В те далёкие-далёкие времена, когда можно было ходить на выставки, я сходила на огромную выставку немецкого послевоенного искусства, и это было офигенно. Во-первых, не каждый день увидишь в своём городе Бойса и Рихтера. Во-вторых, там просто Очень Много Всего. В-третих, Оно Всё Разное. В смысле, и картины, и графика, и фотографии, и видео-арт, и инсталляции. В общем, довольно overwhelming, в итоге я сходила на эту выставку три раза, и лучшим, как в сказке, был третий - с понимающей собеседницей, с которой всё это можно было обсуждать и видеть дальше своей собственной перспективы.
Записываю себе в дневничок то, что хочу не забыть. Конспект получился гигантский, на 20000 знаков, временами я уже не понимала, зачем я его пишу, но маниакально решила довести до конца. Это не все художники выставки, только те, понравились или запомнились больше всех. Иногда я привожу цитаты из каталога (на беларускай).
«Пути немецкого искусства». Кураторы Матиас Флюге, Матиас Винцен (
каталог).
Записываю по каталогу, в алфавитном порядке.
Bernd und Hilla Becher
Впервые я увидела эти фотографии в музее современного искусства Сан-Франциско; они заполняли собой несколько длинных стен, похожие, но всё-таки разные изображения неожиданно красивых и изящных промышленных строений.
Бернд и Хила Бехер основали Дюссельдорфскую школу фотографии. Бернд начал фотографировать промышленные здания ещё пока учился на отделении живописи. Интересно: пока мы смотрели эти два фото на нашей выставке, мама сказала: смотри, какие арки, как ренессансная живопись, как Италия, и эти едва различимые пейзажи вдалеке - как на «Мона Лизе». А теперь я читаю, что он провёл какое-то время жизни в Италии.
Бехеры последовательно фотографировали промышленные постройки первой эпохи индустриализации и фахверковые дома, которые должны были снестиВ: все с одного фронтального ракурса, что позволяет их категоризировать. Они называют их «анонимной скульптурой», и ведь правда: это больше похоже на загадочную и красивую скульптуру, чем на чисто утилитарное сооружение. Но ведь строили их исключительно для их функции, а не для эстетики! А в итоге смотреть на них приятно просто физически - на эти тонкие колёса, арки и ножки.
Видео с Хилой Бехер.
Sibylle Bergemann
Работала фэшн-фотографом, соосновательница фотоагентства. В начале 80-х получила заказ на создание фотохроники создания и возведения памятника Марксу и Энгельсу в Берлине. Но пока их поставили, всё переменилось, и получилась фотохроника имитации и пустоты. И ещё это, конечно, про то, что художник всегда документирует правду, каким бы ни было задание. Фотографии очень красивые и смешные. Моя любимая - памятники с облаками вместо голов. Пусть бы такими и оставались.
Вся серия
на сайте агентства Ostkreuz.
Вообще я зависла на ней. Дивной красоты фотоистории из
Ганы,
Берлина,
Тимбукту,
Дакара.
Йозефа Бойса было несколько небольших инсталляций, которые я всё-таки плохо понимаю (с перфомансами уже лучше). Зато я уже узнаю его соратников по Fluxus - «о, это похоже на Бойса».
Chargesheimer
Чёрно-белые фото уличных сцен, от которых вздрагивает моё сердечко. Танцы на улице. Двое обнимаются, как будто становятся одним существом. Это кёльнский старый город в 1958, но я так хорошо знаю это, так хорошо.
Carlfriedrich Claus
Очень необычный художник, который работает на стыке философии, языкознания, экспериментальной визуальной поэзии. Писал стихи, которые называл звуковыми исследованиями и звуковыми формами. Считал, что искусство должно расширяться на сферу социльного. Тонкие, загадочные, метафорические офорты, которые хочется долго рассматривать и разгадывать. Названия к ним - цитаты из Парацельса, Маркса, Блоха.
Arno Fischer Чёрно-белые берлинские фото. Только когда пишу это сейчас, вспомнила, что вообще-то была на его отдельной выставке. «Не надо компоновать, мир и есть композиция». У него-то как раз всё было отлично и с композицией, и со светом.
Katharina Fritsch
Приведу цитату из каталога.
Работа “Пантэра і паліца з 8 фігурамі” (1992/1994) пачыналася з фарфоравых фігурак, якія першапачаткова былі прызначаны служыць хатнім дэкорам. Фрыч павялічыла фігуру жывёлы ў шмат разоў і зрабіла восем яе копій. Пантэрам з ашчэранымі зубамі мастачка супрацьпаставіла васьмівугольную белую паліцу з васьмю фігуркамі Мадонны. Яна размясціла пантэр “у вузкім коле”, падобна “танцу сіл вакол магутнай волі”, - як быццам гнеўны, але нямы рык “па целе пругка пройдзе” і губляецца ў пустэчы. (Цытаты паводле: Райнер Марыя Рыльке, “Пантэра. У батанічным садзе” у перакладзе Васіля Сёмухі.) Маленькія Мадонны круцяцца вакол цэнтра паліцы, нібы фігуры на каруселі.
André Gelpke Крупные планы, обрезанные лица, жёсткий свет. Тот случай, когда medium is message, я очень понимаю, какой бывает та жизнь, о которой он говорит своими фотографиями. На сайте можно удобно смотреть его фотопроекты (посмотреть есть на что).
Andreas Gursky Во-первых, это красиво.
Georg Herold
Без названия. Огромное полотно с какими-то семенами, когда нет названия, не за что ухватиться, но я отталкиваюсь от двух точек - от визуальной красоты, как будто это абстрактная картина, и от несовпадения масштабов - это как будто географическая карта, острова, русла рек - а на самом деле всего лишь маленькие зёрнышки.
Katharina Hinsberg
Nulla dies sine linea, ни дня без строчки. Стопка белых листков, напоминающих монолитный куб, по которым проведена чёрная линия тушью чертёжной ручки, как прожилка в мраморе.
Из каталога: Хінсберг пачала свой праект “Nulla dies sine linea” (“Ані дня без лініі”, 2001) з таго, што пад лінейку правяла на самым ніжнім аркушы першую лінію, якая падзяліла аркуш роўна напалову. Нягледзячы на ўсе намаганні механічна паўтарыць тое ж самае, лінія, праведзеная рукой на кожным з 932 наступных аркушах у стосе, ўсё больш і больш адхіляецца ад зыходнай. Гэты працэс ясна паказвае, што лінія можа паўтарацца, але не тоесна сабе, што насупраць спробам аб’ектывацыі яна захоўвае ненаўмысную індывідуальнасць.
Matthias Hoch
Цикл «Вокзалы»(1988). Пустые пространства без людей, но хранящие их присутствие и не имеющие смысла без них. Пошарпанные, бледные; таблички, плитка, вывески.
Rebecca Horn Кажется, самая запоминающаяся работа выставки - по крайней мере, фотографируют её всё. Это перья на металлической конструкции с мотором, которые поднимаются и опускаются, я вижу в этом странное преломление ренессансной идеи о создании летательного аппарата, который подражал бы крылу птицу. И то, на что у птицы уходит доля секунды - недостижимое совершенство, ведь механизм остаётся механизмом. На онлайн-экскурсии Соня рассказала, что художница начала придумывать скульптуры - "расширения для тела" - после того, как год провела в больнице. Эти носимые скульптуры, которые меняют хореографию тела.
Magdalena Jetelová Обман зрения, как будто бассейны, как будто порталы в другие миры, а на самом деле - чёрные прямоугольники, установленные в заброшенном здании, супрематические фигуры как выход в другие пространства.
Кроме того, что было на выставке, у неё дивные лэнд-арт инсталляции, которые работают со светом и тьмой. Смотрите, как красиво.
Jürgen Klauke
Из каталога: Ужо ў сваіх ранніх працах Клаўке звяртаўся да чалавечага цела, пытання суб’ектнасці і тэмы гендарнай ідэнтычнасці. З таго часу ён працуе выключна з фатаграфіямі і сваім уласным целам як мастацкім сродкам. Тым самым ён належыць да важных прадстаўнікоў боды-арта.
Очень крутой художник. На выставке было две его работы. Случайная встреча - серия фотографий с двойной экспозицией, где художник играет две роли, заменяет сам себя. Страшноватая серия про двойничество и истинность, которая заставляет задуматься: а вот я - это я, или кто-то на моём месте?
И не менее страшноватая «Хватая пустоту», где как будто люди обнимаются, но всё вместе - только бездонная чёрная дыра посередине и бессмысленно хватающие пустоту руки и ноги. Даже не надо ничего объяснять.
Herlinde Koelbl Долгосрочные фотопроекты. Портреты немецких политиков.
Wilmar Koenig
На выставке были его портреты людей в интерьере - такие, где сразу понятно всё про всю жизнь человека. А мне понравился его фотопроект
«Дома бога».
Arthur Køpcke
Самоучка, который связался с Флюксусом и так стал профессором в Копенгагене! Биографию приведу по каталогу: Самавук у плане мастацтва, з сярэдзіны 1940-х гадоў Кёпке займаўся галоўным чынам жывапісам, калажам і літаратурай і знаходзіўся ў гэты час пад уплывам дадаізму, сюррэалізму і рускага авангарда. У 1957 годзе ён пераехаў са сваёй жонкай-датчанкай у Капенгаген, дзе яны адкрылі “Галерэю Кёпке”. Там выстаўляліся мастакі з плыняў новага рэалізму і Флюксуса. Дзякуючы працы галерэі і ўласнай мастацкай дзейнасці, Кёпке стаў ключавой фігурай Флюксуса ў Скандынавіі. У 1970-х гадах ён быў запрошаным прафесарам Дацкай каралеўскай акадэміі прыгожых мастацтваў у Капенгагене.
На выставке было несколько его работ (одни из моих любимых на всей выставке), которые называются «Вы принимаете участие, только если продолжается это акционистское произведение, иначе вы просто наблюдатель». На работах - коллажи, где можно (было - сейчас они за стеклом, что добавляет ещё один интересный смысл) что-то надписать или выкурить и подвесить пустую пачку от табака. Всё самое главное про искусство.
Ewald Mataré
Очень красивые ксилографии - кони, которые вызывают в памяти изображения на каких-нибудь уцелевших черепках сгинувших древних цивилизаций. И это как будто вызывает процесс мифотворчества во мне: а что это была за цивилизация? А как с ней были связаны кони? А какие у них были волшебные качества? Ну и конечно, это просто красиво.это просто красиво.
Почитала, что вообще-то он известен своими скульптурами - они, кажется, принадлежат той же исчезнувшей цивилизации.
Из каталога: Матарэ вывучаў жывапіс ў Гарадской школе прыкладнога мастацтва горада Ахена і ў Берлінскай акадэміі мастацтваў, аднак з 1920-х гадоў лічыў сябе перш за ўсё скульптарам. У 1932 годзе ён стаў прафесарам Дзюсельдорфскай акадэміі мастацтваў, але ўсяго праз некалькі месяцаў быў звольнены нацыянал-сацыялістамі. Яго твор “Котка” паказвалі на выставе “Дэгенератыўнае мастацтва” ў Мюнхене. У 1945 годзе Матарэ прапанавалі пасаду дырэктара акадэміі мастацтваў у Дзюсельдорфе, ад якой ён адмовіўся, аднак у 1946 годзе пачаў выкладаць там скульптуру. Сярод яго вучняў былі Ёзэф Бойс і Эрвін Херых. Матарэ ўдзельнічаў у выставах “Дакумента 1” (1955) і “Дакумента II” (1959). Матарэ цікавілі не толькі варыяцыі экспрэсіянізму, але і схільнасць кубізму да раскладання на геаметрычныя формы. Пачаўшы з малюнкаў і гравюр на дрэве, з 1922 года ён інтэнсіўна працаваў над творамі круглай скульптуры. Яго ідэалам былі замкнутыя формы, выразныя контуры і гладкія паверхні. Ён не надаваў значэння мімесісу і адмаўляўся ад дэталяў на карысць замкнутасці форм і контуру. Усё мацнейшая рэдукцыя форм суправаджалася і абядненнем зместу. З канца 1940-х гадоў Матарэ таксама выконваў шматлікія публічныя заказы, самы вядомы з іх - дзверы Кёльнскага сабора, у стварэнні якіх яму дапамагаў Бойс. Жывёлы былі ўлюбёным матывам Матарэ, асабліва карова як сімвал цэльнасці і чыстай натуральнасці ў рамантычным сэнсе. Каляровая ксілаграфія “Конь, які ляжыць” 1950 года прадвяшчае пераход да арнаментальнай элегантнасці позніх прац мастака, а штрыхоўка перакідвае фармальны мосцік да экспрэсіянісцкіх вытокаў яго творчасці.
Nam June Paik
Вот я ничего про него не знала, а оказалось, что чувак - родоначальник видеоарта вообще. А был тоже из Флюксуса! На выставке было две его работы: будда, который смотрит на горящую свечу в пустом телевизоре (пока мы были единственными посетительницами на выставке, свеча не горела, но тут быстренько подбежала смотрительница и зажгла её; аааа, перфоманс! - радовались мы). И неоновый будда в телевизоре (будда бог дьявол чудеса).
Далучыўшыся да Флюксуса, ён сфармуляваў канцэпцыю “музыкі дзеяння” і выступаў з рознымі перформансамі. Гэтак Пайк прыйшоў да эксперыментальнага мастацтва і да выкарыстання тэлебачання. Ён таксама ствараў гукавыя інсталяцыі з тэхнічна мадыфікаванымі прыладамі прайгравання, а пачынаючы з канца 1960-х гадоў - і відэаработы.
С 1960-х, с ума сойти. А всё так современно, как будто вчера сделано. Конспект из википедии:
- инсталляция из двенадцати телевизоров, представленная на выставке Exposition of Music-Electronic Television в 1963. Намджун Пэк использовал магниты для изменения и искажения изображений на экране: большой магнит можно было двигать, создавая абстрактные узоры.
- инкорпорированные телевизоры в серию скульптур, изображавших роботов.
- видеоколлаж, поднимавший вопрос о том, кто контролирует опыт просмотра. Голос за кадром давал зрителям различные инструкции, например, закрыть или открыть глаза, а в конечном итоге - выключить телевизор.
- идея Electronic Superhighway
И так далее.
А ещё у него крутые
рисунки на газетах.
Helga Paris Цикл «Женщины на швейной фабрике». Каждую женщину можно изучать очень долго, видеть всю её историю.
Otto Piene
Из каталога: «пачаў займацца святлом як мастацкім элементам і ствараць першыя перфараваныя светлавыя целы і растравыя выявы. Ён эксперыментаваў з агнём і паветрам, святлом і цемрай. Яго “Светлавыя балеты” і “Дымавыя карціны” адштурхоўваюцца ад прыродных з’яў і ўлучаюць у стварэнне твора мастацтва рух, час і прастору. У яго кінетычнай скульптуры “Светлавы балет: тытульная калона” (1968/1972) істотным элементам таксама выступае жыццёвая сіла сталага руху: кропкі, лініі, плоскасці і прастора бесперапынна пераходзяць адно ў адно, каб у наступны момант узаемна нейтралізавацца».
Click to view
Удивительное что-то про нежность, красоту, изменчивость всего и небесный свет.
Sigmar Polke
Очень разнообразный художник, от рисунков, которые выглядят как черновики в тетрадке, до серии фото, где художник закрашивает горный пейзаж. Вот буквально берёт пасторальную картинку и заливает её краской. И в конце это уже фотография фотографии, и ты выстраиваешь в голове эту перспективу, как бы включая себя-смотрящую в неё, и думаешь - значит, она продолжается дальше, значит, и на меня сейчас кто-то смотрит? И конечно, важный вопрос - что такое искусство и в чём право художника.
Gerhard Richter
Ну, про Рихтера всё как будто понятно. Но меня впечатлили не его знаменитые цветные работы, а огромное чёрно-белое панно, которое издалека смотрится само как мозаика из небольших чёрно-белых абстрактных картин. Читаешь название - а это 180 фотографий одной картины. И тогда понимаешь, что эти абстракции, в которых тебе как будто чудились пейзажи, - это на самом деле экстремальные клоузапы. И для меня это становится про понятие «вещность», о котором мы читали у Хайдеггера на курсе про философию эстетики, о том, что в произведении искусства есть вещность (буквально то, из чего оно сделано) и художественность. Сформированное вещество определяет вещь, а не произведение искусства, а Рихтер заставляет само это вещество быть искусством. Мама ещё сказала: а ещё это про то, как можно сделать 180 фото с ближайшего ракурса, но так и не увидеть картину целиком. И это похоже на то, как мы узнаём человека или явление, и это грустно, но всё равно красиво.
Klaus Rinke Дюсселдорфская школа. Фотография. Работал с собственным телом и очень любил воду: для одной из выставок собственную биографию написал как перечисление своих отношений с водой, видел воду как способ показать время (необратимость течения воды) и гравитацию в действии. На одной из выставок представил контейнер с 9000 литрами воды, с которой можно было взаимодействовать. На другой - превратил Рейн в музейный элемент, набирая его воду из разных мест. Фотографии на выставке явно связаны с этой темой - называются «250 литров воды», это явно какой-то перфоманс, но я не нашла записей о нём. Хотя фотографии впечатляют и сами по себе. И мне нравится, что это называется Wasserproseßskulptur Performance - перфоманс скульптуры водного процесса.
«Серыя фатаграфій “Мутацыя” (1970) прасочвае розныя магчымасці прыкрыць твар рукамі. Кадр нязменна фіксуе плоскасць дзеяння - верхнюю частку цела мастака. Праз усё больш ненатуральныя перакручванні цела ўсё больш адасабляецца ад чалавека і выглядае скульптурай мінімалісцкага кшталту». А мне это ещё показалось похожим на этот приём в поиске новых идей, когда тебе надо написать сто вариантов чего угодно. И после десятка привычных и десятка абсурдных тебе начинают приходить в голову по-настоящему крутые и аутентичные.
Dieter Roth
Увидела маленьку скульптурку зайца, как будто из земли, почитала, что это скульптура зайца, сделанная из помёта зайца. Читатель ждёт уж рифмы Бойс, но нет, это Дитер Рот, конечно, тоже из Флюксуса. Очень крутой! Ещё он делал литературную колбасу (то есть реальную колбасу, но вместе с бумагой, где был написан какой-то текст, и мне кажется, это и прямая реализация метафоры про пищу духовную, и высказывание об обществе потребления с его фаст-фудом) и вообще использовал еду в своих арт-объектах (eat art), наблюдая процессы её разложения и изменения. Моя любимая его работа на этой выставке - маленькая лодочка на вершине зиккурата из металла и творога.
«Вядомасць яму, тым не менш, прынеслі ў першую чаргу работы з прадуктаў харчавання ды іншых арганічных матэрыялаў, напрыклад, шакаладу, сыру ці спецый. Тут Рота ў дадатак да скульптурных магчымасцей рэчываў цікавілі працэсы распускання і распаду. У перыяд з 1961 па 1970 год ён стварыў каля 50 “Літаратурных каўбас”, якія Рот змешваў паводле сапраўднага рэцэпту, толькі ўжываючы замест мяса парваныя старонкі кніг ці часопісаў».
Bernard Schultze
Одни из самых любимых работ на всей выставке, тревожное абстрактное искусство, которому я не могу найти никаких соответствий в вещном мире - какая-то морская медуза, что ли... при этом это настолько притягательно визуально, что я не могла отойти от картины. Другая, нарисованная карандашами, как будто нарочито детская, но только на первый быстрый взгляд - ты понимаешь, что ребёнок никогда не оставит такие большие пустые пространства, не будет выводить линии, как какой-то научный аппарат-регистратор. Так кто тогда это нарисовал? И с какой целью?
Otto Steinert
Гениальное фото «Одноногий пешеход». А кто там идёт.
Thomas Struth Фотограф, Нью-Йорк, Берлин.
Wolfgang Tillmans
Фотограф, документация зарождения рейва в Британии.
boot/foot
Franz Erhard Walther
У творчасці Вальтэра, якую адносяць да працэсуальнага мастацтва, глядач сам з’яўляецца часткай мастацкага твора. Многія яго работы ўяўляюць сабою аб’екты са сшытых кавалкаў баваўнянай тканіны, пенапласту і дрэва, да якіх прыкладаюцца інструкцыі да дзеяння, каб наведнікі сваімі целамі маглі напоўніць аб’екты жыццём: легчы ў іх, надзець іх на сябе ці разгарнуць. Працы, што належаць ifa, парушаюць згаданую схему. “Уваход з двума выхадамі (франтальна і збоку)” 1973 года - гэта скульптура з унутранай прасторай, назва якой чыста апісальная. Уваходзячы і выходзячы з аб’екта, глядач атрымлівае вопыт на двух узроўнях. З аднаго боку, на яго фізічна ўплывае цесната ўнутры, а з іншага - у гэтым адчуванні абмежаванасці ён перажывае метафізічную рэдукцыю сябе да свайго “я”.