С-Пб. Михайловский театр.
14.09.2017
«Золушка» балет Прокофьева
Премьера.
Дирижер - Павел Сорокин
Реальное путешествие в нереальную сказку.
Вчера был тот редкий случай, когда выходя из театра, испытываешь детский восторг и непреодолимое желание вернуться снова. Мне показалось, что счастливы были все - и завсегдатаи, и новички, и стар, и млад!
Для меня образ Золушки в детстве неразрывно был связан с двумя замечательными творениями советского времени - фильмом-сказкой «Золушка» с очаровательной Яниной Жеймо и фильмом-балетом «Хрустальный башмачок» с примой БТ Раисой Стручковой. И хотя в обоих фильмах Золушкам было хорошо за 30, но мне тогда они казались самыми прелестными созданиями. Фильму-сказке повезло - в 2009 году его реставрировали и на редкость удачно раскрасили. А вот фильм-балет, снятый в 1960 г. на основе легендарного спектакля Большого театра 1945 года режиссером А.Роу и балетмейстером Р.Захаровым, так и остался в отвратительном качестве и сильно заметным расхождением звука и картинки. И кто бы мог предположить, что Михайловский театр в 2017 году восстановит этот шедевр на сцене - в хореографии Ростислава Захарова и в сценографии и костюмах художника Петра Вильямса.
Но то, что зрители увидели на премьере, неверно было бы назвать просто восстановлением - это гениальное воплощение замыслов мастеров XX века с помощью продвинутых технологий XXI. Художник Вячеслав Окунев и автор мультимедиа и света Глеб Фильштинский сотворили чудо чудное - на несколько полупрозрачных экранов на сцене проецировались видео-картинки, которые менялись в мгновение ока, перенося нас с одной страницы сказки на другую. Нереальный эффект огромного пространства сцены с далекой перспективой - ощущение простора и воздуха. Каждая динамичная смена декораций рождала невольные зрительские «вздохи и ахи» и благодарные аплодисменты. Словами не опишешь - надо видеть!
Михаил Мессерер очень скурпулезно следовал хореографии Захарова, внеся по сравнению с фильмом-балетом незначительные коррективы. Нескончаемое море танцев!!! Вариации фей времен года, в фееричной сцене на балу - непрерывный поток вальсов и мазурок, в мировом турне принца - галопы, испанские танцы, танец женщины-змеи.
Программка спектакля:
Об исполнителях:
Танцевала супружеская пара Виктор Лебедев (Принц) и Анастасия Соболева (Золушка).
Лебедева уважаю и обожаю давно - прирожденный Принц. Но вчера это было нечто запредельное. Такие высочайшие прыжки, такие сверхсложные поддержки - на одной вытянутой руке с проходом вперед. ИМХО, Виктор добавил в образ романтичного Принца немного геройства супермена и мачизма Трубадура из «Бременских музыкантов». Принц получился далеко не нежным королевским сынком, а решительным и дерзким юношей. А молниеносный прыжок с бархатной банкетки в окно заставил поволноваться многих - от стремительного движения у банкетки подломилась ножка, но Виктор, буквально летя по сцене, похоже, даже не заметил этого.
Анастасию Соболеву в театре увидела впервые. Знала ранее только по участию в «Большом балете» на ТВ, где очень болела за нашу михайловскую пару. Соболева (Золушка) - эфемерное, почти неземное создание, такая Золушка-Сильфида. Эта Золушка явно дворянских кровей и вовсе не похожа на простолюдинку - дочь лесника. Легкая, воздушная, грациозная. И даже некоторая угловатость рук добавляет особый премилый шарм балерине.
Очень рассмешила Мачеха (Ксения Русина) - ярко, комично, с иронией.
Бесподобно станцевали свои партии Кузнечик (Никита Назаров), Шут (Роман Волков) и Танцмейстер (Андрей Янюх). Заворожила женщина-змея - Светлана Бедненко.
Считаю премьеру «Золушки» огромным успехом театра. Брави всем, всем, всем!
Весной, возможно, повторю - очень хотелось бы увидеть состав Воронцова - Сарафанов…
P.S. Так вышло, что за последнее время это моя третья «Золушка». В конце 2016 г. в БЗФ было концертное исполнение «Musicaeterna» под управлением ТК, потом в феврале 2017 под его же фонограмму пермская «Золушка» в постановке Мирошниченко на сцене Александринки. «Золушка» по полностью переписанному либретто с политическим подтекстом - мало танцев, много пантомимы и жестов. Всё в кучу - КГБ, Хрущев с башмаком, танцующая Фурцева, турецкие банщики и много другой ерунды. Герой балета - молодой талантливый хореограф вступает в борьбу с пережитком эпохи - старым мастером (читай Ростиславом Захаровым). Но то, что в балете сотворило это юное дарование, трудно было назвать современной хореографией.
И если уж переосмысливать по-современному этот балет, то делать это талантливо и оригинально - как поставил Алексей Ратманский в Мариинском. Гротеск, ирония, определенная доля провокативности. Уже 15 лет благополучно живет на сцене. Правда, ИМХО, я бы сменила «6+» на «12+» - для родителей, покупающих билеты только по названию:)).
Фото спектакля с сайта театра:
Фото с поклонов - мои:
В фойе можно было "примерить" платье Золушки и полюбоваться на хрустальные башмачки:
Репортаж НТВ с предпремьерного показа:
Click to view
Фильм-балет "Хрустальный башмачок":
Click to view