Начала разбирать Володин архив. Никак не могла себя заставить - воспоминания живы, и разобрать документы, фотографии, тетради, рисунки, книги и вырезки, которые я увезла в прошлом году, стоит мне больших усилий. Я предпочитаю думать, что он просто уехал в командировку, надолго, вот и все.
Зацепилась за заметки о съемках фильма "В августе 44-го", это воспоминания о режиссере Михаиле Пташуке, с которым Володя работал на трёх картинах ("Игра воображения", "Макбет", "В августе 44-го"), и продолжал бы работать и дальше, если б не трагическая смерть режиссера в автокатострофе в Москве, в пятницу 26 апреля 2002 года.
Опубликую несколько страниц - черновик статьи воспоминаний оператора Спорышкова о работе над картиной.
(фото из архива Володи: слева направо: Михаил Пташук, в черном пиджаке - Владимир Спорышков. Остальных не знаю)
" Мне кажется, "Момент истины" был для Пташука одной из самых тяжелых в производстве картин.
Кроме массовок по тысяче человек, огромного количества разнообразной техники (которая ломалась и не работала), сверхзанятых актеров, хронического отсутствия средств, режиссера угнетала натянутость отношений с автором романа В.Богомоловым. Мне кажется, натянутость отчасти была создана искусственно не очень чистыми на руку продюсерами с целью замутить воду и под шумок урвать побольше. Пташук, у которого с авторами всегда были самые теплые отношения, был этим удручен и лишился некоторой творческой свободы.
Съемочный период длился почти год, Начало сцены (или один из актеров) снимались в одном месте, продолжение или окончание сцены (или кто-то из актеров) - в другом месте и, естественно, в совершенно другое время, погоду и т.д. Впрочем, начало съемок было весьма обнадеживающим. Продюсеры предоставили хорошую съемочную и осветительную технику. Однако по мере исчезновения денег исчезала и вся эта техника.
Вкратце об изобразительной эстетике. Весь роман пронизан чувством тревоги и напряжения. Мы с Пташуком пытались изобразительными средствами создать или подчеркнуть так называемый "саспенс". В финальном эпизоде "Поляна", где Евгений Миронов встречается с тройкой диверсантов и "прокачивает" их, трудность заключалась в том, что здесь в одном месте и одном времени происходят два действия (два потока, два состояния). Первое - реальное, точнее сказать, бытовое, "внешне": "Здрасьте, ваши документики" и т.д. И второе - активное, внутреннее. Внутренний монолог, поток сознания капитана Алёхина.Момент "прокачивания". Необходимо было подчеркнуть эффект этих двух реальностей и как бы отделить (для зрителя) одну от другой. Еще в подготовительном периоде мы решили использовать уже полюбившийся нам вариант : "рельсовый круг + карусель внутри круга". Внешняя реальность снималась статичной камерой. При создании "другой" реальности вращалась карусель, на которой стояли наши актеры. Камера на круговых рельсах двигалась в противоположном направлении. На экране это непонятное и немотивированное сочетание двух противоположных движений создает ощущение головокружения. Не только на экране, но и физически. (мое примечание: Володя с отличием окончил физико-математическую школу в Волгограде, и его познания в теории физики помогали в его операторской работе, он понимал как "действует" свет, его преломления и т.д.). То есть ощущение некой странности и дискомфорта, а значит, ощущение волнения. что, в принципе, и являлось главной задачей сцены. В движении, на крупных и средних планах, "попадался" то один актер, то второй, то третий. Иногда камера с капитана Алехина переходила на диверсантов, иногда - наоборот. На эту картину вполне органично ложился "внутренний монолог", "прокачка" Алехина. Сцену улучшал хороший, "нервный" монтаж. Правда, в замыслах мы с Пташуком шли дальше: на каких-то фазах этого движения изображение из цветного должно было перейти в черно-белое, одновременно замедляясь и переходя в "стоп-кадр". Из "стоп-кадра" изображение должно было переходить в ряд черно-белых фотографий (профиль и анфас, как в казенных делах) данного артиста и других, похожих людей. Конкретное выражение момента "прокачки" "он - не он?".
Но при монтаже Михаил Николаевич решил, что и то, что есть, производит достаточно убедительное впечатление и перевод изображения в черно-белый "стоп-кадр" с переходом в ряд фотографий будет уже лишним. Хотя, возможно, сказалось отсутствие денег и времени.
Хочу отметить, что при разном отношении зрителей к сценарию, актерам, да и к самому Пташуку, все единодушно отмечали высокий эмоциональный накал сцены на "Поляне".
Съемки начались 6 июня.
И начались наши мучения. Полигон под Гродно. Жара. Пыль. Ни одного дерева, негде укрыться от палящего солнца. Солдаты (около тысячи человек) от жары падали в обморок, отказывались сниматься. Думали, на киносъемках будет курорт, оказалось - каторга. "Нам на учениях легче, чем у вас на съемках", не раз говорили нам.
Большой эпизод "Погоня" происходил внутри движущейся колонны войск и техники. Эпизод снимался долго и сложно: из кузова движущейся "полуторки", из кабины, с движущегося БТР, с вертолета, с движущегося джипа, из коляски мотоцикла, на рельсовой тележке, со штатива. И каждый раз на репетициях при съемке каждого дубля колонну надо было разворачивать и возвращать на исходную позицию. И так - от рассвета до заката, а бывало, и от заката до рассвета... При фактическом отсутствии режиссерской группы Пташук бегал за всех: за помрежку, за второго режиссера, за начальника площадки. От такой работы и адского пекла Пташук обгорел. У него потрескалось лицо, губы. Немного помогало облепиховое масло, но после него лицо весь день оставалось ярко-желтого цвета. На Пташука было страшно смотреть: желтое лицо, потрескавшиеся губы, вместо голоса - сипенье... Сорвал голос в перые же дни - как всегда, не было мегафона.
Постоянно подводила игровая техника. Ломались игровые "ЗИЛы", переделанные под "студебеккеры", да и современная военная техника, использовавшаяся как вспомогательная, была ненамного лучше. Сначала после каждого дубля пытались ее ремонтировать для следующей сцены, потом на это махнули рукой - поломанная тахника так и стояла вдоль обочин дороги.
Этот кошмар продолжался месяц. Снимали "вслепую", т.к. регулярно отправляемый в проявку материал дор нас никак не мог дойти. То его смотрит продюсер, то автор сценария, то секретарша в "Роскино" - короче все, кому не лень, только не съемочная группа. Месяц снятый материал "гулял" по Москве! До нас доходили только противоречивые слухи и сплетни. на этой основе приходилось корректировать съемки. Уже тогда это хамское отношение продюсеров к съемочной группе нам не понравилось.
Кстати, о продюсерах. Еще при первой встрече, посмотрев на жуликоватые физиономии членов московской продюсерской группы "одесского разлива", я сказал Пташуку: "Эти нас, мягко говоря, обязательно надуют". На что оптимистично настроенный Михаил Николаевич ответил: "ничего, подпишем договора, пусть тогда попробуют!" С тех пор, по мере приближения окончания съемок договора мы подписывали три или четыре раза, при этом каждый предыдущий договор объявлялся недействительным. В результате этой махинации вся съемочная группа осталась без договоров и, естественно, без денег. Говоря "вся", я имею в виду белорусскую часть группы, т.к. московская часть (осветители, дольщики, водители, оператор "Стэдикама") получила все сполна. Это опять же к вопросу о хамском отношении.
Впрочем, как я говорил, это было понятно с самого начала.
Более непонятным было отрицательное отношение автора романа В.Богомолова к материалу. мы знали, что он "закрыл" в 1972-73 г. почти полностью снятый по его роману фильм режиссера В. Жалакявичюса. Автор говорил Пташуку о причинах закрытия: в основу сценария был взят из романа эпизод с поиском лопатки в лесу, кроме того смершевцы вели себя как "лесные братья", т.е. был идеологический и творческий перекос. Но в нашем случае сценарий написал сам Богомолов , в подготовительном периоде он с Пташуком подробно обговорил все сцены и эпизоды, с художником по костюмам - кто, где, как и когда должен быть одет, актеры тоже его устраивали. Да, у нас были моменты, с которыми можно было не согласиться. Например - включенные фары машин при ночном марше.
Но это были фары всех машин киносъемочной группы (при том, что игровых машин на ходу было 3-4 штуки), и именно они, эти фары, создавали ощущение огромной массы техники и войск. Это - образ. Это - кино.
Или колонна на марше из тысячи солдат. Претензия автора - все молодые, одного возраста, к 1944 году этот возраст был практически "выбит" и на фронт "гребли" всех подряд - от 16 до 60 лет. Претензия справедливая. Но при наших финансовых возможностях набрать в Гродно массовку в тысячу человек разного возраста и возить ее за 30 км на полигон и обратно, снимать почти сутками, без выходных, было нереально.
Военные, как всегда, ценой героических усилий, спасли нас, предоставив людей и технику. Без них этой сцены ( а также других: железнодорожная станция, эшелон, склад, "окружение" леса и т.д.) просто бы не было.
Вполне возможно, что резко изменившееся отношение автора к нашей картине, как нам потом стало известно, было связано с начавшимися переговорами с одним из московских ТВ-каналов - сделать сериал по его роману, что, конечно же, было для него было намного выгоднее. К тому же поговаривали, что полученный гонорар за покупку Белоруссией романа у него прогорел в каком-то банке. Не знаю, но он приложил колоссальные усилия, если не похоронить картину в Белоруссии, то хотя бы не пустить ее в российский прокат. Начал он с Пташука, обвиняя его во всем - и творчески и человечески. Пташук вначале не понял, в чем дело, и даже пытался как-то выяснить отношения, но тот его даже и слушать не желал. маневр автора по снятию режиссера был подхвачен продюсерами, т.к. Пташук поднял перед ними вопрос о деньгах: заплатите хоть что-нибудь группе, прошла уже середина съемок. У меня создалось впечатление, что по мере исчезновения денег у продюсеров само собой созрело решение убрать Пташука с картины, чтобы закрыть картину и списать под это деньги. Но бог был на нашей стороне, снять режиссера не удалось. Но удалось снять вопрос денег - из-за их якобы отсутствия. В последний раз, уже перед перезаписью, Пташук поставил вопрос перед министром культуры Беларуси сосновским условие: если не будут выплачены деньги за этот труд - к перезаписи он не приступит. Тут начался переполох, картина была уже задействована в предстоящих правительс твенных мероприятиях. Пташука удалось уговорить не срывать сроков сдачи картины. Да он и сам независимо ни от его, мне кажется, довел бы свое кино до конца, потому что каждое свое детище безгранично любил и был предан ему до конца.
Что касается финансирования с белорусской стороны, то если оно и было - все уходило на коммунальные платежи и зарплату работников киностудии. Съемочной группе деньги не доставались .Я знаю, что и спустя полгода после окончания съемочного периода на киностудию приходили счета на оплату гостиниц, услуг железной дороги, горючего и т.д.
Фильм получил многочисленные награды:
Приз Президента России за лучшее воплощение темы любви к Родине. МКФ "КИнотавр" Сочи 2001 г.
Гран-при МКФ "Золотой Витязь" 2001 г.
Приз за лучшую мужскую роль. МКФ в Ялте, 2001 г.
Приз за лучшую мужскую роль. МКФ в Санкт-Петербурге 2001 г.
Приз за лучшую разработку темы Великой Отечественной войны. МКФ в Тбилиси. 2001 г.
Приз за лучшую мужскую роль (В.Галкину) МКФ в Брянске, 2001 г.
Приз за лучший художественный фильм на национальном кинофестивале в Бресте 2001 г.
Приз Юрия Озерова за лучшее кинопроизведение на военно-патриотическую тему. КФ "Московский Пегас", Москва 2001 г.
Михаил Николаевич Пташук погиб в автокатострофе в Москве, 26 апреля 2002 года, накануне проведения церемонии "НИКА" (фильм "В августе 44-го" участвовал в 6 номинациях и получил 2 награды).
Он звонил мне накануне, говорил о расписании встреч и дальнейших планах -что выходные забиты делами, и впереди кинофестиваль в Мексике, на который он улетает, потом Лос-Анджелес. (Ему посыпались предложения о сериалах для НТВ и РТР, но Голливуд мощными объятиями настойчиво стал забирать его к себе: американский продюсер Роджер Корман, отсмотрев пташуковские картины, предложил ему разработать американскую военную тему - римейк, но Пташука это не устроило и он предложил несколько своих идей, американцы ухватились, предложили работу в большой студии).
..... Но планам не суждено было сбыться. В понедельник мы прощались с ним в морге Боткинской больницы.
С его уходом в белорусском кинематографе "освободилось" место, которое, видимо, никто не займет. Для этого нужен талант и масштаб Михаила Пташука."
фото с работы над фильмом.
на досуге написала статью в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорышков,_Владимир_ПетровичА то несправедливо как-то получается: его соратники и друзья по цеху там есть, теперь и мой дядя будет. Единственное, с чем я не разобралась, так это как вставить фотографию - в персоналиях обычно сбоку идет вставка -таблица с фотографией и перечислением основной информации.
Вопрос: Нужно ли публиковать мнение Пташука про конфликт с Богомоловым на съемках фильма? интересно кому-нибудь?