Via
uchitelj.
И особая благодарность автору -
nat_ka.
Оригинал взят у
nat_ka в
Между солнцем и землей - часть 6, Севанаванк Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин.
Маршрут по Армении на 5 дней Между солнцем и землей (Армения, октябрь 2012 года), часть 1 - подготовка и полезное Между солнцем и землей - часть 2, Хор ВирапМежду солнцем и землей - часть 3, монастырь Нораванк Между солнцем и землей - часть 4, Джермук и АрениМежду солнцем и землей - часть 5, Гошаванк Утром этого дня (день 3 нашей поездки) мы успели съездить в горы в Дилижан и монастырь Гошаванк, и вернуться к озеру Севан, мимо которого утром проскочили, лишь из машины любуясь синей гладью воды. Это одно из самых больших озер а мире (в Средние века его даже называли морем) и второе по величине горное озеро в мире по объемам пресной воды (после озера Титикака). Красоты озеро необычайной - мы провели на его берегах несколько часов, и из каждой точки нашего маршрута оно казалось нам совершенно другим...
Одна из основных и, пожалуй, самых посещаемых достопримечательностей озера - монастырь Севанаванк(название монастыря предположительно возникло от словосочетания "сев" - «черный» и "ванк" - «монастырь» стены монастырских строений имеют черный цвет). Когда-то гора, на которой высится монастырь, была скалистым безлюдным островком примерно в трех километрах от берега, на котором жили разве что рыбаки, и только около ста лет назад озеро стало мелеть и островок стал полуостровом.
Когда в 301 году Армения приняла христианство, в ней активно стали строиться церкви и монастыри, и сам Григор Лусаворич (см. Хор Вирап) основал здесь две первые церкви - Св. Арутюн и Св. Карапет. Расширение монастыря связывают с именем принцессы Мариам, дочери основателя династии Багратуни, Ашота Багратуни, которая покровительствовала монастырю, отсюда же и второе название монастыря - Мариамашен, "построенный Мариам". В 874 г. на средства принцессы строится церковь Сурб Аствацацин. Жил монастырь как на пожертвования правителей, так и на доходы от рыбной торговли. В X в. гостем монастыря был царь Ашот Железный, который одержал решающую победу в Севанской битве 924-925 гг., восстановив царство рода Багратуни. После нашествия монголов монастырь пришел в упадок и стал возрождаться в начале XV века, когда здесь была основана школа, учебная программа которой повторяла программу Татевского монастыря. В XVI-XVII вв. были разрушены монастырские стены, служившие верой и правдой обители многие века, а в 1930 году с острова уехал последний монах. В 1931 г. была разрушена церковь Сурб Аствацацин, а ее материал использовали для строительства дома отдыха поблизости. В 1936 г. монастырь сильно пострадал от землетрясения. Сейчас все выглядит гораздо веселее: стены и разрушенная церковь восстановлены, и в монастыре нет отбоя от гостей, особенно в выходные и в солнечную погоду.
Как утверждает стенд на входе (а не доверять ему у меня нет оснований), сейчас монастырский комплекс состоит из церквей Св. Аракелоц (справа) и Св. Карапет (слева),
руин притвора, частично восстановленных монашеских келий и остатков фундамента церкви Св. Арутюн. Церковь Сурб Аствацацин и ее притвор больше не существуют. Тем не менее, в википедии (не только в русской, в английской и немецкой тоже) утверждают, что то, что на месте называется церковью Св. Карапет , является церковью Сурб Аствацацин. Я все-таки буду придерживаться наименований, которые указаны на стендах.
Маленькая церковь Св. Карапет представляет собой сооружение с тремя апсидами и куполом. Конструкция из трех апсид позаимствована из готической архитектуры.
Церковь Св. Аракелоц была построена примерно в одно время с разрушенной церковью Сурб Аствацацин, в конце IX в. на средства принцессы Мариам, которая дала обет построить 30 церквей в память об умершем муже.
Рядом - руины притвора церкви, по сути, тоже полноценной постройки, которая до нашего времени не сохранилась, но видны фундаменты 6 колонн.
Севанаванк имеет большую коллекцию хачкаров, особенно ценятся те, что сделаны из светло-зеленого камня (андезита), добытого в районе Севана. Замысловатая вязь этих узоров несколько диссонирует с общей аскетичностью монастыря.
Внутри церкви
В верхней части монастыря - руины самой старой церкви - Св. Арутюн. Ее заложил в 305 г. сам Григор Лусаворич. Она являлась одной из уникальных в Армении центральнокупольных базилик, которые стали позднее характерной частью армянских трехнефных церквей. У церкви был большой впечатляющий купол, который обрушился во время одного из землетрясений (купола такого типа вообще долго не стояли, но на другой стороне озера в деревне Содк купол таки уцелел и его можно посмотреть).
Если подниматься на самый верх острова, то народу там практически уже нет - разве что кто-то забредет случайно, вроде нас. Как водится, пощелкали во все стороны.
На одном из склонов, ближе к монастырю,то ли чьи-то дачи, то ли бывший дом отдыха, напоминающий архитектурой рояль.
С другого конца островка наткнулись на ограду, а за ней - дача президента Армении.
Я уже упоминала, что приехали мы сюда в воскресенье, поэтому, кроме туристов, в монастыре было еще и несколько свадеб.
Вернувшись к монастырю, мы направились в деревню Норадуз, смотреть хачкары.
И немного "отсебятины".
Так как у автора комментарии только для друзей, выскажусь здесь.
1. Спасибо большое за красивый и детальный пост.
2. Автор права: Св.Карапет - это церковь Аракелоц, а большая церковь называется Св.Аствацацин. Я специально порылась в книгах, и Вараздат Арутунян в "Истории армянской архитекторы", и Армянская энциклопедия (С.Мнацаканян "Севананванк") указывают именно Аракелоц и Аствацацин. Как вкралась эта ошибка в стенд и чем она обусловлена, я не знаю. Обещаю спросить, когда в очередной раз доеду до Севанаванка. Если у читающих данный пост френдов есть книги по архитектуре Армении, посмотрите и вы, пожалуйста (и что именно основал Григорий Просветитель: часовню или церкви).
3. Севанская битва датируется 921 годом, в 922 г. Ашот был признан Арабским халифатом шахиншахом Армении.
4. И последнее: "Маленькая церковь Св. Карапет представляет собой сооружение с тремя апсидами и куполом. Конструкция из трех апсид позаимствована из готической архитектуры".
Готика, как стиль, датируется XII веком, если я не ошибаюсь. Севанский монастырь построен в IX веке. Вараздат Арутунян в "Истории армянской архитектуры" связывает трехапсидный стиль севанской церкви с раннесредневековыми трехапсидными малыми храмами (Аламани, Талинская малая церковь, Аштарак Кармравор). Хотелось бы поподробней, если среди френдов есть архитекторы. Ибо я не архитектор)