O see a World in a Grain of Sand
And a Heaven in a Wild Flower,
Hold Infinity in the palm of your hand
And Eternity in an hour...
William Blake
Հայերեն՝
այստեղ:
Уильям Блейк (1757-1827) - один из самых талантливых и оригинальных личностей своего времени, гениальный самоучка - художник, гравер, поэт и философ.
Человек, который всю жизнь пытался прорваться сквозь стереотипы и устои своей эпохи.
"Ты человек, Бог - не больше, чем ты, научись же поклоняться своей человечности”, - твердил он на протяжении всей своей жизни.
Его творческое наследие своеобразно: его литературные труды очень часто идут вразрез нормам литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философские воззрения не вполне логичны и не всегда понятны. Однако, если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное и величественное.
В творчестве Блейка ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII - первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, а стиль его работ отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение.
Библия была для Блейка основным источником вдохновения, однако всю жизнь Блейк пытался перешагнуть через церковные каноны и теологические догмы и трактовать Библию так, как понимал ее он сам. Свое восприятие личности Христа Блейк выразил в поэме
The Everlasting Gospel, которое начинается словами:
The Vision of Christ that thou dost see
Is my vision’s greatest enemy…
Христос, которого я чту,
Враждебен твоему Христу…(
перевод С.Маршака)
У Блейка не было средств для типографского издания первого цикла своих стихов «Песен неведения” (1879г.), и он обратился к средневековому способу печати: вырезал на металлической пластине одновременно стихотворный текст и иллюстрацию. Более того, Блейк изобрёл новую технику - выпуклую гравюру на меди, при которой краска наносилась не в процарапанные углубления, а на выпуклые участки. Благодаря своему изобретению художник добился пластичной, упругой и изысканной линии рисунка, созвучной музыкальному ритму его стихов.
Этим способом гравировки Блейк выполнил иллюстрации к большинству своих поэм - «Песен невинности и опыта”, “Бракосочетание Рая и Ада”, “Иерусалим” и др.
Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Написал много картин на библейские темы и выполнил иллюстрации к произведениям Шекспира и Джона Мильтона.
В конце жизни Блейк получил от своего друга художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге Иова, а также к “Божественной комедии” Данте Алигьери. Успешно выполнив гравюры к "Книге Иова”, Блейк к сожалению не успел довести до конца работу над "Божественной комедией”.
В 1827 году Блейк умер в полной нищете и был похоронен в общей могиле. Открытие его творчества произошло в середине XIX в. благодаря прерафаэлитам, а в XX столетии пришло всеобщее признание. В Вестминстерском аббатстве в Лондоне - усыпальнице английских королей, государственных деятелей и знаменитых людей - рядом с памятниками известным поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.
“Моё сердце полно будущего”, - любил повторять Блейк. К счастью, и само будущее оказалось к нему благосклонным.
Некоторые из картин и иллюстраций Блейка:
"Элохим и создание Адама"
" И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.կ": Бытие 2:7
"Авель"
" И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;" Бытие 4:11
"Большой красный дракон и жена солнце"
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…”
Откровение 12:1-7
"Геката"
Древнегреческая богиня ночи и повелительница мрака
"”Три тела у Гекаты, соединенных воедино, шесть рук и три головы. Зевс - царь богов - наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой".
"Жалость"
“И жалость, будто голенький младенец,
Влекомый вихрем или херувим,
На скакунах невидимых воздушных...»
Шекспир “Макбет”
"Смерч возлюбленных"
"Всю жизнь любовью пламенной сгорая,
Мечтал я в ад попасть, чтоб отдохнуть от рая..."
"Беатриче и Данте"
“Как вслед светилам вставшие светила,
Четыре зверя взор мой различил.
Их лбы листва зеленая обвила;
У каждого - шесть оперенных крыл;
Крыла - полны очей; я лишь означу,
Что так смотрел бы Аргус, если б жил…”
Данте “Божественная комедия” Чистилище, песнь XXIX, 91-96
Следующий пост будет посвящен иллюстрациям Блейка к "Книге Иова"