"Манон ...Монро". Премьера Михайловского театра.

Oct 25, 2014 21:15


С-Пб, Михайловский театр.
22 октября 2014 г.
опера Джакомо Пуччини "Манон Леско"
Постановщик - Юрген Флимм
Дирижер - Михаил Татарников

Сознаюсь, что объявленная Михайлоским театром премьера в постановке художественного руководителя берлинской Штаатсоперы вызывала у меня определенные сомнения. Берлинская опера известна своими, мягко говоря, авангардными постановками классических опер. Слухи о том, что "Манон" будет в современной версии, просачивались давно, анонсировалось участие приглашенных итальянских оперных звезд. Билеты покупала ещё летом, за смешные деньги. Перед спектаклем, предвкушая полный аншлаг, театр серьезно взвинтил цены. Но такая политика Михайловского мне нравится. Настоящие поклонники оперного искусства купят всегда билеты заранее, а случайные посетители, не следящие за афишей и идущие на оперу для галочки, заплатят поболее.
Ну, теперь, всё по-порядку. На подходе к театру поражал своим стилем и изысканностью огромный постер на стене. Он напоминал старую черно-белую фотографию и уже намекал нам, в какое время перенесет нас постановщик спектакля.


Впервые решила прослушать предлагаемую перед премьерой лекцию А.Лепорка "Трижды женщина и единожды мужчина". В каминном зале собрались, как всегда, одни дамы, с умилением смотревшие на лектора. Но лекция получилась ни о чём... По-моему, Лепорк просто не подготовился. Поинтересовавшись вначале наличием в зале людей, читавших роман Прево, и убедившись, что таковых практически нет, лектор пустился в долгие размышления о нравственных основах романа, о чувственной любви, об авантюрности героев и т.д., постоянно потряхивая перед слушателями потрепанной зеленой книжечкой. Создалось впечатление, что просто тянул время. Немного всё же упомянув Пуччини, рассказал анекдот о нелюбви к итальянцу Стравинского и Шостаковича. В конце пожелал удачи исполнительнице Манон, имя которой с трудом прочел в программке. Заслужив свою долю аплодисментов от умильных дам, лектор удалился.
Программка спектакля:




Первое действие. 
На сцене закулисье "киношного" мира, этакая "фабрика грез" 30-х годов прошлого века. Актеры, статисты, массовка, операторы, "суета сует". Такой же хаос и в музыке. Молодая начинающая актриса Манон, облаченная в шикарное белое платье с накинутой пушистой горжеткой с "мордочкой" писца, встречает на съемочной площадке де Грие, актера-комика из массовки, в нелепых клечатых брюках с огромным  жабо на шее. Роли остальных персонажей традиционной постановки также определяются сразу: брат Манон становится полупьяным режиссером, а богатый покровитель Жермонт превращается в циничного продюсера. И, в общем, дальнейшая фабула представляется ясной и прозрачной: нас ждет история любви, разачарований и печального конца восходящей звезды, история "а ля Мерлин Монро".
В центре сцены дорогой блестящий ярко-красный кабриолет, который будет присутствовать на протяжении всей оперы, пройдя эволюцию от новенького "красавца" в начале до полной развалюхи в конце. Эта машина как воплощение романтических мечтаний о красивой, гламурной жизни, этакая "испано-сюиза" (сама хотела бы проехаться навстречу ветру за рулем такого автомобиля, держа одну руку на руле, другой небрежно облокотясь на дверцу :))). На самом деле "испано-сюиза" оказалась точной копией спортивного автомобиля Morgan Plus 8.
Приглашенные итальянские певцы Норма Фантини (Манон) и Стефано Ла Колла (Рене де Грие) поразили сразу своими голосами, своей эмоциональностью и невероятной органичностью. Особенно хорош был драматический тенор Стефано Ла Колла, покорив публику искренностью своей любви к Манон. Но Манон в раздумьях, мир богатства и роскоши манит, шампанское и дорогие автомобили страшное искушение для молоденькой девушки.
Но побеждает любовь, Манон и де Грие убегают вместе,
Счастливая Манон.


Влюбленный де Грие, как печальный Пьеро.


Леско (Александр Кузнецов) в режиссерском кресле руководит съемками.



2 действие.
Действие начинается с симфонического вступления, во время которого на занавес транслируются кадры черно-белого кино. Вот Манон и Рене разъезжают на открытом кабриолете, Николай Черкасов в роли Ивана Грозного, молодые Вертинская и Тихонов в "Войне и мире", Джина Лолобриджида ...Музыка звучит настолько кинематографично и актуально, как будто написана в 20 веке. Дирижер Татарников явно постарался дать опере современное звучание. Пуччини, возможно, в наше время был бы самым популярным творцом саунд-треков для кино.
На сцене удивительно графическая декорация. В углу, образованном огромными зеркалами, будуар Манон, выдержанный в черно-белых цветах. За скобками действия остается разрыв с де Грие и возвращение Манон к богатому продюсеру. Жизнь кинодивы проходит напоказ и даже день рождения превращается в шоу, снимаемое на камеры. Очень любопытно решено исполнение "Мадригала", который в традиционной опере поют слуги в напудренных париках. "Мадригал" отдан группе кокетливых субреток, одетых в блестящие короткие платьица с черными перьями на шее. Группа просто зажгла публику, умудрившись под "барочную" музыку станцевать миленький канкан. Солистка Анастасия Виноградова-Заболотская была на высоте.
Но снова в судьбу Манон снова врывается Рене, герои решаются бежать, захватив вещи и драгоценности. Как всегда в опере всё сопровождается длительными дуэтами, скрыться они не успевают, появляется Жермонт, он в ярости, Манон арестована.












3 действие.
Симфоническое интермеццо в начале действия также сопровождается кадрами черно-белого кино. Но это уже не "фикшн", а документальная хроника  мрачных дней "великой депрессии" в США. На экране сотни людей в очередях на биржу труда: каменные лица, в глазах полная безысходность. И опять музыка точно ложится на эту тему.
Действие перенесено в порт, идет посадка на корабль, отплывающий в Америку. Манон не узнать, в согбенной женщине в сером потрепанном пальто с трудом читаются черты былой капризной красотки. Рене обманом пробирается на корабль, чтобы поддержать Манон. Дальше происходит некая катастрофа, рушатся обломки зеркала, а, возможно, это льдины айсберга, на который налетает корабль. И как в самом знаменитом кадре фильма "Титаник", Джек обнимает Роуз, так на носу "оперного" корабля Манон обнимает Рене, раскинувшего руки.






Четвертое действие.
Вероятно, случилось чудо и в кораблекрушении влюбленные выжили, их выбросило в безжизненную пустыню. Рене с трудом тащит обессиленную Манон. Всё действие - это удивительно красивый любовный дуэт героев, полный отчаяния и безнадежности. Манон умирает на руках Рене. Рядом без колес, совсем разбитая мечта Манон - красный кабриолет. На заднем плане размытая фигура оператора, снимающего эту трагическую сцену. Где жизнь, а где выдумка, где реальность, а где кино? Непонятно, границы размыты...







Достойная постановка, зрители приняли весьма тепло. 73-летний режиссер сумел захватить внимание публики, создав интересную историю под нетленную музыку. Не было никчемного эпатажа, эротизма и пошлости. Жаль только на один сезон, потом спектакль будет перенесен в Берлин.
Немного "дегтя"...На уровне приглашенных звезд, пожалуй, был только хор (всегда хорош), баритон Александр Кузнецов (Леско) и тенор Евгений Ахмедов (Эдмонд). Жермонт в исполнении Николая Копылова прозвучал неубедительно, да и по рисунку роли был больше похож на "колбасного короля", чем на продюсера. Отсутствие в труппе Михайловского сильных голосов уводит театр в сторону "антрепризных" постановок, отклоняя политику репертуарного театра.
Поклоны.







Татарников Михаил, Стефано ла Колла, Михайловский театр, Юнгер Флимм, Норма Фантини, "Манон Леско", Опера, Пуччини Джакомо

Previous post Next post
Up