Интересные нюансы архитектурных памятников Армянского Нагорья эпохи энеолита.
"Во время раскопок 1977 года на поселении Мохраблур (букв. пепельный холм)к югу от Эчмиадзина в древнейшем XI строительном горизонте, датируемом последней четвертью IV - первой четвертью III тысячелетий до н.э., была исследована круглая в плане постройка N 48. От нее отходила прямолинейная стена, сложенная в толщину двумя рядами сырцовых кирпичей. В кладке были применены кирпичи двух цветов: светло-желтого и темно-серого. Кирпичи уложены в шахматном порядке. Последовательность в горизонтальном ряду кладки следующая: два темно -серых кирпича, затем один светло-желтый, снова два темно-серых и опять один светло-желтый. На вертикальной плоскости стены желтые кирпичи не смыкались друг с другом своими углами. Таким образом, брошенный на стену взгляд не улавливал непрерывных линий цвето, а общий темно-серый фон оказывался расцвеченным светло-желтыми прямоугольниками. Вместе с тем, последние не покрывали хаотически поверхность стены, а были упорядочены диагонально-ритмически. Применение цвето-световых эффектов в куро-араксской культуре было установлено при раскопках Мохраблурского храма первой половины III тысячелетия до н.э. На поверхности камней кладки центральной храмовой башни (или же алтарной платформы), были найдены остатки обмазки, сохранившейся лишь в нескольких местах. В обмазку включено большое количество блестящих кристаллов. Покрытая такой штукатуркой башня-"зиккурат" Мохраблурского храма должна была выделяться своим блеском на солнце, резко контрастируя с сырцевой архитектурой окружающих построек".
Григор Арешян, "Искусство Куро-араксской культуры", 1978 год.