Дети блокады.

Jan 27, 2016 16:02

27 января 1944 года, была снята блокада Ленинграда,
которая продолжалась 900 долгих дней и ночей.
Оборона города на Неве стала символом беспримерного мужества
и силы духа советского народа.


На фото  - памятник детям блокады, установленный в 2010 году в С-Пб на Васильевском острове в Яблоневом саду.В этот день памяти хочу рассказать о маме моей подруги. Она - ребенок блокады. Эта история была записана с её слов. И пусть это будет ещё одной маленькой страничкой блокадной книги нашего города.

Маленькой Наташе на момент начало войны исполнилось 8 лет, брат Костя был на 6 лет старше.
В 1942 году Наташа была эвакуирована со школой в Великий Устюг, где жила вместе с тётей. Мама с братом остались в Ленинграде. Мама работала на заводе «Судмех» (сейчас «Новоадмиралтейский завод», рядом с Новой Голландией). Случилось ужасное - брат Костя потерял продовольственные карточки, стало невмоготу. Узнав об этом из письма, Наташа с тетей решили послать телеграмму в правительство Жданову А.А., председателю Верховного Совета СССР. Тогда в газетах писали, что ленинградские дети обращаются к нему за помощью, т.к. он до войны возглавлял Ленинградский горком и обком. На почте женщина долго не хотела принимать правительственную телеграмму, но всё-таки смилостивилась и с почтамта ушла такая телеграмма:«Спасите, спасите, спасите мою маму и брата. Потеряны продовольственные карточки. Они погибают от голода в Ленинграде. Я пионерка и обязуюсь хорошо учиться». Но помощь пришла с опозданием. Когда в ленинградскую квартиру поднялись три девушки-бойца, мама Наташи была больна, лежала без сил, рядом было тело умершего брата Кости. Маму отправили в больницу, Костю похоронили в общей могиле на Смоленском кладбище.
В 1944 после снятия блокады Наташа очень рвалась домой, но Ленинград был закрытым городом и требовалось сложное оформление документов. Тетя решается отправить Наташу «в картошке». Было лето, из Великого Устюга отправляли в Ленинград поезда с картошкой и луком. Обычно ехал один сопровождающий. Вот эту женщину и попросили спрятать Наташу в товарном вагоне за мешками с картошкой. Девчонка так и просидела там всю дорогу. Иногда, на остановках сопровождающая женщина приносила ей попить. На вокзале в Ленинграде она посадила её на трамвай до дома. Но мамы не оказалась в квартире, Наташа решила пойти на завод. Когда мама выбежала ей навстречу, то дочка узнала её только по знакомому красному платку - такой похудевшей, постаревшей, изможденной был родной человек.
Жизнь стала постепенно налаживаться. Осенью Наташа пошла в школу в пятый класс, но после ошибки в диктанте (написала «карова») её перевели в четвертый.
Наташа успешно закончила школу, институт, стала врачом-дефектологом. Познакомилась с бравым морским офицером Николаем, вышла замуж, долгое время они прожили на Дальнем востоке по месту службы мужа. Вернулись в Ленинград. Дом на Мойке к этому моменту выселили на ремонт. И они переехали в старый дом на Галерной улице, напротив дворца Бобринских, прямо рядом с входом в «Судмех». Тогда ленинградцев не переселяли в новые районы, их просто не было. Потом она работала в детской поликлинике вместе с моей мамой, а я много лет дружу с её дочкой.
Детских фотографий, к сожалению, не сохранилось. Но нашлось чудесное фото молодой девушки Наташи.


А это фото сделано в прошлом году 27 января 2015 года, когла мы поздравляли Наташу с днем снятия блокады. В этом году решили собраться в выходной 31 января.

блокада, Война

Previous post Next post
Up