пауль клее
о современном искусстве.
более красивой и точной метафоры мне не встречалось:
Можно я для примера использую сравнение с деревом? Художник изучил этот мир разнообразия и, как можно предположить, незаметно нашел свой путь в нем. Его умение ориентироваться привнесло порядок в мимолетный поток образов и опыта.
Это умение ориентироваться в природе и жизни, эту совокупность ветвления и распространения, я сравню с корнем дерева.
От корня сок течет к художнику, перетекает через него, течет к его глазу. Таким образом, художник становится подобен стволу дерева.
Колотимый и возбуждаемый силой этого потока, он оформляет свое видение в произведение.
Так, с полным представлением о мире, подобно кроне дерева, разворачивается и распространяется во времени и в пространстве его работа.
Никто не стал бы утверждать, что дерево растит свою крону по образу и подобию своего корня. Между верхом и низом не может быть никакого зеркального отражения. Очевидно, что осуществление различных функций в различных элементах должно производить существенные расхождения.
Но именно художнику время от времени отказывают в праве на отклонение от природы, которого требует его искусство. Его даже обвиняют в некомпетентности и преднамеренном искажении.
И все же, занимая место ствола дерева, он делает не что иное, как собирает и передает то, что прибывает к нему из глубин. Он не служит и не правит - он передает.
Его положение скромно. И красота кроны - не его собственная. Он - всего лишь канал.
<...>
Прежде всего, он <художник> не придает такой большой значимости природной форме, как многие критики-реалисты, потому что для него эти конечные формы не являются реальным материалом в процессе естественного создания. Ибо он придает больше значения тем силам, которые формируют мир, нежели самим конечным формам.
Он (может быть, неумышленно) является философом, и если он, как оптимисты, не держит этот мир за лучший из всех возможных, то он не считает его и слишком плохим, чтобы служить своего рода моделью, однако он говорит:
«В своей настоящей форме это не единственный возможный мир».
проект
открытая лекция. познер, улицкая, виктор голышев, лиза глинка, юрий норштейн.
литературный календарь: в какой день в году случилось то или иное событие из романов и рассказов.
потрясающий для меня проект, особенно оттого, что описано оно всё вместе, всё вперемешку, всё рядом; наглядное свидетельство невидимой реальности, созданной или подсмотренной, реалиора. читала, удивлялась, но на одном сердце провалилось: как раз оттого, что написано это было так просто и буднично, как свершившийся факт - каким реальным он всегда для меня и был.
22 июня. бильбо бэггинс вернулся домой.