"Травиата" Верди
Театр "Ла Скала", 2013 год, премьера 7 декабря.
Повтор 3 августа 2014 г.
Трансляция на канале "Культура"
Постановщик - Дмитрий Черняков
Виолетта - Диана Дамрау
Альфред - Петер Бечала
Жорж Жермон - Желько Лючич
В прошлое воскресенье, 3 августа, по "Культуре" повторили трансляцию "Травиаты" в постановке Чернякова. Слушала в декабре прошлого года прямую трансляцию, потом пересматривала в интернете (
ссылка на полную версию оперы). Но в то время ЖЖ не вела, поэтому решила изложить свои впечатления сейчас.
Признаюсь, ждала эту трансляцию с вполне осознанным предвкушением скандальной постановки, мерещились компьютерные образы Виолетты и Альфреда, ищущие друг друга в сетях Интернета. Видимо, ещё не могла отойти от черняковской «Царской невесты» в Берлине. Друзей и знакомых заранее предупреждала, что они могут увидеть не то, что к чему они привыкли.
Но у Чернякова получилась весьма захватывающая история. Действие, возможно, происходит где-то в начале 20-го века. Но это очень условно, страна тоже не обозначена. Это просто трагическое повествование о неразделенной любви. Акценты смещены, нет слащавого "опереточного" действа, а на первый план выходят коварство, вероломство, обман.
1 акт (в доме Виолетты).
Полились знакомые звуки увертюры, открылся занавес. Зал, люстра, посередине зеркало и, пожалуй, больше ничего лишнего. Перед зеркалом крупная, в зрелом возрасте блондинка, ярко-синее платье спущено с плеч, виден бюстгальтер, широкая спина, большие груди, выпирает животик (немецкое сопрано Диана Дамрау, настоящая Брунгильда). Неужели это героиня….? Но она довольна собой: уверенная, успешная, гламурная, развратная, много видевшая, меняющая любовников. Ни тени, ни намека на чахотку, вполне здорова. И даже, когда по либретто ей становится дурно, это всего лишь уловка, чтобы избавиться от наскучивших гостей и остаться наедине с Альфредом. Такая современная светская львица. И общество вокруг под стать, сплошные фрики, нынешняя тусовка.
Появляется Альфред, молодой, неуверенный, несмелый, по виду небогатый чиновник, скромный костюмчик для заурядного офиса, тонкая шейка без галстука (прекрасный польский тенор Петр Бечала). Внимание богатой дамы льстит ему. Видно, что развратница сексуально притягательна для него.
Любовная сцена решена очень оригинально. Альфред поет о любви, скучающая Виолетта что-то ищет на потолке, выбирает напитки, что-то жует. Она отвечает ему с долей иронии, закинув ногу на ногу, ни тени страдания. Она уже предвкушает возможность очередного романчика, «мальчик» уже в сетях её плотских желаний. Финальную арию 1 акта она поет со стаканом виски, закуривая сигару, в голосе ни капли романтизма, одно только непреодолимое желание страстной любви. Ловлю себя на мысли, что она очень убедительна в своем образе и она мне уже безумно нравится.Но не всё в жизни так просто и с любовью играть иногда опасно.
2 акт (в провинции).
Бедная обстановка деревенской дачи, Альфред сам раскатывает тесто. Виолетта в незатейливом, бежевом платьице с белым воротничком и старушечьих туфельках, типа «прощай молодость», на голове хвостик. Вот она «идиллия» райской жизни с милым в шалаше, но уже подозрительно предательски заметна разница в возрасте, она выглядит, скорей, как добрая тетушка Альфреда. Не в такую даму он влюблялся, об образе гламурной блондинки напоминает лишь сидящая на буфете кукла в образе прежней Виолетты. Но Виолетта уже любит не на шутку…
Во время сцены с отцом Виолетта ведет себя очень по-женски естественно, вроде бы он сообщает ей страшные вещи, но она разливает чай, перебирает вещи, раскладывает овощи… Пытается отвлечься, ведь очень больно…
И вот встреча отца (сербский баритон Желько Лучич) и сына. Альфред злится, истерично кромсает овощи, чуть не отрубает себе палец, на минуту взгляд его падает на куклу Виолетты, он прижимает её к себе как ребенок. Но Альфред душевно слаб, не в состоянии противостоять обстоятельствам.
3 акт (в доме Флоры).
Все та же тусовка. В дорогом респектабельном костюме с бабочкой за столом сидит Альфред, дамы проявляют к нему живой интерес, он теперь часть этого общества.
Появляется Виолетта с бароном, но она уже не та уверенная, красивая, породистая дама из первого акта. Это пародия на ту даму: нелепое зеленое платье, пышный несуразный парик, слишком нагло оголенные плечи. Возможно, это неумелая попытка вернуться к прежней жизни, выглядеть моложе и ярче, но это уже смешно.
И вот она, драматическая сцена объяснения с Альфредом, Виолетта смотрит ему в глаза, берет за руку, но она ему уже неинтересна, он сидит истуканом, смотрит сквозь неё. Она стаскивает парик, как бы обнажая душу, падает на колени, но он брезгливо отталкивает её и отступает назад, боясь её прикосновения. Нет любви...
4 акт (в доме Виолетты).
Виолетта в ночной рубашке, поверх накинут халат, непричесаная. Вокруг недопитые бутылки, какие-то таблетки, в углу валяется кукла в ярко-синем платье как напоминание о прежней жизни. Виолетта в тяжелой депрессии, бессознательно глотает какие-то лекарства (а возможно и наркотики), запивая виски. Появляется Альфред с букетом и перевязанной атласной лентой коробкой. Виолетта надрывно поет о своей боли, о любви, а для него это всего лишь визит вежливости. Он ощущает неловкость своего положения, суетится, ищет вазу для цветов, открывает коробку, предлагая Виолетте огромное пирожное. Но разве это ей сейчас нужно, ведь болит душа, безысходность…
Смерть Виолетты некрасива, она умирает, раскинувшись на стуле, просто откинув назад голову, очень натурально. Умирает не от чахотки, умирает от неразделенной любви.
Занавес.
Чернякова на аплодисментах итальянская публика "забукала" ("бу-бу" у них выражение недовольства). Но вот, что я думаю по поводу этого "бу-бу".
После первой премьеры «Травиаты» 160 лет назад опера произвела скандал в буржуазном обществе, публику оскорбил слишком реалистический сюжет из современной жизни 19-века, повествующий о жизни падшей женщины. Но традиционная постановка «Травиаты» в наше время не вызывает такие чувства, Виолетта в большинстве ходульных маскарадных спектаклей выглядит по меньшей мере как принцесса крови, в кринолине, в драгоценностях, с бокалом шампанского. И рядом опереточный, напомаженный Альфред. В чём драма, в чём конфликт, в чём мезальянс???
Черняков справился со своей задачей, он сделал современную совершенно реалистическую историю любви, которая волнует, не позволяет равнодушно взирать на сцену. И снова, как 160 лет назад, публика не приняла этого (на поклонах Чернякову в Ла Скала кричали бу,бу…). Это из серии «сделайте мне красиво», мы типа придем, равнодушно посмотрим, вежливо похлопаем, в антракте с рюмкой коньяка обсудим верхнее «до» тенора и оригинальную концепцию дирижера, ведь мы пришли за удовольствием, а тут нужно ещё думать и сопереживать… Обидно, что забукали и Петра Бечала, а пел он очень достойно.
Но кого публика приняла на ура и встретила овацией и цветами - это Дамрау, она смогла так убедительно спеть, сыграть, а главное, доказать, что такая Виолетта имеет право на существование.Я думаю, что время всё расставит на свои места. Будет второй, третий спектакли, появятся вдумчивые рецензии.
Попытаюсь оправдать недовольных итальянцев. Шутка ли, открытие сезона Ла Скала, день Св. Амбросия, 200 лет самому итальянскому композитору Верди, 160 лет премьеры самой итальянской оперы «Травиата» (наверное, это как для русских «Евгений Онегин»). И тут какой-то русский режиссер со своей реалистической трактовкой, русский художник по костюмам со своими «дурацкими» нарядами, тенор-поляк, баритон-серб. В общем, Восточная Европа «рулит»…
Поживем, увидим!!!