"Дон Карлос" в Мариинском 9 Мая.

May 17, 2016 22:33

С-Пб, Мариинский, новая сцена
"Дон Карлос" Верди
09.05.2016
постановщик -Джорджо Барберио Корсетти
дирижер - Кристиан Кнапп



(фото с сайта театра)
В праздничный победный день 9 Мая Мариинский театр решил рассказать зрителям совсем о других сражениях - военные конфликты позднего средневековья между Испанией и Францией, династический брак между испанским королем Филиппом II и французской принцессой Елизаветой Валуа, преступная любовь мачехи и пасынка, ревность стареющего монарха, жестокость инквизиции, дружба и предательство ... И всё это в самой длинной и самой мрачной опере Верди "Дон Карлос".
Прошлые впечатления об этой мариинской версии "Дона Карлоса" были у меня, мягко говоря, далеко не самые радужные. Была на премьере в 2012 году на исторической сцене. Раздражал минимализм декораций - стена с дырками окон, периодически перемещающаяся в пространстве, которая почему-то напоминала мне стенд для тренировки пожарных. Лазерные проекции поражали своей примитивностью. Но более всего неприятных моментов оставили вокалисты. Единственным лучом света в этом совершенно анти-певческом царстве был Евгений Никитин (Филиппом II). Да ещё в памяти остались роскошные исторические костюмы.

На 9 мая 2016 театр анонсировал перенос постановки с исторической сцены на новую. Были обещаны два приятных дебюта - Ирина Чурилова (Елизавета) и Юлия Маточкина (Эболи). И случилось чудо - реорганизованный для новой сцены "Дон Карлос" получился интересным. В современные интерьеры зала вписались и стена с отверстиями, и видеоряд, и даже статичная сценография. Смена актов была почти незаметной, благодаря современной машинерии новой сцены. И основное - состав оказался просто замечательным!
Программка спектакля:





Немного об исполнителях:
Дебютантки - умницы и красавицы - Чирилова и Маточкина были яркими звездами среди прекрасных мужчин солистов.
Юлия Маточкина (Эболи) стремительно и успешно наращивает свой репертуар, полностью оправдывая свою золотую победу в конкурсе Чайковского. Шикарная получилась Эболи - коварная, страстная. А исполнение арии «O don fatale» пролило живительный бальзам на моё сердце.
Ирина Чурилова (Елизавета) спела так замечательно, создала такой яркий запоминающийся образ, что я бы на это вечер переименовала оперу в "Елизавету Валуа" :)). Благодаря невероятно красивому сопрано, одинаково прекрасно звучащему и в форте и в пиано, благодаря искренности и трогательности игры, она стала для меня главной героиней в этом спектакле.
Мужской состав солистов был достойным обрамлением этих роскошных женщин.
The best был Владислав Сулимский (Родриго) - чудесный вердиевский баритон с волшебным кантиленным звучанием. Смерть Родриго - самая сильная сцена оперы. Сколько благородства, сколько преданности другу, сколько боли за судьбу родины. Я теперь хожу в ярых фанатах Сулимского :))
Михаил Векуа (Дон Карлос) пел хорошо. Но если придираться, то мне не хватило интонационных красок в голосе - было немного однообразно. Да мощно, да громко, но маловыразительно.
Мой любимый бас Михаил Петренко (Филипп II) старался создать образ немощного старика. Но куда там - высокий, стройный, в седом парике, с усами он скорей походил на старшего брата дона Карлоса, но никак ни на его отца. И монарх у него получился совсем не жестокий и кровожадный, а, наоборот, - неуверенный и сомневающийся, жаждущий любви юной жены.
Божественно прозвучал Голос с небес (Анастасия Калагина) - певица пела с балкона. Получился реально потрясающий эффект неземного звучания.

Непонятным для меня оставалось периодически возникающее на сцене латинское выражение "Tempus fugit, aeternitas manet". Перевода в программке не было - вероятно итальянские постановщики спектакля посчитали, что в Питере каждый второй знает латынь. Дома посмотрела значение - "Время течет, вечность неизменна". Но, честно говоря, яснее не стало. Причем тут эта фразочка :))

Фото с поклонов у меня получились некачественными, т.к. солисты кланялись очень поспешно (наверное, спешили домой на праздничный ужин) и мой фотик не успевал фокусироваться. Поэтому стянула из ВКонтакте (спасибо Наталье Князевой):
Михаил Векуа (Дон Карлос)


Ирина Чурилова (Елизавета)


Владислав Сулимский (Родриго)


Михаил Петренко (Филипп II)




Юлия Маточкина (Эболи)




P.S.
Новая растяжка над Крюковым каналом  возвестила о скором начале дивного театрального периода - фестиваля "Звезды белых ночей". И там обещан "Дон Карлос" с Ильдаром Абдразаковым!


Из праздничного убранства города в душу запали летящие над каналом Грибоедова гамзатовские белые журавли , как память о солдатах минувшей войны:




Верди, "Дон Карлос", Мариинский_2, Опера, Мариинский театр

Previous post Next post
Up