С-Пб.
Театр "Санкт-Петербург опера"
опера "Не только любовь" Родиона Щедрина
20.11.2015
Ранняя опера Родиона Щедрина "Не только любовь" давно была у меня в планах. На то были свои причины. Во-первых, интересен сам театр "Санкт-Петербург опера" и его главный режиссер Юрий Александров. В середине "нулевых" была просто фанаткой театра, сейчас подостыла. Во-вторых, прозведение крайне редко звучащее. Ну, и, конечно, имя композитора меня привлекало всегда - практически, посетила все его оперы и балеты в Мариинке (и сейчас уже на руках билеты на мировую премьеру "Рождественская сказка" в Мариинке).
Программка:
Публикую либретто, т.к. в интернете нигде не смогла найти ни строчки:
Если коротко, то вся интрига оперы сводится к любовному треугольнику - председательша колхоза Варвара западает на заезжего ухаря Володьку, у которого уже есть невеста - молодая доярка Наташка. Есть, правда, и четвертый угол - работящий бригадир Федот, тайно сохнущий по Варваре. Действие происходит в захолустной послевоенной деревне. В памяти всплывали похожие сюжеты: и "Простая история" с гениальной фразой Нонны Мордюковой "Хороший ты мужик, Андрей Егорыч, но не орел", и фильм "Член правительства" с знаменитыми словами Веры Марецкой "“Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая…", и "Кубанские казаки" с нетленным запевом "Каким ты был, таким остался...".
Смущало то, что роскошные и манерные интерьеры театра (особняк барона фон Дервиза) располагают к изысканным классическим постановкам итальянского репертуара, а никак не к повествованию из колхозной жизни. И, действительно, диссонанс между происходящим на сцене и обрамлением зала не покидал меня весь спектакль.
Первый акт мне не понравился и музыкально, и драматически. Мрачный грязно-размытый пейзаж на заднике. Из оркестровой ямы шел поток какой-то непонятной какофонии (списываю это на неопытность молодого дирижера Максима Валькова). А на сцене три упитанных академических певца натужно пытались изображать сельских алкоголиков, постоянно что-то себе наливая из бензиновой канистры. Среди них был и бригадир Федот, влюбленный в председательшу. Бас Николай Михальский (Федот) обладает мощным голосом, но уж очень возрастной для этой роли. Да, ещё артист всё время поблескивал толстой золотой цепочкой на шее и современными часами на руке. Забыл снять...Вот такой получился скрытый богач - в старой плащ-палатке, но с элементами роскоши.
Николай Михальский (Федот)
Действие явно оживает при появлении Володьки (Виктор Алешков), который прибыл из города в родное село. Тут и происходит его первая встреча с председательшей Варварой (Елена Еремеева). Он - ухарь, одет ярко, по-городскому, знает как подъехать к бабенкам. Она - в темных потертых штанах и ватнике, не то баба, не то мужик, согнувшаяся под грузом ответственности - надо поднимать колхоз. Но жажда любви, нежности, истосковавшаяся по ласкам плоть толкает её, зрелую и серьезную женщину, в объятия "балаболки душистой" Володьки. Финальный дуэт Варвары и Володьки в первом акте сулит нам в дальнейшем по-настоящему шекспировские страсти.
Варвара (Елена Еремеева), Володька (Виктор Алешков).
Второй акт (танцы у околицы) был совершенно великолепный. Сплошная лавина танцев - с фигурами, с переборами, с топотушками. Обалденная кадриль, а потом вальс. Солисты театра отрывались по полной, заводя зрителей. Но на фоне этого веселья любовная драма развивается дальше. На танцах появляется Варвара, причепурившаяся, в синем костюме а-ля "делегат партсъезда". Ревнует Наташка (Елена Тихонова), злиться Федот. Совместный танец Володьки и Варвары - это уже коррида, на сцене деревенская Кармен, захваченная любовной страстью. И своеобразной "хабанерой" звучат песня и частушки Варвары. Варвара поет и танцует, как в последний раз, сжигая все мосты.
Эти частушки Варвары меццо часто исполняют в концертах. У меня, к сожалению, нет оригинального исполнения Елены Еремеевой, поэтому для напоминия в исполнении Тамары Синявской:
Click to view
Наташка (Елена Тихонова), Володька (Виктор Алешков)
Варвара (Елена Еремеева), Федот (Николай Михальский)
Володька (Виктор Алешков), Варвара (Елена Еремеева).
Третий акт этой напряженной драмы сулил зрителям соответствующую кровавую развязку. Но соцреализм взял верх над законами жанра. Правда, любитель эротических сцен в опере режиссер Юрий Александров не изменил себе и мы лицезрели практически постельную сцену любви Варвары и Володьки на холодном полу скотного двора. Но наша деревенская Кармен и сама не погибает, и никакого не убивает, а, наоборот, отказывается от пагубной любви и возвращается к работе. Очищение героини происходит под струями всамделишнего дождя, льющегося с колосников.
А теперь хочу пропеть хвалебную оду двум талантливым солистам, без которых, наверное, успех сегодняшнего спектакля не состоялся.
Тенор Виктор Алешков. Многократно слушала его в разных постановках "С-Пб опера". Какой он изумительный Герман в "Пиковой даме". Но моя самая любимая его партия - поэт Гоффман в "Ликах любви" Оффенбаха в театре "Зазеркалье". Алешков - это и великолепный вокал, и прекрасная драматическая игра.
Его Володька в опере Щедрина по рисунку роли чем-то мне напомнил шукшинского Егора Прокудина из "Калины красной", у которого за внешней развязанностью, ухарством скрывается тонкая чувствующая душа. Браво Виктор Алешков!
Меццо-сопрано Елена Еремеева. Блестящая певица, красавица, обладательница голоса невероятного диапазона. В каждом спектакле "С-Пб оперы" Елена Еремеева настолько органично живет на сцене, живет так, что её исполнение врезается в память: графиня в "Пиковой даме", Марина Мнишек в "Борисе Годунове", Маддалена в "Риголетто". А как удивительно тонко она исполняет романсы! Именно она смогла довести партию Варвары до накала уровня Кармен, именно она сделала этот спектакль! Брава Елена Еремеева!
Фото с поклонов.
P.S. Надо отметить, что спектакль 20 ноября 2015 г. был посвящен 90-летию Майи Плисецкой, о чем сообщалось в программке. Более года назад она вместе с Родионом Щедриным присутствовали на премьере в "С-Пб опера".
Фото из интернета с премьеры "Не только любовь"...