С-Пб, Мариинский театр. Новая сцена.
29.05.2015.
"Пиковая дама", премьера
Пишу по свежим следам впечатлениям от премьеры. Много раз в прошлом веке слушала на исторической сцене "темиркановскую" классическую версию с Юрием Марусиным в партии Германа (для меня он самый лучший Герман). Но примерно пять лет назад решила повторить спектакль (Герман - Галузин) и поймала себя на том, что многие моменты меня стали раздражать. Долгие паузы со стуком молотков для смены сцен, статичность певцов, пыльные декорации, подробно копирующие открыточные виды Петербурга. К сожалению, не видела галибинскую версию 1999 года. Не могу не упомянуть "Пиковую.." Юрия Александрова в "С-Пб опера", в которой действие было растянуто практически на весь ХХ век - первая мировая, 30-е сталинские, блокада Ленинграда, разврат 90-х. В спектакле играл очень харизматичный певец - Виктор Алешков.
Новая постановка "Пиковой дамы" режиссера Алексея Степанюка на новой сцене Мариинки готовилась к юбилейной дате 175-летия П.И.Чайковского и открытию фестиваля "Звезды белых ночей".
Программка спектакля:
Ждала встречи с любимой оперой с затаенным страхом "только бы не испортили". Успокоила немного пресс-конференция В.А.Гергиева, на которой он пообещал, что новый спектакль будет создан по крайней мере на десятилетие, а не на один сезон на потребу театральным критикам. Слава богу, так и получилось...
Немного о режиссуре, оформлении и сценографии ("фоткать" на спектакле не могла, так захватило действо, свои фотки будут только с поклонов).
Под звуки увертюры на сцене появляется мальчик - маленький Герман, одетый в треуголку и военный мундир. На авансцене он строит карточный домик. Одежды, поведение, походка со скреченными назад руками удивительно напоминают Наполеона, обозначая, что тема власти над людьми, власти над судьбой, власти даже через злодейство - будет основной темой оперы. Маленький Герман встречает молодую графиню, которая передает ему три карты.
Летний сад представлен множеством колонн, свисающих с потолка. Колонны - это образ классического Петербурга, Мраморные фигуры сада установлены на подсвеченных пьедесталах. Колонны находятся в постоянном завораживающем движении, выстраиваясь то в ограду, то в аллею. Персонажи оперы, перемещаясь между колонн, как бы исполняют своеобразный танец - медленную паванну, этакий "марлезонский балет".
Маленький Герман появляется в хоре мальчиков-солдатиков, жестко и четко отдавая им громкие команды.
фото с сайта
Мариинского После баллады Томского безумный Герман уже бредит о трех картах. В эти минуты помешательства статуи сходят с пьедесталов и надвигаются на него.
Сцена в комнате Лизы продолжает танец колонн, но уже золотых. Они обрамляют пространство, как прутья дорогой золоченной клетки. Огромный постамент, покрытый изысканными персидскими коврами, с золотой арфой и золотым клавесином беззвучно выплывает на зрителя из тумана. Лизины подружки в картинных позах, как восточные одалиски, возлежат на диванах.
фото из ВКонтакте
Лиза (И.Чурилова) и Полина (Е.Сергеева). фото с сайта
Мариинского Когда появляется Герман, вся роскошь и мишура как будто блекнут, колонны чернеют, выстраиваясь в анфиладу. Но при фразе Лизы "Я твоя..." колонны разбегаются и Лиза прорывается на свободу.
Сцена бала и пасторали продолжают тему блестящего богатого столичного города. Золотые статуи, золотые колонны, золотые деревца с золотыми яблоками. Роскошные костюмы гостей, изысканные наряды Пастушки и Миловзора, помпезный, но одновременно комичный, похожий на римского легионера, Златогор.
фото с сайта
Мариинского Графиня (М.Максакова) на балу. фото с сайта
Мариинского Довольно аскетично после шумного бала смотрятся декорации в особняке графини. Темное пространство украшает только скульптура молодой "Венеры московской" и красное кожанное кресло. Певица Мария Максакова, конечно, слишком молода и стройна для графини. Но для неё найден интересный рисунок роли: по сцене она передвигается как механическая кукла или как зомби, периодически тряся головой. Полностью набеленное лицо похоже на маску и порой кажется, что она уже призрак с того света.
Графиня (М.Максакова), Герман (М.Аксенов). фото с сайта
Комсомольской правды И совсем уже мурашки бегут по телу, когда мертвая графиня вдруг встает с кресла и уходит в глубину сцены.
Ещё более "жутко" показано появление призрака графини в казарме - она, как из гроба, поднимается из железной кровати, сообщая Герману "страшную тайну".
Сцена у "Зимней канавки" обозначена строгими очертаниями набережной и гранитным шаром на постаменте, отсылая воображение к стрелке Васильевского острова.
Лиза (И.Чурилова) и Герман (М.Аксенов). фото с сайта
Мариинского После мощнейшего по страсти дуэта Лизы не бросается ни в какую воду. Она медленно уходит через разверзнувшийся перед ней гранит ограды навстречу выплывающему из дыма постаменту со сценой игорного дома, проходя как приведение между застывших картежников.
Ярко и эмоцинально решена сцена в игорном доме. "Игрецкая" на зеленом сукне стола просто какой-то "хореографический шедевр".
Финальную арию про "жизнь и игру" Герман поет на авансцене прямо в зал. И потом нет никакого пистолета, нет никакого выстрела, нет ползающего поющего умирающего. Конечную точку Герман ставит ударом по построенному когда-то мальчиком карточному домику. На звуках заупокойного хора маленький Герман, проведя рукой по лицу взрослого Германа, образно переносит его в мир иной. Круг замкнулся.
Оркестр замолчал. Зрители захлопали, но оказывается это был не конец. В мертвой тишине, то ли под звуки биения сердца, то ли под "ленинградский метроном" медленно уходит Герман.
Немного об исполнителях. Из всех отметила бы, конечно, Лизу - И.Чурилову. Мощный, густой, наполненный голос. Правда, немного низковатый для сопрано, но это придает интересную эмоциональную окраску. После «Ах, истомилась, исстрадалась я» зал взорвался аплодисментами. Максим Аксенов - красавчик, романтический злодей, мрачный, но в тоже самое время привлекательный. Пел достойно, настоящий драматический тенор. Из мелких недостатков отметила бы иногда неверную музыкальную фразировку. Хотя, может быть, это "моё личное ухо" привыкло к другому исполнению. Баритон Роман Бурденко в партии Томского звучал напористо и энергично, но своими повадками был больш похож на пьяного шкипера, а не на подвыпившего повесу дворянского происхождения. В общем, не хватило благородства. Мария Максакова сыграла свою графиню драматически очень верно и интересно, а вот голосово не произвела впечатления.
Обязательно повторю спектакль с другим составом (М.Векуа - Т.Сержан - Е.Витман).
Спектакль однозначно получился. Три с половиной часа пролетели, как одно мгновение. Думаю, что эта постановка по меньшей мере на десятилетие. И на смену темиркановской связке "Евгений Онегин" - "Пиковая дама" пришли современные, но сохранившие традиции русской классики, новые постановки. Приятно осознавать, что оперы поставлены в первую очередь в расчете на зрителя и для зрителя, а не для записных театральных критиков, алчущих эпатажных и скандальных интерпретаций. Режиссура оперы прежде всего помогает, а не мешает слушать гениальную музыку. Певцы поют прямо в зал, а не спиной; стоят на авансцене, а не забиваются в дальние углы; и главное - нет посторонних звуков и никчемной движухи. Браво Гергиев! Браво Степанюк!
Поклоны...
Послесловие. Пока писала пост, в издании "COLTA" вышла пошлая статейка "Петербургский кич" (
http://www.colta.ru/articles/music_classic/7480), в которой автор называет новую работу театра "халтурной режиссурой и рутинным исполнение" и симптомом "посттангейзеровской эры". Надеюсь, что найдутся грамотные оперные рецензенты, которые смогут разобраться где истинное искусство, а где желание сиюминутной дешевой славы на один сезон.
P.S.: в фойе на 1 ярусе развернута выставка к 175-летию композитора.
Из личных впечатлений: в царской ложе сидел Олег Валерьянович Басилашвилли.