С-Пб, Мариинский театр,
историческая сцена.
03.02.2018
«Баядерка», балет Минкуса
Дирижер - Гавриэль Гейне
(фото с сайта театра)
Продолжаю праздновать юбилей «нашего всего» в балете - третий спектакль абонемента «Петипа». День начался тревожно. Не работал сайт театра, в новостях сообщили о «блэкауте» в части районов, в т.ч. и в Адмиралтейском. Воображение рисовало мрачную картину - обесточенный театр в полном мраке и темноте. А у меня вечером «Баядерка» с Терешкиной и Кимином. Но к середине дня всё улеглось - городские энергетики что-то попереключали, сайт заработал, дневные спектакли пошли своим чередом.
И «Баядерка» случилась уникальная.
Программка балета:
Сам балет - премилая псевдоиндийская сказка. Такой балетный «Болливуд» 19-го века - манящий и загадочный Восток в фантазиях европейского человека. Роскошные храмы и дворцы, пальмы, попугаи на копьях храбрых воинов, огромный индийский слон из папье-маше, охотничий трофей - плюшевый бенгальский тигр, факир с привязанной к флейте змеёй. И можно было бы с легкой усмешкой и «холодным носом» наблюдать эту «ориентальщину», если бы не невероятный по накалу эмоций танец Виктории Терешкной (Никия). Она подняла эту наивную сказку до уровня высокой трагедии, рассказав истинно человеческую историю. Говорящее тело, змеиная пластика, точность и оправданность каждого движения, каждого взгляда. Никия у Терешкиной не покорная храмовая танцовщица, а гордая «девушка с характером». Кульминацией для меня был танец с корзинкой, особенно его быстрая часть, - с каким лихим отчаянием танцевала балерина, словно предчувствуя свою смерть. К сожалению, к белому акту Виктория немного перегорела (мне так показалось), но Солор в исполнении Кимина Кима подхватил «балетное знамя», проявив чудеса мужского танца - летал, парил, презрев земное тяготение. Чуть в диагонали не вылетел со сцены, приземлившись в правой кулисе. Да, именно о таком Солоре я мечтала!
Но в этот вечер Викторию окружали и другие достойные мужчины.
Отдельная моя хвалебная ода Рабу - Роману Белякову. В каких красивых и сильных руках оказалась Виктория, какие дух захватывающие поддержки наблюдали мы с замиранием сердца. Но не было и тени страха за балерину - атлетически сложенный Роман излучал уверенность и надежность. Романа обожаю с премьеры «Времен года», хотелось бы видеть чаще в балетах…
Прелестный золотой божок Ярослав Байбордин - прыгучий, с мягкой пластикой. А вокруг божка отплясывали такие озорные маленькие арапчата - ученики Вагановского.
Интересную интригу в спектакль внес Сослан Кулаев в роли Великого брамина. Обычно в таких ролях выступает наш ветеран Владимир Пономарев - возрастной артист с просто демоническим взглядом и грозными жестами. А фактурный «мачо» Сослан выглядел вполне привлекательно - было чем соблазнять баядерку:).
Из вереницы характерных танцев особо врезался в память индусский танец с барабаном - там была такая сногсшибательная женщина-огонь Анастасия Петушкова - сгусток энергии и страсти. Жалко, что в балете не бывает «бисов»:).
Самая красивая сцена балета «Тени» заставила ещё раз восхититься мариинским кордебалетом. В жизни можно бесконечно смотреть не только на горящий огонь и бегущую воду, но и бесконечно можно любоваться мерным шествием теней из царства мертвых. Что там курил Солор перед посетившими его видениями, я не знаю, но мы, зрители, и без кальяна оказались в дивном плену 32-х танцовщиц, нисходивших с Гималайских гор. Поразительная синхронность, слаженность медленных тягучих движений, завораживающая музыка Минкуса. Казалось, что танцовщицы даже и дышат в унисон. Браво, браво, браво кордебалету!!!
P.S. На спектакле в правой ложе у сцены сидели родители Виктории Терешкиной. Не представляю, что творилось в их душах. Такой успех, такой прием зрителей!!!
Фото с поклонов: