший и живущий за счет бесконечных, воруемых и не контролируемых миллиардов из Москвы. Стыдно и постыдно до сих пор. Вместо упрека Москва даже званиями и премиями награждают иных авторов и соавторов этой вакханалии. Не покидает ощущение, на федеральных вершинах работают временщики и блатные от политики.
Сегодня и дагестанцы тоже от своего бессилия свыклись и смирились с чиновничьей продажностью во всех сферах жизни республики и страны. Я страстно люблю Россию и Дагестан и поэтому всё гнусное в Отчестве меня сильно тревожит, ибо в стране воров не может быть достойного образования, науки, медицины и технологичного прогресса. На днях узнал, что даже уретральные катетеры в России иностранные. Как же так можно, господа миллиардеры и государственные мужья? Вам не стыдно за ограбленную, отсталую, уничтоженную и уничтожающую Россию?
Где качественное импортозамещение или экспорта технологии и лекарств, о которых вещает по телевидению и в докладах чиновников В.В.Путину? Где? Мы издревле экспортируем то, что нужно было бы оставлять и потомкам тоже: газ, лес, нефть, бриллианты и плюс зерно, оружие и красавиц. А что ещё? Одаренные ученые России ищут работы в лучших научных центрах и университетах мира. Кто из богатеев Дагестана вкладывает средства в светское образование и в научные разработки?
Нельзя же так долго жить с примитивным пониманием развития Дагестана и России. Многое многими руководителями во многих сферах делается, не созидая, а грабя, оскорбляя и унижая Россию и Дагестан. Если в основе государственной системы отсутствует Совесть, то она- вся государственная система- бездарная, развратная, убогая и уголовная. Нам бы избежать печальной судьбы СССР и Содружество социалистических стран из-за трусости, болтливости, бездарности и безответственности руководителей и руководящей партии. И сегодня у меня лично колоссальные претензии к правящей партии и высшему руководству России и Дагестана. Есть ощущение не понимания ими нашего пути к катастрофе. У них есть куда уехать. А у народа лишь одна Родина.
Это я немного отвлекся, ибо только на учителей сегодня надежда на воспитание поколения Чести, Высоких Профессионалов, Любви к Родине и думы о тревожной Судьбе Отечества. Умоляю каждого Учителя и каждого Преподавателя идти в класс и в аудиторию, как на Молитву и как Моисей на гору Синай, для того, чтобы зажечь всякий раз в юных сердцах учащихся и студентов Священное пламя Знаний. Не надо идти на уроки без Вдохновения. Образованности и Просветленности! Учителям и преподавателям выпала сегодня Высокая Миссия- спасти Россию и Дагестан! Книга П.Геличовой глубокая, основательная и многогранная; книга пробуждает к серьезным, глубоким и стратегическим размышлениям о прошлом, настоящем и будущем Дагестана и России. Эту книгу нужно читать каждому дагестанцу, способного на видение, анализ, размышления и ответственность!
Вернемся к русским учителям. Недавно смотрел репортаж «Здрасьте, учительница!» о судьбе Гнездиловой В.Н. , испытавшая голод, разруха, бомбежки и немецкую оккупацию в деревне Макаровка Курской области с 1941 год по 1943 год, После смерти матери и гибели отца на фронте Валентина окончила Фатежское педагогическое училище и была направлена на работу в Курахский район Дагестана, где нашла своё семейное счастье вместе с педагогом Магомедэмином Курбановым, воспитала пятерых детей( Вячеслав, Светлана, Ирина, Сабир, Рамиз). Все они стали дипломированными специалистами. Блистательный ученый и блогер Руслан Курбанов- внук этой замечательной бабушки.
«В Дагестане я нашла свое счастье в семье и труде. В горах встретила трудолюбивых, мудрых и доброжелательных людей»» (Валентина Кузнецова из Ботлиха, родом она из Томбова). Оказывается, в Ахвахе учительницей работала Путина Галина Алексеевна- тётя Владимира Путина. Интересны судьбы каждой учительницы и учителя, которые не убоялись трудностей: не знание местного языка, отсутствие электрического света, автомобильных дорог, радио, телевидение, комфортных условий в быту и в школе. Даже воду летом и зимой таскали за полкилометра из-за аула в ведрах и в кувшинах.
« До Цуриба ехали на быках. Арба тащилась по крутым поворотам узкой дороги между высоченных скал над обрывами и пропастями, а внизу бесилась река. Было страшно. Я попросила нашего проводника, парня 15-16 лет из аула Чарода, остановиться. Километра 2-3 шла пешком. Проводник, коверкая русские слова, говорил: «-Бык умный, не бойся. Он дорогу знает. К ночи прибыли в Цуриб». (Она родом из Воронежа).
Другая её землячка Татьяна Алиахмедова писала: «Выехали из Воронежа. Страх ожидания чего-то нового, непредвиденного был в душе каждой из девочек. На память пришел рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»- настораживало отношение горцев к русским, Жилину и Костылину». (Она работала в Хиве).
Не легкая русским учителям в Дагестане досталась доля, но они с высочайшим достоинством служили Дагестану, образованию и просвещению дагестанцев. Они организовали в школах кружки юных натуралистов, химиков, математиков, физиков, краеведов, астрономов, литераторов и секции юных техников, шахматистов, спорта, музыкантов, театралов…
Помню красивую учительницу Агвалинской средней школы Ирину Карповну Шелкунову (Земцову) из Волгограда, с которой я был в долгой переписке, Её уроки по литературе были театрализованными представлениями. Она искренне любила нас, и мы отвечали ей тем же. Позднее её сына я пригласил в Москву из Волгограда, оперировал и он уехал в полном здравии. К огромному сожалению, не сложилась её личная жизнь с преподавателем физкультуры этой же школы из-за возражения его матери и, тем не менее, она с восторгом вспоминала годы своей работы в Цумадинском районе.
«Я испытываю чувство гордости за своих учеников: 1642 выпускников; из них 12 медалистов, 16 докторов и 22 кандидата наук, множество врачей, учителей, спортсменов, людей искусства, сельского хозяйства и других отраслей. А главное- школа воспитала личностей. (Валантина Кузнецова-Залевская, стаж работы 47 лет, почетный гражданин селения Тлярош Чародинского района).
Нам бы сегодня и в будущем помнить о вдохновенной просветительской миссии и педагогическом подвиге русских учителей в Дагестане! Кстати, в нашей республике также работали учителя, медики, строители, инженера, рабочие и руководители также из Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана, Осетии, Татарской АССР и других республик. Не забудем и об этом тоже. Замечательно, что многие школы благодарно сохраняют имена и фамилии учителей, работавшие ранее в школе, ибо нельзя стать манкуртами- людьми без памяти и благодарности. Не благодарность и зависть- худшие из человеческих качеств. Вообще-то, хорошо бы иметь в каждой школе свой музей памяти и истории!
«Я помню всех своих учеников…Дагестан навсегда остался в моем сердце. Удивительный край, удивительные люди. Теперь понимаю, почему полюбили Дагестан А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Бестужев-Марлинский, Л.Толстой. Я благодарна судьбе за годы, проведенные в Дагестане. » ( Из письма Любви Точилиной, родом она из Липецка).
Межнациональных браков было много в Дагестане, но все и не всегда их приветствовали. « В Кванадинской школе Валентина Билалова из Белоруссии « встретила человека, с которым связала свою жизнь. Это её коллега-учитель географии и биологии. Его семья и все родные были против брака с русской девушкой, и молодым людям приходилось выслушивать постоянные упреки со стороны окружающих. Поскольку неприязненное отношение продолжалось довольно долго, Валя, не выдержав постоянных упреков и оскорблений, собрала вещи и ушла, не поставив мужа в известность, так как считала не вправе просить его покинуть свою родину. Она шла пешком в сторону Ботлиха, неся на себе ребенка и вещи. Шедший по дороге незнакомый старик не смог пройти мимо бедной женщины, взял мальчика, посадил на своего ослика и помог им дойти до ближайшего автобуса. Там их догнал муж Валентины Константиновны, который ушел из села за своей семьей. Несмотря на все перипетии, они остались вместе, вместе живут и сейчас. Некоторое время они жили на кутане, затем, накопив денег, купили дом в Махачкале. Валентина Константиновна работала сначала воспитателем в детском саду, а затем они с мужем устроились преподавателями в профессионально- техническое училище № 14. В 1988 году она перевелась в школу № 9, где проработала много лет учителем русского языка и литературы».
«Свёкор сам совершил нужный обряд. Одновременно с мусульманским бракосочетанием Елена Васильевна Пугач (Рамазанова) приняла новую веру. Это решение ей, внучке православного старосты, далось на удивление легко: « В нашем селе церковь разрушили и танцевали на её камнях. А в горах, несмотря на революцию, веру отцов сохранили». «Учительницы и медики часто выходили замуж, за местных. Но лишь немногие смогли назвать Дагестан своей второй родиной. Не скрою, были тяжелые времена, когда мне хотелось спрыгнуть со скалы от обид и усталости, но ни разу не думала я покинуть этот гостеприимный край, где нашла счастье и покой» ( Елена Рамазанова). На Украину она повезла тяжелые дагестанские камни, чтобы установить их в родном селе как памятник всем погибшим в лихолетье. «Перед глазами у меня Украина и Хиндах. - Вы скучаете по родине (Дагестану-М.А.)»? «-Очень, прошептала дагестанская учительница и горько заплакала». Талантливый скульптор Алигаджи Сайгитов ( уже нет его с нами), создавая макет памятника русской учительнице в Редукторном поселке Махачкалы, взял за основу фотографию Елены Васильевны Рамазановой.
Прочитал статью незабвенной и мудрой Хаписат Гамзатовой ( она в этой же книге на стр. 354) о Нуцаловой Ольге Николаевне, которая работала в Казбековском районе и после смерти сестры мужа (Камильбега Нуцалова) взяли на себя заботы об осиротевших племянницах. Я знаком с Хасайбат Нуцаловой - выдающимся врачом Дагестана и России. «Когда умерла мама Ольги Николаевны, родственники решили хоронить её в Хасавюрте на христианском кладбище, но старейшины села, придя выразить соболезнование, обратились к Ольге Николаевне со словами: «Вы столько лет живете рядом с нами, делите нашу радость и наше горе. Неужели на нашей земле не хватит место для Вашей матери?». Какая высота Мудрости!
Вспомнил об этом в связи с тем, что в Дылымской школе учился и Сахрудин Сафаров, профессор, ученик великого хирурга и ученого Рашида Аскерханова. Когда Сахрудин был у меня в гостьях в Москве, то вспомнил и Валентину Иванееву- его школьную учительницу. Она оказалась классным руководителем и учительницей моей дочери -Фатимы ( ныне зав отделом Эндокринологического центра России). Я заметил, что в первый же день Валентина Михайловна очень четко произнесла сложное имя Абдулхабирова. Удивленно спросил её об этом. Оказалось, что она работала учительницей в Казбековском районе. И под новый год до утра мы с Сахрудином посидели у неё, вспоминая былое, и она без запинки произносила имена и фамилии многих казбековцев. Вспомнила она, как её на арбе везли в Хасавюрт из-за приступа аппендицита. Операция прошла благополучно…». « Я и во сне часто вижу Дагестан». Спасибо тебе, милейшая Валентина, которая уехала в Дагестан, хотя родители и подруги пугали её опасными дагестанцами.
«…Поклон тебе низкий за яркий тот свет,
Который зажгла ты в горах Дагестана».
( Сабигат Магомедова «Русской учительнице»).
В знак своей искренней благодарности своим школьным учителям и институтским преподавателям из России при распределении по окончании Дагмединститута я изъявил желание поехать на работу в Сибирь, хотя и была возможность остаться в Дагестане. Помню, как мы все -гаквринцы вышли за село провожать Таиссию Иларионовну и Евдокию Ивановну, которые работали в Гакваринской школе в течение 9 лет! В Сибири не оказались вакансии, и меня распределили в Гусь-Хрустальный больницу Владимирской области. Я в восхищении от владимирцев и старинного русского города Владимира. Не жалею! За всю жизнь я не имел ни одного конфликта на межнациональном уровне в России. И работая всю жизнь среди русских, заверяю, что более терпеливого, отзывчивого, отважного, талантливого, бескорыстного и дружелюбного народа трудно отыскать на Земле. А ничтожные типажи, готовые продать родную мать, есть в любом народе.
Спасибо Патимат Геличовой за этот большой и ценный труд. Есть небольшие уточнения. Автор пишет о том, что « Вначале ХХ века Дагестан представлял собой одну из экономически отсталых аграрных окраин Российской империи с всеобщей безграмотностью. Редко в каком селении мог встретиться с человеком, который бы владел русским языком». По поводу экономического развития и сегодня Дагестан, к сожалению, не может особенно хвастаться. Скорее наоборот, ибо наша республика в доминанте в стране по нищете и безработице населения. В этом повинны наши- родные воры, которые вместе с московскими братками десятилетиями безнаказанно кромсают бюджет. За 30 лет постсоветской воровской эпохи ни один министр, ни один депутат, ни один глава не посетил ни одного урока, ни в одной школе и ни в одном университете Дагестана. Зато все они демонстративно посещают мечети в рабочее время и даже выступают там. У них же ума не хватает для понимания значимости светского образования и просвещения для Дагестана. Это и есть убожество современной так называемой элиты Дагестана. Да, и что они- невежды- понимают в образовании и науке? Скверно и беспросветно в душе.
Ещё одно уточнение. Дагестанцы в веках обходились без русского языка, ибо не было село, где бы ни функционировало медресе, и грамотность была значительной среди мужского населения. Одни рукописные Кораны что стоит! Многие горцы хорошо знали кумыкский, чеченский, турецкий, персидский и даже арабский языки. Неверно считать умение читать и писать справа налево безграмотностью, а справа налево- грамотностью.
Говоря о грамотности дооктябрьского Дагестана, академик М.Н.Покровский писал: «Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе». Такого же мнения придерживается и выдающийся академик И. Крачковский: «Дагестан- это уголок просвещения и науки на Востоке». Вспомним, что автором классической «Грамматики арабского языка» был этнический дагестанец, а первым деканом и заведующим кафедрой Востоковедения Санкт-Петербургского университета был профессор А. К. Казембек, чл-корр. Петербургской АН. И сегодня президентом Института Востоковедения РАН является выдающийся философ современности, академик РАН А.А.Гусейнов. У них и и многих других выдающихся дагестанцев учителями были тоже русские. Спасибо и поклон им!
Очевидно то, что приобщение к русскому языку и народу, русской литературе и культуре кардинально возвысили политические, экономические, культурологические и образовательные высоты Дагестана. Ныне не отыскать города России, где бы не учились и не работали дагестанцы. Но есть у меня тревога в связи с низкой образованностью иных наших юношей и девушек. Особенно тревожная ситуация в связи с плохим знанием грамматики русского языка. В ординатуру и аспирантуру Российского университета Дружбы Народов иной раз из Дагестана поступают врачи, не умеющие грамотно написать истории болезни пациентов. Стыдно бывает за них. И частенько после первого же семестра отличников- выпускников дагестанских школ исключают из РУДН за не успеваемость. Над этим нужно серьезно подумать Министерству образования и науки Дагестана! Не надо слабым «отличникам» приезжать в Московские университеты, ибо это становится драмой и даже трагедией для молодых в самом начале их жизни. А настоящие отличники из Дагестана в РУДН получают по 15 тысяч рублей стипендию ежемесячно. Если мы хотим мировой уровень образовании в Дагестане, то нужно экспертно экзаменовать каждого учителя по русскому и английскому языкам. При этом наш долг и в сохранении родных языков тоже, ибо с исчезновением языка исчезает и нация вместе с её культурой.
К этим значимым размышлениям меня побудила полиграфически красиво изданная, бесценная книга Патимат Геличовой! Советую всем учителям, школьникам, студентам и преподавателям прочитать эту уникальную книгу, которая должна быть продолжена и переиздана. Этот скрупулёзный, фундаментальный труд нужен политикам, научным работникам, государственным деятелям и специалистам по межнациональным отношениям. Это монографическая книга должна быть во всех школьных и университетских библиотеках!
Это книга поможет нам понять и помнить подвиг русских учителей и медиков в Дагестане. Вместе с Россией Дагестан приобрел планетарные перспективы и великие возможности. А как мы сами используем и воспользуемся эти возможности? Это уже вопрос к нам самым, к каждому сегодня и всегда. Скверно, что постсоветский Дагестан стал просителем, а не созидателем. Мощные заводы союзного уровня приватизированы и превращены в рынки. В этом нравственная и даже уголовная вина руководителей Дагестана, которые грабили республику, а не возвеличивали её. Не этому учили русские учителя дагестанцев. Этому мы научились и ещё продолжаем учиться у «новых» русских и «новых» дагестанцев, у которых есть серьезные проблемы не только с образованием, но и с совестью тоже. Они чаще стали пробираться во власть. Перебор в этом может привести к нравственному отравлению России и Дагестана.
Большая книга П.М.Геличовой « Руские учителя в Дагестане» (Махачкала, 2020 г.), непременно, должна быть замечена и отмечена государством на региональном и федеральном уровнях!
Доктор Магомед Абдулхабиров, 89035773525.
abdulkhabirov@yandex.ru P.S.! Сразу же я получил отклик на свою рецензию (размышления) от вдающегося ученого М.И. Магомедова - профессора, к которому я отношусь с огромным почтением...
«….У меня тоже была русская учительница Лариса Алексеевна, которая приехала в наше село. Мы в большом долгу перед этими Учителями. Наши односельчане до сих пор вспоминают Ларису Алексеевну с благодарностью. В Дагестане учителя во все времена были в почете. К сожалению, современная реформа образования не увенчалась успехом. Более того, подорваны педагогические основы, заложенные предшествующими поколениями педагогов. В последние годы уровень образованию в школах и вузах Дагестана заметно снизился по сравнению с советским периодом. Это очень огорчает. Ведь будущее страны во многом зависит от качества преподавания и от самоотверженности самих учителей. Нищенские зарплаты учителей не стимулирует их к активной творческой деятельности. Государство отвернулось от образования и от учителей. Будем надеяться, что чиновники поймут, наконец, что без качественного образования мы обречены на провал во всех областях. Хорошо, что у нас есть Учителя (в том числе и русские Учителя, работавшие в Дагестане), на которых можно равняться и память, о которых для нас священна…».