Оригинал взят у
pontokot в
Впервые на арене Либерального цирка - РПЦЗ и пропагандисты! Аттракцион превращения лжи в правду. Оригинал взят у
skubent2_0 в
"От великих потрясений к Великой Победе". Год 2015 Опыт поколений наших дедов и прадедов ... заслуживает самого внимательного изучения.
Надо изучать, говорили они.
Давайте разбираться, говорили они.
Отнесёмся с уважением, говорили они.
Ага. Два раза.
Ещё только читая
анонс выставки, подозревал однобокое, уже такое привычное, антисоветское представление об истории ХХ века.
Каковы истинные причины революций в России? Кто стоял за этими катаклизмами? Можно ли обнаружить их механизмы? Как случилось, что власть и народ великой страны допустили подобное? Каковы истинные цифры потерь и реальные масштабы достижений этого периода? Каковы не мифологизированные, а реальные персонажи и герои того времени? Насколько близки к действительности стереотипы восприятия этой эпохи у старшего и у молодого поколений?
В каждом предложении слышно: "мы откроем вам ПравдуЪ".
Уникальные материалы, немалая часть которых до последнего времени хранилась в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России, Третьяковской галереей. Научное консультирование осуществляли эксперты Института российской истории РАН.
В первом варианте анонса вместо "до последнего времени" было "до последнего месяца".
Немедленно возникал вопрос: когда же они успели прочитать, проанализировать, систематизировать - и подготовить выставку? Позже эту откровенную нелепость (ошибку? ложь?) исправили.
Мультимедийная часть экспозиции, как и в прежние годы, сформирована с применением самых современных технологий. Новейшие разработки, способные впечатлить самого искушенного зрителя, ... сделают путешествие по страницам отечественной истории увлекательным, незабываемым как для взрослых, так и для детей.
Серьёзный подход чувствуется сразу, да.
Ну, и поддержка Фонда Святителя Василия Великого (см. Константин Малофеев) ничего хорошего не предвещала.
Но потом было очень взвешенное
выступление Патриарха на открытии. Позволявшее считать интерпретацию текста анонса скороспелой. И когда знакомые позвали на выставку сходить, согласился.
Можно сказать, что предчувствия меня не обманули. Но это не совсем верно.
Потому что такого я не ожидал.
Как гласит один из
отзывов:
"Выставка отличная. Ничего общего с анонсом вконтакте не имеет. Показаны преступления большевиков, антирусские, античеловеческие цитаты ленина, троцкого, сталина."
Единственная серьёзная вещь во всей этой затее с выставкой - вложенные средства. Дорого. И оформление, и аренда помещения, и бесплатное посещение...
Всё остальное - позорище.
Никакой стройной, последовательной линии изложения.
Никакой цельной картины - с точки зрения исторических фактов.
Никаких причинно-следственных связей.
Это всё не нужно.
Нужны обрывки, принципиально нестыкуемая мозаика, к тому же усиленно перемешанная.
Скачущий, никак не связанный, ничего не объясняющий набор дат и событий государственного масштаба. Рядом - пустые фактики бытового уровня. С тщательно продуманными вкраплениями откровенной желтизны, низкопробных выдумок бульварной прессы.
Разобраться они хотят, ага.
Водят по этому хаотическому нагромождению экскурсоводы. Большие энтузиасты, надо сказать. С удовольствием рассказывают то, чего на выставке не прочитать, а также просто и понятно объясняют самую суть происходивших событий.
Ну, например, про демократию при большевиках. Когда "пригласительные билеты раздавали только красноармейцам. А на всякий случай на балконе ещё стоял человек с винтовкой. Ну, и понятно, что все проголосовали так, как надо".
Но если к таким энтузиастам уже тоже попривык (см. "музеи" Пермь-36 и ГУЛАГа), то публика, слушающая все эти россказни, открыв рот, и довольно хохочущая, откровенно поражает. Никаких фильтров. Заливай всё, что угодно. Ещё и детей группами водят.
Экспозиция в Центральном Манеже основана на исторических свидетельствах и документах.
О! Это особенно прекрасно.
С
одной стороны:
"Это указание товарища Ленина и товарища Калинина товарищу Дзержинскому о максимальном ужесточении расправ над священниками. Он датируется маем 1919 года и впоследствии был отменен секретным решением Политбюро в 1939 году. Он «ходит» по интернету. Был опубликован в знаменитой книге «Рассекреченный Ленин» в 1990-е годы. ... Архивисты не дают ответа на вопрос, где взял его автор книги «Рассекреченный Ленин».
... мы на документальном материале видим, что борьба с Церковью велась по всем фронтам и при этом не афишированно: документы все засекречены. Советская власть при всей своей фундаментальной атеистичности старалась всеми силами не допустить массового гонения в древнеримском смысле слова, гонения за веру, понимая, насколько это опасно. Ничего публичного. Более того, сохранились документы, и они у нас представлены, которыми запрещаются открытые оскорбления, как там написано, попов, глумление над святынями, диспуты без подготовки."
Лично я (лично я) этих документов не заметил вообще. Ну, раз говорят, что представлены...
Кстати, то, что они не секретные, не должно умалять к ним интереса.
Ознакомьтесь.
Но в целом позиция шикарная:
Выставка основана на документах. Но поскольку все документы рисуют не ту картину, которая нужна, то мы скажем, что эти документы выпускались для виду. А всё настоящее засекречено. Но мы вам всё равно расскажем правдуЪ. Опираясь на документы, ага.
С
другой стороны - тоже очень удобно:
"Подход к формированию экспозиции определялся не нашими личными оценочными суждениями, а документами и свидетельствами современников."
Звучит авторитетно. А на деле это означает надёрганные непонятно где "цитаты".
Во-первых, цитируют тех, кого удобно: белоэмигранты, монархи, заграничные "партнёры". У советских деятелей выискивают такое, что только диву даёшься. Ну, и, конечно же, кто в двух словах расскажет о Сталине лучше, чем Троцкий после их борьбы или Хрущёв после смерти Сталина? Странно, что Гитлера или Геббельса не процитировали. Хотя, нет, процитировали - косвенно - через диссидентов.
Во-вторых, все цитаты даны без контекста - и даже без указания откуда взята цитата, а то не дай бог кто-нибудь напряжётся и найдёт. Да что там "откуда" - нет даже даты, даже года высказывания.
Ну, и в-третьих, некоторые "цитаты" - откровенные
фальшивки.
Зато распечатаны крупно - и занимают половину всех стен.
Отдельный стенд посвятили цитатам Ленина - поэтому и скажу о нём отдельно.
Пуская слюни от восхищения собственным остроумием, авторы сопроводили все цитаты, в которых встречается мысль "мы тоже будем проводить террор", картинами с изображением улыбающегося Ленина в окружении крестьян или детей. Вот это я понимаю, уважительное изучение опыта предков.
Кстати, про уважение. Обратили внимание на сидения в зале №7?
Но есть и более крупные тексты с кратким описанием явлений, событий, организаций. Таковые или насквозь лживы, или с вкраплениями лжи.
Можно было бы каждый из них разобрать, если бы речь действительно шла о попытке осмысления истории, желании разобраться в произошедшем. Но этого нет. Абсолютно.
Вся выставка выстроена и наполнена таким образом, чтобы создать вполне определённое эмоциональное впечатление.
Впечатление страшного зла, которое принесли большевики стране и, особенно, Церкви.
Тут и порядок тем в залах, и освещение залов (от 1917-го до 1930-х тьма сгущается, заканчивая почти тёмным залом с горящими свечками у портретов репрессированных священников), и содержание выпрыгивающих на тебя цитат.
И это мы ещё кинофильмы не смотрели...
Темы коллективизации, индустриализации и других достижений совестского времени присутствуют. В виде цифр. Но рядом - эмиграция - лучшие люди страны. Рядом - лагеря с "
миллионами репрессированных (по данным историков)". Четверым репрессированным посвящены отдельные стенды: на одной доске с Королёвым и Туполевым стоит Солженицын.
Самое главное, что нужно знать о советских республиках - это их национальные костюмы.
А наглядно представленные достижения советской науки и промышленности - это один автомобиль, один самолёт, один танк и один автомат. Которые предлагается собрать из частей. Ну, как "собрать"? - как двухлетним детям: перетащить отдельный пропеллер на контур пропеллера собранного самолёта.
Видимо, это та самая интерактивность для детей, о которой говорилось в рекламе.
Видел ещё одну: введи дату рождения - и "узнай своё коммунистическое имя". Дети всех возрастов (вплоть до бородатых) тыкают с удовольствием. Это успех...
Ах, да. Неявное приравнивание фашизма и коммунизма начинается с первого же стенда. И на этом же, первом, стенде оказывается, что коммунизм-то был ещё и похуже.
Сложное выстраивание взаимоотношений новой большевистской власти с Церковью не показано. Выбраны только конфликтные эпизоды.
Зато участие Церкви в Великой Отечественной Войне - один стенд в конце с портретами.
И вот тут-то и проступает отчётливый запах того, что условно можно маркировать РПЦЗ.
Потому что общая неявно заявляемая позиция - это не поиски примирения, не попытка разобраться и даже не обида. Это стравливание. Авторы бередят старые раны, разжигают пламя старых конфликтов - без всякого (на самом деле) уважения к обеим сторонам.
И это не имеет никакого отношения к речи Патриарха на открытии выставки. Выставки, подготовленной Патриаршим советом по культуре.
Что закономерно вызывает нехорошие вопросы.