С-Пб, Михайловский театр
13.11.2018
«Иоланта»
Дирижер - Петер Феранец
(Фото с сайта театра)
Премьера «Иоланты» в постановке Андрия Жолдака. Шла, как минер на неизведанное минное поле. Чем «взорвет» авангардный режиссер, чем «выведет из зоны комфорта»? Зря боялась:). Всё было чинно-благородно, без скандала и провокаций.
Стареет, похоже, мэтр - стал сентиментален. Нет былой разгульности и прыти. Наоборот, так всё романтично, мило, порой смахивало на старые рождественские открытки - елки, детки, голубки, лошадки, ангелы и архангелы. Основное - это образы, символы, аллюзии, видения.
Программка оперы:
«Иоланта» шла более двух с половиной часов. Конечно, был антракт. Ещё Жолдак добавил длительные куски тишины. Самый длинный вначале - минут так на десять. Вдобавок оперу «украсили» балетной музыкой Чайковского - по-моему, фрагментом из «Щелкунчика».
Кроме Жолдака, над спектаклем основательно поработал Глеб Фильштинский - мультимедийный волшебник, завоевавший наши сердца в «Золушке». На сцене выстроили движущуюся стену виртуальной реальности, как завесу времени, за которой возникали образы из прошлого. Декорации менялись в мгновение ока за счет видео-проекций. Порой было не различимо, где живой человек, а где его фантом.
Количество персонажей в опере резко возросло. Одних Иолант не сосчитать:) - маленькая, постарше, её двойник, взрослая, двойник взрослой. Был и сам Чайковский, который вдохновенно, скрипя пером, сочинял музыку.
С образами маленьких девочек всё понятно - режиссер «копает» глубоко в детство, ища там причины психологической слепоты Иоланты. А в арии Рене воспоминания уносят его во времена беременности молодой жены. Семейные ссоры, грубое отношение к супруге - возможно, уже здесь ростки болезни.
Роберт и Водемон выступили в роли оперных солистов. На фоне зеркального отражения Михайловского театра нам представили вокальный «батл» - «Матильда» против «О, приди, светлый ангел».
Действие оперы перенесено в современность, но точные года, как и место действия не определимы.
Режиссер «закольцевал» оперу, начав со сцены сбежавшей со свадьбы Иоланты, и этим же закончил. Счастья, увы, не случилось, даже полученный дар видеть не залечил душевные раны.
Смущавший меня возрастной ценз 18+, видимо, поставлен, потому что подросткам будет трудно разобраться в мудреных символах спектакля. Тут и взрослому «too much»…
О солистах:
Все мужские партии были супер-хороши.
Особенно отмечу лирического тенора Сергея Кузьмина (Водемон) - златокудрого красавца в белых одеждах, похожего на бога любви - недаром за его спиной был колчан со стрелами. Полетный, красивый голос - просто елей для зрительского слуха.
Поддержал Водемона его коллега по Новосибирскому театру - Сергей Зеленков (Роберт). Мощно, напористо, сильно!
А вот с Иолантой (Мария Литке) - беда-беда. Мне уже в июле, на прощальной старой версии спектакля, она не приглянулась. А на премьере было, к сожалению, ещё хуже. Певица ни внешне, ни вокально не попала в образ. И с дикцией большие проблемы - не одного слова непонятно…. Театру срочно нужно выводить на табло русские субтитры.
Скоро снова не пойду! Пусть всё устаканится и появится другая исполнительница Иоланты…
P.S. Впрочем, небольшой скандальчик всё же случился. Уже на поклонах. При выходе на сцену Жолдака какой-то странный мужчина на верхнем ярусе стал орать - «Позор-позор! Издевательство над русской оперой!». Наивный! Он ещё настоящего позора не видел. Вполне нормальная постановка - без искажения сюжета и характеров героев, без грубого натурализма и похабщины. Да, в спектакле много психологизма - ну, и иди домой - думай, анализируй, осмысливай, а не кричи всякую ерунду. Первый раз попала на такое зрительское выражение эмоций. Мне казалось, что в Питере так не принято….
Фото спектакля с сайта театра:
Фото с поклонов:
Репортаж о премьере:
Click to view