Короткая история о том, как я ходил с российскими туристами на Бельдерсай

Nov 16, 2012 00:39

Название конечно не отражает всей сути. А суть такова: с 18 по 20 августа 2012 года я поехал в горный тур на Бельдерсай, в должности портера (носильщика) и помошника главного гида. Нашими клиентами оказались два молодых россиянина Равшан и Николай, которым около 30 лет. Равшан в ранних 90-х был увезен родителями в Рашу, но память о Лисунова и 40 лет Победы сохранилась.
С нашей стороны были я, Алексей - главный гид (с ним я ходил вокруг БЧ с голландскими туристами), дядя Коля - наш повар. За пару дней подготовившись к предстоящему походу, субботним утром мы все направились к офису турагенства Адвантур, где была назначена общая точка старта. А я как обычно, перед выходом сделал фото:

На выходе мой рюкзак весил килограмм 5-6, но когда мы загрузили его жратвой и прочими вещами - вес достиг 15-16 кг (для портера это немного), но стоит отметить что довольно много распределили между собой Алексей и д.Коля. Время приближалось к 9, и наконец россияне подъехали:

По дороге мы проехали через Лисунова, купили на базаре у Крестика виноград нашим туристам и прочие фрукты. По дороге много интересовались их жизнью, а они интересовались нашей: общий вывод беседы "Везде жить можно - если не боишься работать и браться за трудные дела". Время пролетело быстро, да и августовская жара не чувствовалась по дороге. Но приехав на место жара дала о себе знать.

Наш маршрут пролегал вдоль Мраморной речки: туристам показали оба водопада, и под маленьким мы даже искупались всем составом. Потом устроили пикник с горячим чаем:

А потом, перевалив Урта-Кумбель направились на поляну под горой Кумбель, к стоянке под Арчой.

Я сначала боялся, что в августе место может быть и занято. Но страх был не оправдан: никого, но зато мусора дохера. Однако, Марвел правильный портер - он же на полчаса быстрее туристов прискакал на место. Убрал самый заметный мусор, поставил палатку и пошел дрова собирать. Остальные подошли, и я решил пойти вверх до перевала Чет-Кумбель, так как на подъеме можно собрать много здоровых и сухих дровин: пусть это и далеко от лагеря, но зато качество и объем дров качественный. Россияне пошли со мной, чтобы набрать водички из родника, берущего начало на склонах Кумбеля.

Но довести их до верхних истоков было лень, а потому набрали водичку пониже. Ребята пофоткались на фоне Чимгана, и мы пошли в лагерь, а там дядя Коля уже готовил вкусный ужин.

Приготовив ужин и заварив чай мы дружно сели трапезничать, и сами понимаете, водка не заставила себя долго ждать. 2 бутылки на пятерых растаяли так и не познав горного счастья. Но и мы за день устали, и спать все легли около 22.00.

День второй начался где-то в 6.40, а у россиян в 7.30. Солнце встало рано, и грело не щадя. Позавтракав, мы отправились к главной цели нашего тура - к Бельдерсайским петроглифам. У нас в фирме есть отдельный тур по такому случаю - К наскальным рисункам Бельдерсая. Вышли из лагеря мы поздно, и жара была сильная. Дядя Коля остался в лагере кайфовать и готовить ужин, а мы вчетвером пошли к рисункам предков. По пути наслажаясь панорамой Бельдерсая.

Мне идти было кайфово, хоть я и нес весь груз: воду, соки, еду, и мелочи. Из графика мы не выбились, и уже через три часа наши туристы любовались творчеством первобытных людей. Равшан даже проникся их творчеством. Я им по такому случаю и верблюда показал, а Леша и не знал про горбатого.

Потом мы пообедали, отдохнули и пошли назад. И вскоре идея, которую я настойчиво продвигал Алексею и туристам, была реализована - мы пошли другим путем. Пройдя от петроглифов километр, мы не ушли направо к перемычке бельдерсайско-нурекатинского хребта, а ушли прямо на холм окруженный истоками Нурекаты.

По широкой протоптанной тропе мы вышли к месту, которое я проходил с друзьями в мае этого года , и дальше для меня всё стало ясно. кольцо было замкнуто. Хотя в итоге мы не пошли так же прямыми путями, а спускались четко по заброшенной геологической дороге. А еще, вода закончилась и пока мы спускались до сая, россияне успели один час помучаться от жажды в этот ясный августовский день.

Хотя и мы с Лешей мучались от жажды, но не так сильно. И к тому же, если бы не жажда, радость от Нурекаты не была бы такой большой. К тому же, я решил сразу придаться водным процедурам, и хочу заметить - Нуреката одна из самых теплых горных рек, которые я видел.

Я пытался плыть по реке, и по ходу искал хорошее глубокое место, но нашел лишь место где сильным течением может смыть труселя. Туристы отдохнули, и мы пошли уже по реке к перевалу Чет-Кумбель. Сначала всё было хорошо, но перед самым перевалом Николай потерял запал и с трудом преодолевал подъем. Он покрылся испариной, тяжело дышал и отдыхал каждые 10 метров, и я уже думал он коней двинет, но всё обошлось. Медленно но верно он преодолел себя и благодаря матюкам своего друга Равшана дошел до Арчи на перевале. Был устроен очередной привал. А пока мы сидели, на лошадях пришли пастухи, с собаками. Пастух меня узнал, а я его нет. Видимо с того 25-километрового перехода по Нурекате.

От перевала до лагеря было всего ничего, и мы быстро дошли до него. Нас ждал дядя Коля, ужин, и какой-то щенок алабая, которого прикормил наш повар. За ужином россияне достали вискаря и вечер пошел в новом ключе, но как и вчера закончился в 22.00.

Третий день начался как обычно: подъем, завтрак, сбор лагеря и выход. Мы совсем расслабились, так как решили идти к автостоянке на Бельдерсае вдоль реки. Но я допустил одну ошибку, не привязал палатку, а решил понести ее в руках. Как-то вышло так что я неправильно прыгнул, и рама моего станка впилась в мою поясницу. Но ничего страшного. За 40 минут мы дошли от лагеря до машины.

Но во второй день похода я узнал, что завершением похода будет прохождение Гулькамских теснин, и был очень рад. Мы закинули рюкзаки в микроавтобус, собрали все необходимое в маленький рюкзачок, и доехав, пошли в поход. И дядя Коля пошел. Про этот участок и рассказывать то нечего, уже все рассказано. На Песочный идти жарко, но мне было пофиг)). Спускаться легко всем. Хотя я узнал что за камень под которым фоткаются туристы и матрасники - раньше проходил и не замечал его, а тут Равшан и Николай решили сфоткаться под ним.

Вот так оно всё и выглядит. Неспеша добрались до теснин, и метрах в 100 перед водопадом решили пообедать. Пока обедали, я сгонял к спуску, а там две группы - одна поднимается, другая спускается, оценил количество народу - 30 человек, прикинул - 40 минут не меньше. Где-то так и вышло, а мы за это время подкрепились и даже чуток переварили обед.

Туристы были впечатлены Гулькамом. Спуск жутко понравился Николаю, и ванночки они оценили и прочие радости. Весь путь до таблички мы провесили. Но по этому участку есть замечания:
1. отполировали всё до ужаса.
2. появились новые "морковки" скалолазов
3. гребаные местные отдыхающие - юзали наши веревки только так - "Акя я бистра" или "Вай можно и я так" (и сразу начинает хвататься, не дождавшись ответа) . И пи**ов не дашь, и перед туристами стыдно.

В итоге, в общем, Гулькамом я был расстроен. Даже фотографию соответствующую там сделал.

Ну а дальше всё было просто: возле водосборника нас ждала машина, а водила купил арбуз, и мы его быстренько съели. Наши туристы по плану направлялись в Авеню Парк, а мы ехали дальше. Распрощались мы душевно - все обнялись, сфоткались на фоне Чарвака, и они даже наши контакты взяли (зачем?).

Итого: поездка понравилась: на халяву поехал, на халяву питался, нагрузка была средняя и минимум неудобств, хороший бонус в виде Гулькама, узнал подробнее геологическую дорогу, да еще за всё это еще и денег получил.
Вывод для себя: боюсь быть главным гидом. Могу, но боюсь подвести компанию в которой работаю. Всё-таки еще нужен многолетний опыт, с практикой решения экстренных ситуаций. А такого опыта пока нет.