машенька и дочитанные книги, часть первая

Apr 14, 2019 11:34

«Спасите котика»
Книга о сценариях «Спасите котика» - советы начинающим сценаристам от суперуспешного, как он утверждает, американского сценариста. Советы простые, чёткие и дельные, но меня раздражал тон автора (на английском бы это, наверно, не так раздражало), какие-то заигрывания с читателем и при этом твёрдое «писать сценарии надо только так, исключений нет». То есть вот реально: что на какой странице сценария должно произойти. И какие-то им самим придуманные типологии со странными названиями («душа во мраке»). Много рассуждений о маркетинге в Голливуде (тоже не особо актуально). Понравилось: схема сценария и советы, которые подойдут всем, кто пишет:

Когда пишешь сценарий, важно уметь сформулировать «Это история о герое, который...». Герои должны создавать самый острый конфликт в ситуации, пройти самый долгий путь психологически, быть близки и понятны аудитории. Должен быть герой, с которым хочется себя отождествить, у которого я могу чему-то научиться, за которым хочется последовать (я верю, что он заслуживает успеха), цели которого мне понятны.

«Спасите котика» - герой должен сделать что-то, что завоюет симпатии аудитории. Сценарист должен продумать знакомство с главным героем и его жизненными обстоятельствами. Поместить скучный разговор в очень неожиданную обстановку, чтобы зритель стал внимательным (папа римский плавает в бассейне, обсуждая детали встречи).

Герой должен действовать: принимать решения, говорить другим, что делать. Не пересказывать сюжет устами героев, а показывать. В сюжете должны быть пики напряжения. Эмоциональная палитра должна двигаться по синусоиде: в каждой сцене происходит изменение эмоционального фона, есть микроконфликт. Герои должны говорить по-разному и иметь свой визуальный ключ.

Practical mindfulness
очень отличная книжка про осознанность. Честно, чётко и ясно написанная, с таким же дизайном, без эзотерического дыма. Очень классно структурирована - по одной идее на разворот, так и напрашивается читать по развороту в день. И классные техники описаны: простые, понятные, хочется сразу же сделать (сразу же сделала). На некоторых я прямо затосковала по глубинной экологии (но если всё получится, сделаем летом школу дикой природы снова). Как всегда, поняла, сколько всего мельтешит внутри - и как много ресурса дают даже пять минут внимательности. А ещё мне очень понравился подход к мыслям во время медитации как к уборке снега. Нет смысла злиться на него за то, что он падает. Просто смахивай его, когда замечаешь. К тому же момент, когда ты замечаешь мысль - это и есть момент осознанности. Замечательная книга, которую мне дали почитать, но я теперь хочу себе такую же.

Джон Стейнбек. О мышах и людях.
Дима подарил, сказал, что хочет, чтобы это стало первой книжкой Стейнбека, которую я прочитаю. Прочитала, плакала прямо в троллейбусе. Всё там, конечно, понятно с первой сцены, когда двое простых рабочих, один вроде раздражённый, второй вроде умственно неполноценный, приходят работать на ферму. Первый раздражается, но любит своего друга и никогда его не бросит. Второй любит всё живое, но не умеет контролировать свою силу и придушивает мышек, которых хочет погладить. А на ферме одного старика вынуждают пристрелить свою немощную собаку. А жена хозяина фермы очень хороша собой и очень глупа. Ну и всё, всё понятно дальше, вот они сидят втроём за столом и мечтают, как купят собственную ферму и будут выращивать кроликов, и ты уже знаешь, что ни черта у них не получится, но господи, давай остановим этот момент, а?

Андрэй Горват. Прэм’ера
Автор бестселлера (без иронии, крутого) пытается жить дальше. Ставить пьесу по своей книге. Вырваться из вновь обретённого деревенского дома и уехать в Париж. Отделить себя, автора и персонажа. Это не так увлекательно, как история обретения деревенского дома, но всё равно хорошо. Там есть очень смешные эпизоды про театр, красивые иллюстрации разноцветными карандашами и тот постмодернизм в литературе, которого у нас не очень много было, так что пусть будет.

Элеанор Каттон. Светила.
Мне ужасно понравилась эта книжка! Хотя - это ведь толстый псевдовикторианский детектив про Новую Зеландию, конечно, он мне понравился! Некий молодой человек прибывает в Новую Зеландию на золотые прииски в надежде разбогатеть и заселяется в гостиницу. А в гостинице происходит странное собрание, невольным участником которого он становится. Выясняется, что в городе происходят загадочные происшествия, включая загадочную смерть старого отшельника, арест одурманенной опиумом проститутки и исчезновение чрезвычайно удачливого молодого человека, разбогатевшего на приисках. Каждый из уже 12 человек как-то к этим событиям причастен. Они по очереди рассказывают свои версии, что-то начинает проясняться. А что-то, наоборот, становится ещё более непонятным. Конечно, в деле замешан слиток золота, незаконнорожденный сын, падшая женщина (в которую влюблён весь города, а она любит только одного, и падшей стала, конечно, когда воспользовались её молодостью и наивностью), внезапная любовь, коварный заговор бесчестного капитана шхуны, семейные тайны, благородный дикарь, предательство, возмездие, китайские зловещие (или нет) продавцы опиума. Персонажей много, в них сначала путаешься. Всё время идёт дождь. Обожаю.
При этом роман ещё и астрологический - каждому герою соответствует знак зодиака или светило. Структура глав соответствует фазам луны. Наверно, это тоже может быть способом прочтения и добавляет дополнительное измерение: о каждом персонаже прописаны ещё какие-то черты характера или способы реагирования на ситуацию, которые (как догадался штирлиц на первой трети книги) соответствуют знакам зодиака и дополнительно объясняют его мотивы, страхи, поступки. Но персонажей много, различать их начинаешь к середине, не до того, чтобы ещё об их знаках думать. Никакой особенной идеи, кроме того, что всё в нашей жизни иногда связано странными путями, которых мы не видим и не понимаем, тут нет. Но если вам нравится Уилки Коллинз, то и это понравится.

Долго думала, почему на книжке пометка 18+ и ждала разнузданного викторианского секса. Но максимум, что там было - это обнажённая женщина в ванне и слово «любовник». Так что видимо это из-за китайского шатра с курильщиками опия.

Терри Пратчетт. Сказание о плоском мире.
Как всегда у пратчетта - сначала хиханьки-хаханьки, а в конце всё вдруг на долю секунды становится таким серьёзным: горе-бард, которого против воли герои потащили на битву с богами, чтобы сложить великую сагу, вырезает себе новую лиру из черепа, и поёт свою сагу, и рассыпает рубины, полученные авансом, по снегу. И это всё, что надо знать про то, что дух живёт где хочет. Хотя кроме этого в книжке есть красивые нарисованные дракончики, благородный герой из городской стражи и счастливый конец для другого художника, которому в качестве наказания боги выбрали нарисовать весь мир.

Макс Фрай. Тяжёлый свет Кутрейна. Синий.
Главное для меня в этой книге, где рассказывается об изнанке мира и возможности переходить с одной стороны на другую - это вот этот вечный вопрос: а что ты будешь делать, если окажешься в неведомом? А будешь ли ты пытаться объяснить всё рационально, забыть, убежать? Мне хочется верить о себе, что нет. Что любопытство будет сильнее. Что я не зря с детства прыгала по лужам, пытаясь провалиться в нарнийский лес-между-мирами, не зря раз за разом залезала в бабушкин шкаф, раздвигая шубы и каждый раз надеясь, что вот-вот пропадёт задняя стенка, за которой будет заснеженный лес. Всё-таки правильная книжка, прочитанная в том возрасте, когда всё, что пишут в книжках, по умолчанию считается правдой - это важная часть внутренней системы веры. Хотя сейчас, кажется, впервые настало то время в моей жизни, когда есть дела достаточно интересные, чтобы оставаться. Такой тяжёлый, такой медленный наш мир: но что поделать, у нас тут тренировки с утяжелителями.

i like books

Previous post Next post
Up