https://perfume007.livejournal.com/712373.html/(перепостил
taxfree)
В современных условиях центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (в переводе с англ. - сумка, кошелек). Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом присущим государству на всех стадиях развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое и законодательное начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. В Англии после революции 1686-1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента; государственные расходы становятся гласными, публикуются для всеобщего ознакомления, а основной задачей образовавшегося парламента становится работа над бюджетом. Т.е. только с приходом к власти буржуазии бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом. При безграничности задач, стоящих перед государством, и при ограниченности его возможностей огромное значение для властей приобретает составление государственной сметы (росписи доходов и расходов), при обсуждении которой тщательно взвешиваются назревшие потребности и уточняются те максимальные средства, которые могут быть привлечены от налогоплательщиков без ущерба для их благосостояния в целях удовлетворения назревших потребностей.
В России первая роспись доходов и расходов государства была зафиксирована в 1722 гду при Петре Первом. Но только при Александре I начиная с 1802 г. такие росписи стали составляться на постоянной основе, ежегодно. Однако и при этом бюджет носил чисто формальный характер: главный его недостаток - механическое соединение смет различных ведомств, отсутствие единства кассы (каждое министерство бесконтрольно распоряжалось выделенными ему средствами и имело собственные источники доходов). Только при Александре II Освободителе с 1862 г. в результате разработки бюджетного устройства под руководством одного из главных специалистов Минфина - Татаринова, средства министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства кассы. Данный документ держался в строжайшей секретности и не публиковался. Впервые он был опубликован в 1884 г.
В России дефицит бюджета имеет хронические корни и двухвековую историю (стаж). За период 1801-1913 гг. было 82 дефицитных бюджета, причем обычно дефициты следовали один за другим в течение длительного ряда лет. С 1801 г. было подряд 23 дефицитных года, с 1845 г. дефицит установился на 14 лет. С 1860 г. - на 12 лет и т.д. Причинами дефицита являлисьлибо войны и военные экспедиции, либо неурожаи, а также крупные мероприятия, требовавшие новых расходов, опережающих естественное возрастание доходов (реформы 1860-х гг., сооружение железных дорог и т.д.). При советском строе о дефиците бюджета вообще было запрещено говорить, считалось, что это явление - пережиток капиталистического общества. С 1923-1924 гг. финансового года советская статистика стала провозглашать существование бездефицитного бюджета, демонстрируя миру эффективность и превосходство социалистического строя. Хотя в этом «бездефицитном» году дефицит бюджета составлял 16,7% всех расходов бюджета.
В течение двух с лишним десятилетий - со времени окончания второй мировой войны до второй половины 60-х годов - экономика СССР находилась в состоянии относительного макроэкономического равновесия. Консервативная политика не допускала появления значительного дефицита бюджета даже в случаях острой нехватки финансовых ресурсов, а относительно высокие темпы роста обеспечивали властям получение финансовых ресурсов, достаточных для осуществления приоритетных проектов. Однако существенное замедление темпов экономического роста во второй половине 60-х годов заметно сузило финансовую базу советского руководства при заметном увеличении амбициозности его намерений. С начала 70-х годов растущий дефицит финансовых ресурсов во все большей мере стал покрываться путем увеличения кредитования экономики со стороны банковской системы, порождая скрытую инфляцию.
В свою очередь, начатая в 1985 году антиалкогольная кампания привела к уменьшению продаж алкогольных напитков и, как следствие, - к существенному снижению поступлений налога с оборота. К тому же осуществление программы перевооружения машиностроительного комплекса имело своим результатом заметное увеличение бюджетных расходов. Таким образом, уже в 1985 году, впервые за послевоенные годы консолидированный бюджет СССР был сведен с дефицитом 2,4 % ВВП.
Экономическая политика правительства М. Горбачева - Н. Рыжкова в последующие годы привела к дальнейшему увеличению разрыва между бюджетными доходами и расходами. С 1986 года предприятия получили право оставлять в своем распоряжении все большую часть прибыли, что значительно уменьшило отчисления в бюджет.
Произошедший в 1986 году спад мировых цен на нефть и другие энергоресурсы привел к дополнительному сокращению бюджетных доходов. В то же время ликвидация последствий чернобыльской катастрофы потребовало новых правительственных расходов. Дефицит консолидированного бюджета возрос до 6,2 % ВВП. Примечательно, что весь дефицит финансировался прямым кредитованием Центрального банка.
Переход к институциональным реформам в 1988 году при сохранении мягкой бюджетной политики означал дальнейшую дестабилизацию макроэкономической ситуации. Наиболее значимыми событиями в этом ряду стали начало предпринимательского движения, принятие закона "О государственном предприятии", либерализовавшего политику в области выплаты зарплаты, разрешение предприятиям устанавливать договорные цены. В том же году правительство повысило закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию при сохранении прежних розничных цен, что автоматически увеличило объем бюджетных субсидий. Дополнительные расходы были вызваны землетрясением в Армении и ростом минимальной пенсии на 25 % . Величина дефицита выросла до 9,2 % ВВП и приблизительно на этом уровне сохранялась вплоть до 1991 года.
Особенно пагубную роль сыграл принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии", предоставлявший руководству предприятий неограниченную свободу повышения зарплаты. В результате в 1990 г. средняя реальная зарплата на 27 % превышала уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских кредитов и дотаций госбюджета.
В декабре 1988 года Политбюро ЦК КПСС обсуждало вопросы бюджетного дефицита и склонялось к применению государственному ограничению финансовых мероприятий. Однако ни оно, ни Правительство СССР не оказались готовыми взять на себя ответственность за непопулярные решения. Правительство Н.Рыжкова неоднократно собиралось ужесточить бюджетную политику, но ни разу этого не сделало. Каждый раз охваченное макроэкономическим популизмом, оно отступало, не решаясь приступить к осуществлению болезненных решений по сокращению расходов и дефицита. Невыполненным осталось и публичное обещание премьера повысить цены на хлеб в мае 1990 года.
Для финансирования бюджетного дефицита активно использовались кредитные ресурсы Госбанка СССР. Их чистый прирост в процентах к ВВП увеличился с 2,8 % ВВП в 1986 году до 14,1 % в 1990 году, что послужило одной из предпосылок возникновения гиперинфляции. Но тем не менее, до 1990 года правительство могло удерживать эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства.
В декабре 1990 г. к исполнению обязанностей премьер-министра приступил В. Павлов. Его стабилизационная политика В. Павлова носила откровенно антигуманный характер и, как следствие, не нашла поддержки общества. Денежная реформа нанесла серьезный удар по доверию к рублю. Недостаток финансовых ресурсов союзного бюджета можно было исполнить только с помощью кредитной эмиссии. Совокупный дефицит российского бюджета и части союзного бюджета, приходившегося на территорию России, в 1991 году составил примерно 31,9 % российского ВВП. Дефицит был профинансирован за счет кредитов Госбанка СССР и Центробанка России.
Такая политика привела к росту внешнего долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство - наращивание денежной массы. Огромный дефицит бюджета, отсутствие валютных резервов, банкротство Внешэкономбанка, коллапс административной торговли, реальная угроза голода в крупных городах лишь добавляли некоторые штрихи к экономической ситуации, в которой оказалось правительство Е. Гайдара.
Кассовый дефицит бюджета, профинансированный прямыми кредитами Центробанка, составил 6,9 % ВВП в апреле 1992 года и 3,3 % ВВП в мае. Кроме того, в апреле были выданы бюджетные кредиты экономике в размере еще 2,3 % ВВП. С февраля началось кредитование Центробанком государств рублевой зоны. Кредиты достигли уровня 8,4 % от ВВП. Административный лимит кредитования коммерческих банков был перекрыт, установленный на первый квартал был перекрыт в начале февраля.
С июня 1992 года под давлением со стороны консервативного парламента и региональных и отраслевых лобби началось отступление по всем направлениям бюджетной и кредитно-денежной политики. Одним из важнейших поводов для этого послужил взрывной рост неплатежей между предприятиями в первой половине 1992 года. Кассовый дефицит бюджета, покрывавшийся кредитами Центробанка, возрос до 14-15 % в июне-июле и 24 % ВВП в августе. Кроме того, бюджетные кредиты экономике были увеличены до 14 % ВВП. В. Геращенко, сменивший в середине июля Г. Матюхина на посту председателя Центрального банка, провел взаимозачет взаимной задолженности предприятий, сопровождавшийся массированным кредитование коммерческих банков, достигшим 15 % ВВП в июле и 31 % ВВП в августе. Кроме того, продолжалось кредитование государств рублевой зоны на уровне 5,5 % ВВП. Совокупный прирост активов Центробанка увеличился до 40 % ВВП в июне, 49 % в июле, 56 % в августе. В целом дефицит расширенного бюджета за три летних месяца составил 28,8 % ВВП, а совокупный прирост активов Центробанка - 48,9 % ВВП. Можно смело говорить о том, что огромные кредиты, выданные руководством Центрального банка коммерческим банкам и государствам рублевой зоны летом и осенью 1992 года, не имели под собой какого-либо разумного экономического обоснования.
Для правительства крах политики стабилизации стал очевидным в конце августа. Тогда была предпринята еще одна попытка стабилизации, оказавшаяся последней в 1992 году. В результате ужесточения бюджетной политики в сентябре-ноябре федеральный бюджет сводился с профицитом, а кредиты Центробанка на покрытие кассового дефицита не привлекались вовсе. Однако возвращение к ограничительной политике произошло слишком поздно - ее результаты на снижении инфляционной динамики сказались лишь через несколько месяцев - после того, как Е. Гайдар на в декабре 1992 года был вынужден подать в отставку.
Уход Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности премьер-министра и замена его В. Черномырдиным привел к самой массированной кредитной экспансии в истории России. Ее прирост шел по всем направлениям. После трех месяцев паузы появился кассовый дефицит бюджета, составивший 8 % ВВП. Помимо кредитов на его покрытие Центральный банк выдал бюджетные кредиты экономике в размере 33 % ВВП!!! Кроме того, коммерческие банки получили прямые кредиты на 28 % ВВП, а государства рублевой зоны - в размере 14 % ВВП!!! Наконец, Центробанк увеличил свои валютные резервы на сумму более 10 % ВВП. В целом чистый прирост активов Центрального банка в декабре 1992 г. составил 93,8 % ВВП.
В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. В марте 1993 года расходы федерального бюджета составили 63 % ВВП, что привело к увеличению бюджетного дефицита до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка.
Только в конце марта 1993 года, когда пост министра финансов занял Б. Федоров, у Минфина появилась практическая возможность приступить к реализации давно утвержденной программы бюджетной стабилизации. В числе важнейших мероприятий, осуществленных Б. Федоровым, были следующие:
- консолидация в бюджете всех внешнеэкономических операций государства и кредитов предприятиям. Последний бюджетный кредит в размере 200 млрд. руб. (2,4 % ВВП) был выдан Центральным банком в апреле 1993 года;
- существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное, прежде всего, с отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993 года, кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП;
- сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита;
- начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 г.
На "федоровском этапе" удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,7 % ВВП, а расширенный дефицит бюджета - до 8,2 % ВВП.
Практически сразу же после ухода Е. Гайдара и Б. Федорова правительство В. Черномырдина заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику. Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общий прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе - составлял двузначную величину. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 % ВВП.
Несмотря ни на что, на финансирование бюджета использовались иностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования (КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994 года (давший 0,9 % ВВП), а также возросшие поступления от продажи ГКО (1,0 % ВВП по сравнению с 0,2 % ВВП в последнем квартале 1993 года). Кредиты Центробанка Министерству финансов также возросли с 6,5 до 9,1 % ВВП и остались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита. Именно эмиссионное финансирование разбухшего бюджетного дефицита оказалось важнейшим фактором увеличения совокупного прироста активов Центрального Банка с 12,2 до 13,8 % ВВП
После серии изнурительных консультаций и согласований бюджет на 1995 год с фиксированным дефицитом в 73 триллиона рублей (около 5,5 % ВВП) прошел три слушания в парламенте и был окончательно утвержден Государственной Думой и Советом Федерации. В законе о бюджете было закреплено положение о не инфляционном финансировании его дефицита. Вообще бюджетная и кредитно-денежная политика сентября-декабря 1994 года оказалась более сдержанной, чем в предыдущие семь месяцев. Кассовый дефицит бюджета сократился с 11,3 до 10,3 % ВВП, но оставался выше уровня, достигнутого в четвертом квартале 1993 г. (6,7 % ВВП).
В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительства оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП, причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВП были профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных казначейских обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и за счет ГКО - 0,5 % ВВП.
Бюджет 1995 г. был составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением на 5-6 % ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, была заложена некоторая недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляла около 1 % ВВП, а по расходам - 1-2 % ВВП.
В 1995 году реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13 % ВВП, а объем расходов - от 18 до 19,5 % ВВП. Бюджетный дефицит составил от 5 до 6,5 % ВВП. При оценке ВВП в 1450 трлн. руб. размер бюджетного дефицита составил от 73 до 95 трлн. руб. В 1996 год, год выборов, страна вступила с впечатляющим дефицитом.
Бюджет на 1997 г. был принят без особых проблем с Государственной Думой. Однако кажущаяся макроэкономическая стабилизация не смогла уменьшить величину бюджетного дефицита. Уже в первом полугодии 1997 года Правительству пришлось предлагать проект секвестра бюджета страны. Путем уменьшения расходной части (в основном уменьшению подверглись расходы на социальный сектор) предлагалось решить проблемы огромного бюджетного дефицита. Однако подобную законодательную инициативу Правительства Госдума не пропустила, поэтому проблему пришлось решать правительственными постановлениями.
Похожая ситуация повторилась и при принятии основного финансового документа на 1998 год. Однако парламентарии не учли проблему мирового финансового кризиса и возрастающий внутренний долг государства. Выстроенная в 1993-1997 годах "пирамида" ГКО в 1998 году давала ежемесячный дефицит в 30 млрд. рублей, тогда как доходы в то время составляли 28 млрд. По этой причине 23 марта 1998 года было отправлено в отставку Правительство РФ под председательством В.С. Черномырдина. Это решение Президента Ельцина положило начало правительственному кризису, который в последствии перерос в финансовый. Председателем Правительства стал С.В. Кириенко. Для преодоления сложившейся ситуации была разработана программа, которая могла спасти страну, но недостаточный политический вес премьер-министра не позволил этим законам пройти через Госдуму. В результате 17 августа 1998 года грянул кризис, а дефицит бюджета к концу года составил 86,5 млрд. руб. (3,2 % к ВВП).
В 1999 год Россия вступила с жестким, но реалистичным бюджетом. Этому способствовало в том числе и принятие в 1998 году Бюджетного кодекса. Законодательством было установлено, что размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
По итогам первого квартала 1999 года макроэкономические показатели были стабилизированы, инфляция поддерживалась на среднем уровне. Девальвация рубля и искусственное занижение его курса дали толчок развитию отечественной промышленности. Экономический рост позволил частично решить проблему дефицита: в 1999 году он составил 53 млрд. руб. (1,2 % ВВП). Дефицит финансировался примерно поровну из внутренних и внешних источников.
Во второй половине 1999 года и в 2000 году цены на нефть выросли почти в два раза и достигли уровня 25 долл. за баррель. Это обстоятельство, а также все еще продолжающийся эффект девальвации позволили бюджет 2000 года свести с профицитом, который составил 80,7 млрд. рублей или 1,1 % ВВП. Семьдесят процентов этой суммы ушло на погашение внешнего долга РФ. В последующие годы сохранялся профицит бюджета. В 2001 году он составил 239,5 млрд. рублей (2,7 % ВВП), в 2002 - 142 млрд. рублей (1,3 % ВВП).
ИсточникДобавиться в друзья можно вот тут Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: