Кинотеатр "Ленфильм".
30.08.2016.
Видео-показ оперы "Травиата" Пермского театра оперы и балета
Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Теодор Курентзис
Режиссер-сценограф - Роберт Уилсон.
Начитавшись рецензий, в которых дружный хор театральных критиков пел оды прошедшей летом 2016 пермской премьере, провозглашая её «бесспорным триумфом отечественного музыкального театра», решила, что надо смотреть и слушать. Отправиться в Пермь мне, увы, сложно, поэтому пошла в кинотеатр «Ленфильма». В памяти всплывали приятные картинки показа «Сна в летнюю ночь» от «фоменок», весь спектакль было полное ощущение присутствия в зрительном зале - отличное качество звука и четкая картинка.
Показ «Травиаты» начался внезапно, «без объявления войны», т.е. без всякого вступительного слова. Народ был застигнут врасплох. Под тихие звуки увертюры передо мной проплывали почти «уилсоновские» тени весьма корпулентных женщин, ищущих своё место под солнцем. Постоянно слышалось непонятное шипение. «Они ещё и злятся», - посетовала я. Картинка на экране была не полноформатная, видео было снято в оооо-очень среднем качестве. Причем, ИМХО съемка велась от силы двумя камерами - общий вид и крупные планы слева. В параллель съемке в зале, похоже, работал штатный фотограф - вспышка мелькала постоянно. А уж со звуком случилась полная беда - резкий, неприятный, бьющий по ушам и по нервам. Притиралась к этой «малобюджетной» видео-версии оперы минут десять.
Полностью примирившись с техническим качеством, не смогла избавиться от отвлекающих посторонних звуков, вторгающихся в музыкальное пространство. Предположила, что в оркестр привели «маленького слоненка», который топал ножками, шипел в хоботок, шелестел ушами страниц :)). Ну, если без шуток, то маэстро, возможно, и гений, но звуки, не прописанные Верди в партитуре, меня сбивают. «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»…
О постановке. Режиссер Уилсон остался верен себе - игра света и тени, графичность картинки, плоскостные фигуры на фоне монохромного экрана, выбеленные лица-маски с нарисованными бровями, характерная пластика движения и жестов. Особое внимание рукам - ручки должны у всех быть обязательно буквой «зю», т.е. сильно напряженные с отставленными ладошками :)). Оригинальная сценография, фирменная «уилсоновская» фишка «выстрелила» и в «Травиате». Получилось достойно - без интерпретационных искажений сюжета, без малейших намеков на пошлость, без грубого «осовременивания». Всё тонко, изящно, хрупко, стильно и «стерильно». Убрано всё бытовое, лишнее, наносное - зрителю открыт прямой канал с музыкой. Не отвлекайся, внимай, слушай, наслаждайся…
Теперь о кастинге.
Умилил Альфред Жермон (испанский тенор Айрам Эрнандес). Этот "мужчина в полном расцвете сил" в «уилсоновской» эстетике движений был комичен и временами смахивал на мультяшного Карлсона - оттопыренные ручки и мило откляченая ножка :)). Пел неплохо, но к финалу немного «сдулся».
Папаша Жермон (греческий баритон Димитрис Тилиакос) мне показался баритоном со слегка «теноровым тембром», местами поддавал «цыганский надрыв». Двигался на своей волне - наверное, не хватило репетиций с Уилсоном.
Но все недостатки видео-показа, огрехи мужского вокала и прочие шероховатости с лихвой искупила одна маленькая героическая женщина - НАДЕЖДА ПАВЛОВА, исполнительница Виолетты. Она жила, двигалась, существовала на сцене точно по Уилсону, не предав его ни единым взмахом ресниц. Её невероятные руки в белоснежных перчатках «пропевали» каждую музыкальную фразу, сопровождая божественной красоты голос. Какая точная вокальная интонация, какая правдивая простота! В финальной сцене «павловская» Виолетта окончательно свела с ума - широко распахнутые глаза и открытый в беззвучном «мунковском» крике рот. Прощание с жизнью и любовью прошло без лишних сентиментов и «крокодиловых слез» - только невероятный голос, застывший взгляд и напряженные, сведенные судорогой пальцы. Не представляю, как может певица после такого потрясения возвращаться в нормальную бытовую жизнь - есть, спать, смеяться… Настоящий вокальный и актерский подвиг!
Двумя руками и всей душой голосую за выдвижение Надежды Павловой в номинацию «За лучшую женскую роль» в Золотой маске.
P.S. Перед показом в фойе «Ленфильма» спонсор показа Inter-Zet организовал занимательную рекламную акцию. Предлагали сфотографироваться на фоне зеленого экрана, а потом в видео-редакторе подменяли фон на постер «Травиаты». Фото дарили на память. (на фото - не я :)).
Вот в этот постер внедряли всех желающих...