"Хованщина" Мусоргского в Мариинском театре.

Sep 17, 2010 00:46

Я почти никогда не пишу о своей работе в ЖЖ, впрочем я вообще мало пишу, но сейчас не об этом :)
В Июне я поработала на самом интересном проекте года, с соучредителями и друзьями музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания) , о самом проекте я всё ещё мечтаю написать позже, пока выложу впечатления о небольшом кусочке нашей "культурной программы" - посещении оперы "Хованщина" М.П. Мусоргского 2 июня 2010 года, считаю, что мне мега повезло, такой вечер - подарок судьбы....






Даже  в рамках Фестиваля «Белые ночи» в Мариинском театре не часто увидишь такие масштабные постановки, я люблю "пьяницу" Мусорского, наверное, после Чайковского самый любимый композитор, но за увлеченностью балетом и странной уверенностью, что в Санкт - Петербурге голосов быть не может, хотя бы из-за климата, и уж всяко они не споют лучше, чем оперные певцы  мирового значения,  я,  в последние годы, как - от отпустила от себя оперу….

Спектакль начинался в 18:00 (!), русские особо добросовестны и уперты, «коль любить так всей душой», если писать оперы, то, по - серьезному,  - Хованщина идёт 5 часов, с двумя антрактами, чистое время «проката» ))) 4 часа!
Либретто  написал сам композитор, заинтересовавшийся историей стрелецкого восстания и началом раскола, к сожалению, Модест Петрович не закончил ни одну из своих опер, Хованщина» - не исключение в списке незавершенных творений: ее тоже доделал по авторским материалам , дописал последнее действие и оркестровал оперу, Н. А. Римский-Корсаков, хороший человек был, как видно
Ему я должна быть обязана за Пятое, самое мощное и самое красивое действие трагедии, правда надо выдержать пытку схлопнутых первого и второго, но галвное - настроиться.
Театр был забит,  и,  хотя «ложами не блистал», но чувствовалась прекрасная атмосфера сопричастности к высокому искусству, без иностранных автобусов, без засилья пафосной публики, осаждающей театр во время премьер, просто пришли те, кто ценит русскую оперу  и понимает почему «Хованщину» ставят и исполняют едва ли не раз в год, сложность постановки, многотрудность исполнения.

Я знала, что существует несколько оркестровок, одна из них - Дмитрия Шостаковича, более мощная, чем у Римского - Корсакова, но прочла в интервью, данном после спектакля, Гергиевым «Шостакович сделал здесь невероятную работу, и я сам подредактировал. Здесь конец не Шостаковича, конец второго акта тоже не Шостаковича. Мы ушли от ответа на вопрос «чья редакция лучше - Шостаковича или Римского-Корсакова». Мы постарались сделать максимум возможным для того, чтобы не выходить за рамки тех музыкальных идей, которые принадлежат точно Мусоргскому самому. И я рискнул, не побоялся остановиться буквально, прописав очень аккуратно в оркестре определенные какие-то вещи, не дополняя это ни мыслями, которые принадлежат Шостаковичу. А в конце я просто повторяю в укрупнении главный мотив сожжения. Мне кажется этот финал достаточно убедительным.

Финал отличался от пластинки с записью Большого Театра, которая была у меня в детстве, я слишком хорошо её помню, но, то что я услышала, меня потрясло,  совершеннейший оркестр чутко реагировал на малейшее движение Маэстро, все пели очень хорошо,  мощные хоры, и драм. игра оперных певцов, всё на высоте, совершенной Жемчужиной была  Ольга Бородина, я помню её совсем юной, , и, как говорили про такого рода пение,  «выла, как собака на заборе», я давно слышала, что она - Народная артистка, и одна из самых лучших меццо - сопрано мира, и убедилась в этом в сразу, с первых нот её глубокого, прочувственного пения -
в этот вечер она была божественна! 
Не только великолепно пела, она создала образ, невероятно цельный, мощный, и сделала свою героиня самой главной….
Тем не менее это была совсем другая Марфа, чем у  Ирины Архиповой,

она молодая, страстная, и неукротимая, у неё нет ни страха, ни преград, «мой»!!! и все тут.
Впрочем, будь я на месте Князя, уж явно предпочла бы её этой визгливой Сопрано Эмме. Я поняла, что мне вообще нравятся глубокие,  колодезные голоса, низкие меццо - сопрано
и я обожаю сцену гадания «не погадать ли тебе, Княже, о судьбе твоей?» в арии мне слышится все самые темные, самые страшные силы, потусторонние, угрюмые и неотвратимые,  и я каждый раз вздрагиваю, когда слышу «тебя ожидает опала» ….высоким голосом судьбу так не предскажешь.

Декорации для 5 действия устанавливали очень долго, лес, скирды раскольников, и вот они вышли, все  в белом, с повязанными, по - старо - русски,  платками, стало страшно.
Марфа, такая спокойная и уверенная в себе, в необходимости поддержать более слабого духом княза Андрея Хованского, весь спектакль промучивщаяся от своей безответной любви, и от его измены, теперь  вручает ему две свечи, и под собственную песнь  Аллилуйя, «венчается» с любимым, чтобы через несколько минут, увести его в огонь.
Добилась - таки своего, чертова девка.
Стоит пальцы скрестив по - старо обрядчески, обнимает его, и такой он жалкий, несчастный, «Марфа, спаси, меня, тяжко, тяжко мне», ага, куда там, когда страшно, и тяжело дышать даже нам, в партере, интересно, как там на галерке живы ли люди....((((
Досифей объявляет «Братья, сподвигнемся» и начинается шествие в белых длинных одеждах,  один за одним, раскольники  входят в дом - последняя, широко осеняя себя крестом - Марфа ...
Скирд горит, и падает его луковичная голова, как на плаху, занавес, меня бьет то ли озноб, или экстаз.

Перед последним действием мой клиент , и друг, М.G. говорит, что патроны музея - одновременно патроны оперы Бильбао, хотели бы поприветствовать Гергиева, и я,  уже, подрагивая, бегу к Администратору, тот любезно направляет меня в № подъезд, там я объясняю охране, что мне нужен ассистент Маэстро, мне выдают местный телефон и Mikel  обращается к кому - то в черную трубку “Marta Petrovna?”
Ещё через 30 секунд выскакивает сам Маэстро и обращается ко мне, указывая на Микела, «Этот?», я энергично киваю, ещё  через  30 секунд, Микел возвращается и говорит, что Гергиев будет ждать нас после спектакля там - то.
Уф! « Ты веришь мне, что я бы и сам это сделал» - Микел мне не без под@ба
Как в Титанике « Я все равно это сделаю, с Вами, или без Вас, но с Вами - быстрее»!
Уверена, что Микел не любит Титаника, но, конечно же, фильм смотрел и фразу помнит!!!
Встреча состоялась, и я впервые увидела Гергиева близко, невероятно харизматичен, очень рад, что они видели “Хованщину” в Бильбао, куда он её привозил, только ОЧЕНЬ устал….



вдохновленная, я пригласила маму и сестру на Открытие сезона, 14.09 на оперу "Хованщина", интересно, что они не нашли её столь замечательной, как я.
Мама выдала мне короткую лекцию, основанную на прочтении Пришвина, а также не скрыла, что такие Досифеи заставляли фанатично гореть, а сами уходили через лаз, при том, что Петр не очень - то и притеснял староверцев.
Однако.
придется разобраться, а то я была вся в восторг ушла...не тут - то было.

yo, pleasure, work, opera

Previous post Next post
Up