https://vamoisej.livejournal.com/2019/09/19/ вт, 17/09/2019 - 06:50 |
GORA Атака на крупнейший НПЗ Королевства Саудовская Аравия наделала много шуму, ещё бы, мировое производство нефти упало на 5%, цена на нефть за день подскочила на 15%. США с поиском виновника атаки заморачиваться не стали, Помпео
указал на Иран.
Иран, естественно, свою причастность отрицал. КСА первоначально заявив, что удар был с территории Ирака,
который тоже открестился от таких обвинений,
говорит о том, что принимает к сведению разведывательную информацию от США. Поясняя, что используемое оружие действительно было
иранского производства, однако место запуска ещё уточняется, а также просит помощи ООН. Затем Трамп откатил ситуацию на шаг назад,
заявив, что ещё необходимо определить виновника. В СМИ звучало множество версий произошедшего: что это сами саудиты взорвали НПЗ, что это Израиль, что это США атаковали НПЗ саудитов. В этом нагромождении версий и голосов, пришла в голову мысль, что в данном случае есть один источник, к которому действительно стоит прислушаться, т.к. находясь среди арабских государств, он, сейчас, имеет более-менее непредвзятый взгляд на КСА и Иран - Катарская Аль джазира.
"Операция соответствует иранской модели tit-for-tat в сопротивлении США", - сказал Эрвин ван Вин, старший научный сотрудник отдела исследований конфликтов Clingendael в Нидерландах,
сообщает Al Jazeera. "Мы наблюдали
значительную эскалацию израильских воздушных ударов по Ливану, Ираку и Сирии при попустительстве США ",-сказал он, имея в
виду череду атак в прошлом месяце на поддерживаемые Ираном силы в этих трех странах.
Представитель хуситов Яхья Сари сообщил базирующемуся в Бейруте телеканалу "Аль-Масира", поддерживаемому повстанцами, что атаки на "Арамко" были
осуществлены с помощью 10 беспилотников и "в сотрудничестве с благородными людьми внутри [Саудовского] королевства", предполагая возможное участие шиитских диссидентов, живущих в богатой нефтью восточной провинции КСА.
Вооруженные беспилотники должны были бы пролететь более 1000 километров (621 миль) от
контролируемой хуситами территории на северо-западе Йемена через Саудовскую Аравию, чтобы достичь своих целей в Абкаике.
Другим возможным маршрутом для воздушных судов может быть траектория, начинающаяся на северо-востоке Йемена вблизи границы с
Оманом и проходящая в северном направлении через районы, расположенные вблизи Объединенных Арабских эмиратов (
ОАЭ ) и Катара.
Но аналитики заявили, что любой сценарий может быть спорным с оперативной точки зрения, учитывая вероятное отсутствие у хуситов доступа к таким передовым системам воздушного нападения, большое географическое расстояние от пункта отправления до пункта назначения и, наконец, наличие средств ПВО, расположенных вдоль предполагаемого маршрута полета.
Это повышает
вероятность осуществления нападений на нефтяные заводы "Арамко", с юга
Ирака, который находится гораздо ближе к объектам Абкайка и Хураиса, где имеются позиции поддерживаемых Ираном Народных сил мобилизации, которые недавно подверглись атаке вероятно Израильских сил. Израиль ни подтвердил, ни опроверг свою причастность к этим нападениям.
В конце июня американские официальные лица пришли к выводу, что ранее 14 мая удар беспилотников по трубопроводу Aramco Восток-Запад вблизи центрального города Аль-Дувади, за который так же хуситы брали на себя ответственность, был
осуществлён из Ирака, а не Йемена, шиитскими ополченцами связанными с Ираном.
По словам людей, знакомых с ситуацией, обломки от субботних нападений указывали на использование другой модели беспилотных летательных аппаратов и взрывчатых веществ, чем те, которые были замечены при предыдущих нападениях хуситов на территорию Саудовской Аравии.
В воскресенье, через день после терактов на инфраструктуру Aramco, "Ближневосточный глаз" процитировал неназванного высокопоставленного сотрудника иракской разведки
, заявившего, что операция была проведена с территории Ирака в ответ на предполагаемые атаки израильских беспилотников на базы ЧВК. Ирак отрицает, что нападение беспилотников было с его территории
Другой сценарий,
предложенный властями США, указывает на то, что иранская Революционная гвардия непосредственно атаковала нефтяные объекты Aramco с помощью крылатых ракет, запущенных с иракской или даже иранской территории.
Такой курс действий обычно не согласуется со стратегией региональной безопасности Тегерана, предусматривающей непрямой и асимметричный ответ условно превосходящим силам противникам при сохранении оптимальной "правдоподобности отрицания".
По некоторым
оценкам , Тегерану удалось продать всего лишь 100 000 баррелей нефти в июле, что составляет примерно одну десятую от объема экспорта, от прогнозов поступления в годовой государственный бюджет.
Тем не менее, недавнее
увольнение Трампом бывшего советника по национальной безопасности США Джона Болтона - после того, как пресловутый иранский ястреб "яро" выступил против сокращения санкций в отношении Тегерана - открыло редкое окно дипломатии и укрепило надежды на двусторонние американо-иранские переговоры на полях предстоящей Генеральной Ассамблеи ООН.
Параллельно с этим центристское правительство Роухани неоднократно подчеркивало, что переговоры с Вашингтоном обусловлены снятием американских санкций, причем сам президент заходил так далеко, что публично заявлял, что встретится "
с кем угодно" для обеспечения национальных интересов Ирана.
Так же правительство французского президента
Эммануэля Макрона предложило
продлить кредитную линию в размере $15 млрд для Ирана, что потребовало бы от администрации Трампа отказаться от нефтяных санкций, что позволит Тегерану получать твердую валюту от продажи своей сырой нефти некоторым клиентам.
Финансовый пакет частично обсуждался с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом во время его
неожиданного визита во французский город Биарриц на полях саммита G7 в конце августа.
Атаки на Aramco могут бросить тень на эти усилия по деэскалации спирали напряженности между Ираном и США. "Дело в том, что иранский Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) на данный момент хочет исключить любую возможность переговоров с Соединенными Штатами", - сказал агентству Al Jazeera на условиях анонимности аналитик разведки, связанный с КСИР в Тегеране.
"Они не хотят, чтобы этот дипломатический процесс достиг чего-либо, поскольку они опасаются, что он может привести к тому, что правительство Роухани возьмет на себя обязательство прекратить региональное участие Ирана, ядерное обогащение и ракетное развитие."
Если бы это был другой источник, я бы пропустил последний абзац мимо ушей, так как эта версия звучала у
"The Washington Post" с
подачи Reuters. Однако к Аль джазире в данном случае стоит прислушаться.
В апреле 2019 года кандидат политических наук Института востоковедения РАН - Графов Д.Б. написал статью "
Усиление Корпуса стражей Исламской революции в политической системе Ирана и возникновение риска политического дисбаланса", в котором описал серьёзные перипетии во внутриполитической жизни Ирана. Вот нарезка интересного:
В мае 2017 г. президент Хасан Рухани был переизбран на второй срок с большим перевесом голосов (57%). Но уже 16 июня в Иране был арестован младший брат президента - Хоссейн Ферейдун. Расследование фактов коррупции чиновников в окружении главы государства началось в 2015 г. Под следствие попали 397 человек. Дело активно обсуждалось в мечетях и стало темой некоторых проповедей. Многим обвиняемым пришлось покинуть госслужбу и вернуть незаконно полученные деньги. Брат президента обвинялся в получении в 2013 г. средств на избирательную кампанию Рухани от известного миллиардера Бабака Занджани, которому инкриминируется хищение из фондов Министерства нефти 2.6 млрд евро. За многочисленные финансовые махинации Занджани был приговорен к смертной казни, которую вскоре отменили, хотя допросы продолжались.
Уже через сутки после ареста брат президента был освобожден, но сам факт ареста можно рассматривать как свидетельство острых противоречий между «умеренным» президентом Рухани и поддерживающими его либеральными политиками, настроенными на сближение с США, с одной стороны, и КСИР - с другой. Именно материалы, предоставленные Корпусом стражей, послужили основанием для ареста Ферейдуна. Смысл этой акции консервативного лагеря состоял в том, чтобы указать Рухани на необходимость пересмотра его либеральной политики.
Чтобы получить возможность для выдвижения кандидата на пост президента от лагеря консерваторов, ими был создан Народный фронт Исламской революции, возглавленный бывшим заместителем командующего КСИР генералом в отставке Мохаммадом Багером Золькадром. Перед президентскими выборами 2017 г. спецслужбой КСИР были арестованы 12 журналистов и руководителей некоторых телеканалов, выступавших в поддержку Рухани и действовавшего правительства. С острой критикой президента выступил пресс-секретарь КСИР Масуд Джазари.
В свою очередь, сторонники Рухани утверждали, что арест Ферейдуна, являвшегося главным советником президента, был обусловлен его активным участием в переговорах по «ядерной сделке» с Западом. После Венских соглашений 2015 г. по ядерной программе Ирана депутаты парламента (даже из центристского лагеря) обвиняли брата президента в «соглашательстве с Западом». Ядерная сделка стала маркером противостояния КСИР и Рухани, так как именно глава государства добивался ее заключения, а руководство Корпуса стражей всегда выступало против любых договоренностей с «врагом Ирана» - США. Лидеры КСИР не верили в ослабление санкций после выполнения Ираном условий Запада. Тем не менее стражи вынуждены были принять ядерную сделку, так как ее санкционировал Верховный лидер. Но к Рухани они сохранили враждебность, полагая, что он покушается на их интересы.
История превращения стражей Исламской революции в менеджеров и построения мощной и разветвленной сети контролируемых ими предприятий связана как с попыткой Ирана избежать давления американских и международных санкций, так и с решением возложенной на КСИР задачи реализации ядерной и ракетных программ, что требует расширения масштабов использования экономического и научного потенциалов. Роль КСИР как «организатора и куратора» наиболее критичных для выживания Ирана программ не укрылась от его «врагов», и США наложили на Корпус дополнительные адресные санкции, коснувшиеся части активов и сделок. На КСИР также возложена задача поддержки - финансовой, экономической, военной - союзников Тегерана: Дамаска, ливанского движения «Хезболла» и шиитского ополчения Ирака.
Корпус стражей Исламской революции озабочен потерей влияния на часть иранского общества, прежде всего на молодежь и представителей деловых кругов, которые с приходом Рухани воодушевилась курсом на перемены, надеждой на повышение уровня жизни, некоторыми гражданскими свободами и перспективами нормализации отношений с Западом. Консервативный лагерь недоволен популистской социальной политикой Рухани, которая отвлекает иранский народ от идеологии «осажденной крепости» - основного инструмента мобилизации и поддержки, в том числе и КСИР. По мнению консерваторов, Рухани апеллирует к ценностям «общества потребления», обещая увеличить покупательную способность населения, создать новые рабочие места, сократить разрыв в материальном положении между богатыми и бедными, т. е. проявляет заботу об интересах граждан, что может привести к ослаблению власти и влияния его противников.
Усиление политических позиций КСИР в период президентства Махмуда Ахмадинежада встретило сопротивление со стороны части клерикальной элиты, например Хасана Рухани, который, до того как стать Президентом, пользовался репутацией консервативного клирика. Против усиления власти КСИР выступал даже внук основателя Исламской Республики Хасан Хомейни, указывавший, что превращение Корпуса в самостоятельную политическую силу может угрожать свободному обмену мнениями, поиску правильных решений и сохранению политического наследия его деда.
Попытки правительства Рухани потеснить консервативную гвардию, чтобы смягчить отношения с Западом и сохранить дверь открытой для европейских компаний, могут побудить КСИР ответить на вызов подавлением внутриполитических противников. Борьба между КСИР и реформаторами уже сейчас является катализатором протестной активности.
Можно резюмировать, что в последние два десятилетия КСИР как политический институт начал выполнять функции специального экономического агента и использовать нерыночную власть для усиления рыночной, которая, в свою очередь, способствует усилению его политического влияния.
Версию о том, что саудиты сами взорвали НПЗ отлетает сразу, т.к. у них на носу выход на IPO "Арамко" и сбивать стоимость это не в их интересах, ради временного роста цены на нефть. Израильтяне, с атакой, слишком сильно рискуют, потерять такого союзника, как КСА, в случае раскрытия заказчика, а вероятность военного ответа со стороны США Ирану, слишком мала. У США та же мотивация не делать этого, вряд ли они уже готовы наплевать на КСА и валить режим Салмана.
При таких раскладах, по моему мнению, версия, что КСИР, с помощью прокси сил, обрубает президенту Рухани возможности для компромиссов с Западом, выглядит вполне правдоподобной.
Комментарий автора:
Тем временем, 48 часов, ранее заявленные саудитами, на полное восстановление работы НЗП истекли. Ждем дальнейшего роста цен на нефть.
Восстановление добычи нефти в Саудовской Аравии - одном из крупнейших экспортеров сырья в мире, сократившейся вдвое после субботней воздушной атаки на объекты нефтеперерабатывающей инфраструктуры, займет несколько недель, сказал РБК трейдер крупной европейской компании, которому сообщили об этом контрагенты.
Саудовская госкомпания Saudi Aramco, планировавшая восстановить примерно треть производства, пострадавшего в результате атаки дронов в ночь на 14 сентября, уже не столь оптимистична, как была изначально, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свой источник. По его словам, восстановление операций может потребовать гораздо большего времени, чем ожидалось. В воскресенье президент и гендиректор Saudi Aramco Амин Хассан ан-Нассер говорил, что компания ведет работы по восстановлению производства, информация об этом будет предоставлена в течение 48 часов, то есть не позднее 17 сентября.
https://www.rbc.ru/business/16/09/2019/5d7f46cd9a7947385198a883