обычно я стараюсь всё-таки попадать в формат рецензии, но в этот раз будет просто читательский дорогой дневничок для себя.
стандартная предыстория - в студенчестве я наткнулась на проект "фрам" и охренела от количества авторов, которые пишут ровно так, как я вижу мир, про всю эту изнанку. проект закончился раньше, чем у меня появились деньги на книги, так что мне досталось буквально пару штук. потом я наткнулась на "пятнашки", но держать в руках книгу всё же приятнее, чем читать рассказ с экрана, так что стала мечтать о продолжении. мечты иногда работают очень хорошо - книжки снова начали появляться, и даже, ровненько по заказу, с рисунками реццы. и вот чайная книга, то есть формально каждый рассказ связан с тем или иным видом или способом чая. а рассказы - рассказы снова про изнанку мира, про то, как тут у нас на самом деле всё устроено. очень наглядное чтение.
всё начинается с рассказов нины хеймец, которую мне читать очень тяжело, практически невозможно. поэтому первые 30 страниц я читала пару недель. а дальше всё за пару дней. любимый шаманский рассказ от кэти тренд - про то, что любой человек, который увлечённо занимается любимым делом, немножко шаман, а также лучшая иллюстрация состояния потока.
мой любимый рассказ во всём сборнике - "белая планета" марии станкевич. из тех рассказов, в которых ты сразу попадаешь в целый мир, который не описан слишком подробно - то есть мир ощущается достоверно, но края его как будто расползаются немного в расфокусе, потому что тебе не объясняют ничего не пальцах, и ты о чём-то догадываешься, и тебе невыносимо интересно. любимая научная фантастика, но с милым моему сердцу феминистским реваншем - исследовательницы тут женщины, главный герой подросток может только мечтать о таком (до сих пор не могу простить стругацким в "мире полудня" снисходительные реплики героев-студентов о том, что не сдавших экзамен отправят на факультет диспетчеров "к девочкам"). но это моя мелочь, а главное - ощущение грандиозной тайны, и страшной белой планеты, разделившей жизнь на две части, и мужества продолжать жить в этом разделённом мире. вообще-то, я бы хотела такой роман, а не рассказ. что там у этой лидии, у этого мальчишки, получилось у них?
страшный рассказ тани замировской (как и все её рассказы), страшный, невыносимый, затягивающий с первых строчек, невомзожно оторваться. чудесный рассказ александра шуйского про то, что заказ художнику всегда делает кто-то невидимей и больше, чем сам художник - и даже если это рисунок на стене, который смоет дождь, гонорар всегда будет, ведь это самый честный заказчик. рассказ костика, который я перечитывала в день, когда он погиб в минске - перечитывала и рыдала навзрыд, потому что он тоже про смерть, и жертву, и спасение, и то, что всё не зря - он заканчивается словами "не помер". обожаемый рассказ лоры белоиван про то, что если тебе старый дед в лесу предлагает пить чай из сосновых почек, надо соглашаться, и снова про шаманство - про то, что каждый человек шаман, лишь бы делать честно и с благодарностью. а там можно и на борьбу с мировым злом замахнуться, лишь бы были друзья, которые присмотрят на это время за собаками и лошадью (господи, как же я жду следующую книгу про овчарово). рассказ макса фрая, который вдруг напомнил такое важное - берег есть. берег есть, и нельзя соглашаться на меньшее, чем чудо, и любовь твоя важна, независимо от взаимности, пока она ничего не требует.
"интересно, с чего я взяла (...), будто этой неведомо чьей любви достаточно, чтобы перевесить отсутствие смысла и даже надежды однажды его обрести? ни с чего. но какая разница, если я всё чаще и чаще чувствую себя так, словно тёмная вода расступается, и я повоорачиваю к берегу, и берег - есть."
вот это самое важное. я не знаю, что меняют мои мысли, чувства, внезапные поступки без практического смысла. но знаю, что что-то меняется, и что берег есть. и это шаманство меня устраивает.