"Бенвенуто Челлини". Второе пришествие...

Oct 30, 2017 21:31

С-Пб, Мариинский театр. Концертный зал
27.10.2017
«Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза
Премьера
Дирижер - Кристиан Кнапп



В Мариинке призвали Василия Бархатова для возобновления постановки «Бенвенуто Челлини». Предыдущие показы оперы десятилетней давности, к сожалению, не видела. Шла с большими ожиданиями, но не срослось...
Часто в отношении слишком классических постановок вспоминают «нафталин», а у Бархатова получилась осетрина опера «второй свежести». Всё было слишком вторично. Возможно, десять лет назад это и смотрелось авангардно, смело и актуально. Но беда режиссерских постановок на злобу дня в их мимолетности. Жизнь бежит вперед быстрее и сегодня зрителю неинтересны бархатовские аллюзии - Челлини в красных штанах с золотой цепью на шее из 90-х, гламурная тусовочка 00-х с всевозможными «мисками» с лентами наперевес, бандиты, замурованные в тазики с цементом, наркоманы, кролики Роджеры, и другая прочая ерунда. И даже участие в разговорной роли Сергея Шнурова не внесло «перчинку» в действие - это когда-то он был главный музыкальный хулиган, а теперь он богатенький респектабельный «буржуй» и «главный котик страны». Акценты сместились…
Я откровенно скучала. Действие оперы втиснули в узкое пространство ювелирного салона, ограниченное стеклянными стойками, которые персонажи периодически протирали от нечего делать. Челлини, Бальдуччи, Фьерамоска, - судя по брендам на витринах, совместные владельцы магазина. Сцена в таверне развернулась на маленьком диванчике в салоне, римский карнавал превратился в пошленький светский прием, и даже отливку статуи произвели там же - в непонятном дурацком ящике. Челлини из авантюрного и талантливого скульптора превратился в примитивного братка-барыгу. Смысловой рассинхрон титров и происходящего на сцене приводил мозг в ступор, - в какой-то момент перестала читать, чтобы не отвлекаться на разгадывание режиссерских ребусов. Хор загнали в дальние углы оркестровой ямы, что порой тоже создавало диссонанс между многоголосным звучанием и немногочисленным составом игроков на сцене. Асканио - юноша-ученик Челлини (брючная роль меццо) был представлен в виде странной девицы - «синего чулка», что внесло некую пикантную, но нереализованную, двусмысленность в любовные отношения героя с Терезой.
Фантастически красивая, мелодичная, романтико-героическая музыка Гектора Берлиоза вступала в конфликт с лишенной логики движухой и бардаком на сцене. Мощный, возвышенный финал оперы, отливка статуи Персея, у Бархатова был низведен до примитивного сбора «металлолома». В какой-то момент даже остановилась музыка и Шнур пошел по рядам с протянутой рукой. Хохот публики, вспышки и щелканье смартфонов нарушили целостное восприятие. Потом забрали часть инструментов у оркестрантов, но и это не помогло - в топку отправился сам Челлини, выйдя в конце в виде золотого Персея.
Персонаж Шнура (Челлини в возрасте) - совершенно лишний и притянутый за уши ради ажиотажа вокруг скандального флера вокруг этой персоны. Произносимые тексты никчемны - тексты добавили, а музыку и арии обкромсали. К чести Шнура он сдержался и не выдал ни одного «матерного» слова - может же, когда хочет:). Если мысленно заменить Шнура просто другим артистом, то смысл пребывания на сцене этого персонажа испарится и вовсе.
В сухом остатке - абсурдный спектакль, как плохо отрежиссированный фильм с перепутанными чужими субтитрами и саундтреком от Берлиоза.
Программка оперы:


Но разочарование бархатовской интерпретацией полностью искупило вокальное исполнение.
Обожаемый Сергей Семишкур (Челлини) сотворил на сцене теноровый подвиг. Истинное наслаждение - полетный, мощный, уверенный голос.
Анастасия Калагина (Тереза) тоже была хороша - доказала, что она не только хрустальный колоратурный колокольчик, а и сильное красивое сопрано.
Приятно удивил Виктор Коротич (Фьерамоска) - хорошо звучал, а уж сыграл весьма колоритно.
Порадовали и Олег Сычев (Бальдуччи), и Екатерина Крапивина (Асканио), и, конечно, наш басовый мэтр с бархатным тембром Геннадий Беззубенков (Папа Климент VII).
Дирижера в этот вечер заменили - вместо Валерия Гергиева управлял оркестром Кристиан Кнапп.

P.S. Возможно, на моё негативное восприятие постановки повлиял просмотр видео грандиозной зальцбургской постановки 2007г от немецкого режиссера и художника Филиппа Штёльцля. Дирижировал Гергиев. Фантастический спектакль - мачо с татуировками Челлини, девочка-робот Асканио, феерический римский папа в исполнении Михаила Петренко. Бархатов просто не выдержал сравнения…
Фото с поклонов:





















Кнапп Кристиан, Калагина Анастасия, Берлиоз, Коротич Виктор, Концертный зал, Семишкур Сергей, "Бенвенуто Челлини", Опера, Бархатов Василий, Сычев Олег, Мариинский театр

Previous post Next post
Up