Пожалуй, смысла нет не только в русской магистратуре, но и в современном русском высшем образовании вообще. Дело не в предметах, которые есть в учебном плане и не в оборудовании аудиторий. Это второстепенные вещи. Дело в отношении министерства к образованию и - самое главное - людей к образованию. Людей, стоящих по обе стороны кафедры. Студенты считают, что в университет пришли не за знаниями, а за корочками. Это правда, таких полно. Вот только парочкой жестоких пересдач даже самого тупого можно заставить или документы забрать, или выучить предмет. Проверено. А вот отношение людей с другой стороны кафедры - это жесть. С одной стороны, руководству надо, чтобы бюджетников и уж тем более платников не отчисляли. Поэтому появляются всякие неофициальные пятые пересдачи, перевод из группы в группу и прочая лабуда. И преподавателей иногда вынуждают ставить оценку. Не всегда силой - иногда уговорами. Но это так. С другой стороны, двойки всей группе поставить весьма сложно - сразу начнутся вопросы. Даже если они все НИЧЕГО не учили и не хотят. Но эти два пункта не так и важны наверное. Важнее всего отношение преподавателей к своему предмету и к своим студентам. Раньше профессор не поставил бы три просто за то, что студент пришел на пересдачу. По крайней мере, судя по рассказам тех, кто учился раньше. Не поставил бы потому, что а) это было можно, и давления бы скорее всего не последовало (да нет, и раньше это было, но не в таком масштабе и не так явно) и б) у него было понятие о какой-то профессиональной чести и гордости. Что-то вроде знака качества наверное. Это как для предприятия контроль за тем, чтобы бракованную продукцию на рынок не выпускать. А сейчас вот это вот понятие исчезло. Преподаватель уже не считает, что он тоже в ответе за то, что будут знать его студенты. Потому что хватает интернет-ресурсов, кто захочет - тот найдет, а перед остальными бисер метать не хочется. В такой точке зрения есть своя логика. Только один вопрос: а вы-то нам зачем? Чтобы мешать учиться тем, кто этого хочет? Видимо, только для этого. Потому что сейчас даже если ты ХОЧЕШЬ учиться, тебе не дадут. Задушат формальностями, забьют рутиной, заставят ездить на все бессмысленные пары и протирать штаны, слушая никому (преподавателю в том числе) не нужные вещи. Потому что таких преподов становится все больше и больше. Потому что есть люди, к которым ты подходишь с вопросом о том, что делать, если у половины группы нужный набор программных инструментов не заработал так, как надо, а в ответ тебе говорят, что вы хреновые специалисты с руками из жопы. До начала той пары у половины группы было желание разбираться. После такого ответа преподавателя половина группы сказала "да в рот я #@$#@ этот предмет" и интересоваться им перестала. Хотя тема и интересная, и полезная. Одной фразой во взрослых людях желание учиться отбили полностью. Я хотела практиковаться в английском на нормальном уровне, т.к. мне это надо в университете есть соответствующий предмет. Нет, кто ж даст, сиди со всей группой и переводи элементарщину, в другую группу перевестись нельзя. Сдать экзамен досрочно нельзя тоже. Я просила трех преподов доступно рассказать о темах, которые мне нужны для исследования и вписываются в их предмет. Нееееет, мы про максимальный поток рассказывать в 4й раз будем, который пока что особо никому не пригодился, но оскомину уже набил. Да, университет должен давать только вектор для развития, а дальше люди должны двигаться сам. Но сейчас вектор или нулевой (в лучшем случае) или направлен в какую-то другую сторону и дает направление вовсе не для саморазвития, а для саморазрушения.
Оглядываясь назад, я могу сказать, что университет дал мне многое. Но в основном это многое давали преподаватели старой закалки, которые много вкладывали и МНОГО спрашивали. Сдать экзамен которым казалось нереально. Остальные предметы я либо не знаю, либо знаю только потому, что они мне были интересны или нужны для исследований. И все больше и больше предметов, которые я вынуждена изучать сейчас, вызывают у меня отвращение. Не потому, что предметы плохие - при желании из них конфетку можно сделать, а потому, что преподавателям это не надо. К ним надо готовиться, в них надо вкладывать душу, это отнимает очень много сил, причем в основном моральных. Всем влом. В жизни всегда есть место пофигу. (с) Та серия "Ермоловых", в которой я снималась.