Мариинский театр, С-Пб.
"Дон Жуан". опера Моцарта.
15 мая 2015 г.
Этой был мой второй "Дон Жуан" в Мариинском. Подкупил звездный состав: примадонна из Большого театра - Альбина Шагимуратова, и родные мариинские - Евгений Никитин и Геннадий Беззубенков. Впервые за последние несколько лет столкнулась с тем, что у театра спрашивали лишний билетик! Полный аншлаг, народ жаждал прекрасного. И получил сполна...
Программка спектакля:
Постановка была осуществлена в 1999 году, в послекризисный период. Этим, наверное, объясняется такой "низкобюджетный" вариант костюмов и декораций. Задник сцены в виде серой натянутой тряпки, фанерный образ женщины, из груди которой спускается Дон Жуан, грубо сколоченные деревянные столы и табуретки в практически пустом пространстве. Но всё это перестаёшь замечать, когда на сцене такие вокалисты, а в яме удивительный оркестр. Все ансамбли, дуэты, терцеты, квартеты и прочие "...теты" прозвучали великолепно.
Королевой вечера стала, конечно, Шагимуратова (Донна Анна). Ангельский, трепетный, свободно льющийся голос проникал до самой души. Евгений Никитин спел достойно, но был явно в этот вечер "не в ударе", даже немного ленивый. Обычно певец выступает с бОльшим эпатажем :)). Его Дон Жуан - грубый, брутальный, развратный, циничный. Он покоряет женщин силой и страстью, а не нежностью и соблазнами. На мой взгляд такой никитинский "безбожник и мерзавец" не совпадает с изысканной и светлой музыкой Моцарта. У Моцарта слышится "ветреный любовник", беспечно-дерзкий, вечно влюбленный в женщин, в развлечения, в саму жизнь, вызывающий к себе невольную симпатию зрителей.
Сцена прощального ужина пробудила ассоциации с какими-то сатанинскими обрядами. На столе - бездыханное тело юной девушки, над которым вожделеет Дон Жуан, украшая младые прелести кистьями винограда, словно готовясь к мистической трапезе. Под стать и сам Никитин - из-под закатанных рукавов белой рубашки и распахнутого ворота видны многочисленные реальные татуировки певца. Но, слава богу, при появлении Командора прелестница оживает и скрывается.
Бас Беззубенкова (Командор) нравится мне всегда и везде - мягкий, бархатный, ровный тембр просто завораживает.
Очень мило и комично выглядела "сладкая парочка" - Церлина (Л.Дудинова) и Мазетто (О.Сычев). Сычев смотрелся этаким деревенским простаком, большим и неуклюжим. Но маленькая и грациозная Церлина с легкостью укрощает этого "медведя". Как кокетливо она поет ему ариетту "Прибей меня", протягивая ремень, а потом лечит раненую руку любимого путем приложения к своей груди.
Жених Донны Анны - Дон Оттавио в исполнении тенора Дмитрия Воропаева был похож на печального Пьеро, полного грусти и показного романтизма. Но стоит поставить в заслугу певцу, что он не испортил дуэтов с божественной Шагимуратовой.
Лопорелло в исполнении Ильи Банника показался мне маловыразительным. Вроде спел неплохо и всё правильно, но по сравнению с иронией и комичностью в этой роли Михаила Петренко - Банник, конечно, проигрывает.
Страшная сцена гибели Дон Жуана, сцена отмщения, сцена кровной вендетты кажется финальной точкой. Но Моцарт не хочет оставлять зрителя в драматическом состоянии и опера заканчивается весёленьким "междусобойчиком" мстителей.