Мариинский театр (новая сцена).
02.08.2014.
"Лоэнгрин" Рихарда Вагнера
Вчерашний спектакль можно смело назвать настоящим триумфом Мариинского театра. Божественная музыка в божественном исполнении! Хотя опера с антрактами длилась почти 5 часов, время пролетело, как на одном дыхании. Зрители находились в сладостном плену средневековой легенды о рыцаре святой чаши Грааля Лоэнгрине.
Поведаю всё по-порядку.
"Лоэнгрин" была последней из "неосвоенных" мной опер в современной Мариинке (была лет тридцать назад, когда Лоэнгрина пел Александр Дедик). Ранее был совершен "культорологический" подвиг в виде абонемента на тетралогию "Кольцо нибелунгов" (оперы шли, практически, четыре вечера подряд с одним днем перерыва), потом были в концертном исполнении "Парсифаль" и "Тристан и Изольда". "Летучего голландца" сподобилась послушать и в Мариинке и в Михайловском (в постановке Бархатова).
Вчерашний спектакль привлек громкими именами дебютантов: Евгений Никитин и Михаил Петренко.
И мои ожидания праздника меня не обманули. Все, начиная от Лоэнгрина и заканчивая королевским глашатаем, пели на высочайшем уровне.
Немного о постановке. Её можно было бы назвать "полуконцертным" исполнением, но в прекрасных декорациях и костюмах. Но, именно, отсутствие лишнего, мешающего слушать, движения и навязчивой сценографии сделали благое дело. Зритель полностью погружен в музыку и созерцание плавных неспешных движений героев по сцене. А на сцене было на что посмотреть: удивительно выстроенные декорации напоминали готические замки, а стилизованные под "средневековье" костюмы просто восхищали. Но это не "музейная" постановка, в которой долго и муторно меняют декораци, в которой непременно есть "фанерная" ладья с "картонным" лебедем, в которой певцы поют в старой напыщенной манере. Нет, этот спектакль по непрерывности действия, по динамике развития, по художественному языку, по праву, можно считать современным в самом хорошем смысле слова.
Лоэнгрин (тенор Сергей Скороходов) поразил настоящим вагнеровским тембром. Именно таким голосом должен петь благородный немецкий рыцарь.
Эльза (сопрано Виктория Ястребова) явила нам образ чистой златокудрой девы. Но немецкий язык солистку подвёл, не пропевались жесткие немецкие окончания. Но за финальный дуэт с Лоэнгрином в 3 действии я простила всё. Эльза ещё и выглядела божественно прекрасно: певица - безумно красивая девушка.
Генгрих Птицелов (бас Михаил Петренко) вложил в образ германского короля столько человечности, благодаря мягкому бархатному звучанию баса. Его король находится над схваткой, он воплощение самой справедливости.
Ортруда (сопрано Лариса Гоголевская) была в ударе. Драматическое сопрано, временами с низкими, почти контральтовыми нотами, раскрыло нам обличье злодейки, интриганки, меняющей интонации в зависимости от обстоятельств от льстивых до надменно властных.
Фридрих фон Тельрамунд (бас-баритон Евгений Никитин) - настоящий супостат. Певцу, обладающему мощным "вагнеровским" голосом, особенно удаются роли душегубов. Яркое, временами даже бравурное, поведение на сцене привлекает зрителя. Иногда в спектаклях кажется, что певец сильно "тянет одеяло на себя". Но вчера, в общем ансамбле, он был безукоризненным.
Фото удались не очень, подвело освещение на сцене.
Лоэнгрин приходит на зов Эльзы, чтобы сразиться за неё на Божьем суде.
Дуэт Ортруды и Эльзы. Поединок коварства и невинности.
Генрих Птицелов, Лоэнгрин и Эльза.
Генрих Птицелов и Фридрих фон Тельрамунд.
Восхитительная сцена венчания.
Занавес тоже заслуживает внимания...
Готрфрид, брат Эльзы, в образе лебедя.
И, наконец, поклоны...
После спектакля на душе было ощущение полного счастья и блаженства...
Музыка Вагнера меня настолько захватила, что я занялась исследованием летмотива оперы , который по мнению сведущих людей был замствован Чайковским для "Лебединого озера". Речь идет о теме запрета, когда Лоэнгрин просит не спрашивать о его имени и происхождении. Этот лейтмотив повторяется на протяжении всего действия. Чтобы сравнить Вагнера и Чайковского "слепила" два небольших видео. Предлагаю сравнить:
Вагнер
Click to view
Чайковский:
Click to view
Опера пробудила мои воспоминания о замке Людвига Баварского "Нойшванштайн" (Новый лебединый утес), в котором я побывала в 2009 году. Замок действительно похож на плывущего в облаках лебедя. В интерьерах картины из жизни Парсифаля и Лоэнгргина. Лебединой темой пронизано всё.
Нашла свои фотки:
P.S.: сейчас в Питере "белые ночи" и антракты хочется проводить на свежем воздухе, гуляя вдоль Крюкова канала. Вчера, 2 августа, был День ВДВ и десантники тоже "гуляли", но на удивление тихо, мирно, с флагами вместо пива, всем своим видом подтверждая звание "вежливые люди". Запечатлела такую компанию в антракте:
Забавная картина на заднем дворе Мариинки. На улице стоят декорации, вероятно, от "Турандот":