08.06.2018/
https://aftershock.news/?q=node/653008/Сергей Васильев
После того, как во время прямой линии президента РФ прозвучал очередной вопрос с призывом изобрести хоть какой-то домкрат для поднятия вручную ответственности (без) ответственных лиц, жутко захотелось вернуться в прошлое, то есть к ранее опубликованному.
Там, в прошлом, никогда я не читал столько проклятий, никогда меня не вносили в «чёрный список» так часто, как после заметок о необходимости повышения персональной ответственности и личной квалификации, как о необходимом условии выхода из современного системного кризиса.
Для интересующихся подробностями - два последних материала на эту тему:
Прогрессивная ответственность, как объективная неизбежность.
Как прекратить беспокоиться и начать жить?
Сначала думал, что это розыгрыш, когда пошли косяком комментарии, из которых следовало, будто повышение персональной ответственности в семье, предпринимательстве и политике это вообще самое ужасное, что может произойти в государстве.
Личная материальная, административная, уголовная ответственность политиков за собственные предвыборные обещания, оказывается, жуткая крамола, обсуждать которую эти умные уважаемые люди считают занятием недостойным и опасным, ибо «привлекать к ответственности политиков за невыполненные обещания нельзя - у них могут быть уважительные обстоятельства…»
Предпринимателей также нельзя отягощать полной материальной ответственностью за свои действия, ибо им и так нелегко, государство и так давит, банки подпирают, рейдеры так и зыркают, прокуроры покрывают, поэтому ограниченная ответственность - это наше фсё..
Ну а когда дело доходит до таких тем, как персональная ответственность избирателя, расширения персональной ответственности в семье и необходимости постоянного повышения личной профессиональной квалификации обычных граждан - то прохладный ветер интернет-троллинга превращается в 9й вал негодования.
Благодаря общению в рунете я узнал, что повышение личной профессиональной квалификации - занятие вредное и нерукопожатное, ибо ведёт исключительно к более интенсивной эксплуатации труда капиталом. По чрезвычайно оригинальной логике многочисленных сторонников этой точки зрения - быдло эксплуатировать и обманывать невозможно, а вот грамотных высококвалифицированных, востребованных профессионалов - «как два пальца об асфальт»…
На фоне сетований на глобальную и всепоглошающую безответственность на всех этажах политической, хозяйственной и социальной лестницы выпукло проступает и ярко отсвечивает ужас от перспективы нести личную ответственность за собственные действия и необходимости самому бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте. Вот такая диалектика…
Из этого следует только один вывод - «пингвин - птица гордая, не пнёшь, не полетит». То есть ещё не припёрло, сознанием масс не овладела идея, что только сквозная и всеобщая ответственность - личная, конкретная, материальная и взаимная, является реальным инструментом для преодоления нынешнего системного кризиса.
Меня всегда одновременно восхищал и пугал патернализм, который исторически присущ соотечественникам. Восхищал, потому что является основой для патриотизма. Пугал, потому что явлется такой же основой для фатализма - «там, наверху, лучше знают, что делать» и «да что я могу?»
Патернализм отечественного разлива заставляет предположить, что инструмент преодоления кризиса через преодоления дефицита ответственности совсем не обязательно будет российского происхождения. В России присутствует явный потенциал для его создания и внедрения. Но потенциал ещё не гарантирует результат. Материализуется он там и тогда, где и когда все остальные антикризисные меры не приведут к желаемому результату, а ситуация будет складываться так плачевно, что альтернативой введения всеобщей ответственности - личной, конкретной, материальной и взаимной - будет только скоростной поход на кладбище.
Будет новатором Россия или другая страна - ещё совсем не ясно. Ясно только то, что та нация, которая сможет успешно использовать этот инструмент, получит такое цивилизационное преимущество, которое позволит не только решить собственные проблемы выхода из системного кризиса, но и получить решающее цивилизационное преимущество.
Решение проблемы глобального дефицита XXI века - дефицита ответственности - это ответ на вопрос «Что делать?». А вот «Как?» - это другой, не менее интересный вопрос, где готовых рецептов пока не существует. Здорово было бы их смоделировать, обменяться опытом и обсудить, но как это осуществить, если сама мысль о собственной ответственности за происходящее вызывает такой широкий спектр отрицательных эмоций - от глухого неприятия до открытого негодования?
Поэтому очень осторожно задаю вопрос с риском быть очередной раз трижды проклятым и четырежды забаненным - надо ли вообще касаться темы ответственности, или ну её к лешему? Всё равно ТАМ, наверху, лучше знают, что делать, поэтому зададим соответствующий вопрос Путина, пожалуемся ему на казённое равнодушие и боярское самоуправство, а там оно как-нибудь и само рассосётся…